Этиология нарушений речи.
статья по логопедии на тему

Под ПРИЧИНОЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiologiya_narushenii_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

     Термин «этиология» греческий и обозначает учение о причинах. В это понятие входят и причины нарушений и предполагающие факторы.

     Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений начали разрабатываться с 20-х годов ХХ века. Так, С.М.Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатомическом строении речевого аппарата, недостаточность воспитания в детстве, а также «общие невропатические состояния организма».

      Один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

     К ОРГАНИЧЕСКИМ причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины Хватцев объяснял с позиции учения И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМ причинная он относил умственную отсталость, нарушения памяти и другие расстройства психических функций. Важную роль М.Е. Хватцев отводил и СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ причинам, понимая по ним различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

      Достижения последних десятилетий в области биологии,эмбриологии, теоретической медицины, медицинской генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение ЭКЗОГЕННЫХ (внешних) и ЭНДОГЕННЫХ (внутренних) вредностей и их возникновении.

   

                                                                                                         

  Под ПРИЧИНОЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Установлена тесная взаимосвязь между внешними и внутренними факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

     В появлении речевых нарушений большую роль играют и специальные условия, т.е. факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи.

      В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Это группа ОРГАНИЧЕСКИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРИЧИН, при поражении головного мозга, и группа ОРГАНИЧЕСКИХ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ПРИЧИН, при нарушении морфологического развития периферического речевого аппарата.

      Под ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКИМИ факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют ВНУТРИУТРОБНУЮ (ПЕРИНАТАЛЬНУЮ) ПАТОЛОГИЮ ; ПОВРЕЖДЕНИЕ ПРИ РОДАХ (нательная патология) и ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ (постнатальная патология).

     Поражения нервной системы, которые объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения, обозначаются термином «ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ».

     АСФИКСИЯ (кислородное голодание плода в момент родов) и РОДОВАЯ ТРАВМА, приводящая к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. ВНУТРИЧЕРЕПНЫЕ КРОВОИЗЛИЯНИЯ могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи КОРКОВОГО ГЕНЕЗА (АЛАЛИЯ). При локализации поражения мозга в области структур,

обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают тяжелые нарушения звукопроизносительной стороны речи – ДИЗАРТРИЯ.

     В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ КРОВИ МАТЕРИ и ПЛОДА по резус-фактору. Выделение непрямого билирубина приводит к специфическим нарушениям речи и слуха.

     НАРУШЕНИЯ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА – ЭМБРИОПАТИИ могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

     При ВНУТРИУТРОБНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА отмечаются наиболее ТЯЖЕЛЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, сочетающиеся, как правило, с другими дефектами развития ( слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Наиболее тяжелые поражения плода отмечаются при заболеваниях женщины в период от 4 недель до 4 месяцев беременности краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями.

     У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются : асимметрия черепа, аномалии неба, дефекты развития верхней челюсти, аномалии прикуса.

     В результате воздействия ОРГАНИЧЕСКИХ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ПРИЧИН в период внутриутробного развития могут появиться аномалии в анатомическом строении периферического речевого аппарата, нарушения его морфологического развития, которые приводят к органическим речевым нарушениям периферического происхождения. Примером речевых расстройств, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами неба.

     Речевые нарушения могут возникать и в резутьтате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребенка после рождения, на последующих этапах его развития (нейроинфекции, травмы, опухоли мозга и др.). Структура таких

речевых нарушений будет зависеть от времени воздействия, вредности и локализации поражения мозга.

     Таким образом, при оценке роли ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКОГО ФАКТОРА в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.

      Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеются и НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, в частности при ринолалии, заикании, нарушениях письменной речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием доже незначительных факторов.

     Наследственные факторы могут играть ведущую роль в возникновении «вторичных» речевых нарушений, наблюдаемых при хромосомных синдромах и наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы. Синдромы речевых расстройств наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях обмена веществ (при фенилкетонурии и др.).

     ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ не приводят к изменению в строении речевого аппарата, нарушают только его функцию. К ним относятся социально-психологические причины, связанные с неправильным воспитательным подходом к ребенку в отношении речи (отсутствие эмоционально-положительного окружения; подражание взрослых неправильной речи ребенка – «сюсюканье»; перегрузка речи сложным речевым материалом, не соответствующим возрасту и развитию ребенка; недостаток внимания к речи ребенка или излишняя требовательность к ней; двуязычие или многоязычие в сесье и др.).

     Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость звукопроизношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ.

     Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с

близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.). Это задерживает развитие речи, а при острых психитравмах может вызвать у ребенка мутизм, невротическое заикание.

     Нарушения речи могут быть обусловлены также общей физической ослабленностью ребенка, различными заболеваниями внутренних органов: рахитом, нарушениями обмена веществ и др.

     Нарушения речи могут вызываться и неблагоприятными СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМИ УСЛОВИЯМИ, приводящими к микросоциальной педагогической запущенности, нарушением эмоционально-волевой         сферы и дефициту в развитии речи. Большое значение имеет ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми). Особое значение имеют нарушения взаимосвязи матери с ребенком в первые годы жизни. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речи, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким лицом.

     Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде  ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с явными дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, у детей с церебральным параличом и др.), отстают в развитии речи.

     При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

     АНАЛИЗ ЭТИОЛОГИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Этиология нарушения речи.

Обзорный, теоретический материал. Посвящён теоретическому обзору возникновению нарушений речи....

Этиология нарушений речи.

Термин этиология –                   греческий, обозначает учение о причинах (этио – причина, логос – на...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии и степени выраженности.

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста в решении вопросов коррекции и развития коммуникативных и социальных навыков, устно...