Этиология нарушений речи.
презентация к уроку по логопедии на тему

Марина Сергеевна Куликова

 

Термин этиология –                   греческий, обозначает учение о причинах (этио – причина, логос – наука, учение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon etiologiya_narusheniy_rechi.ppt174.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этиология нарушений речи Учитель-логопед: М.С. Куликова

Слайд 2

Этиология Термин этиология – греческий, обозначает учение о причинах (этио – причина, логос – наука, учение).

Слайд 3

Этиология нарушений речи по М. Е Хватцеву Все причины речевых нарушений разделены на внешние(экзогенные) и внутренние(эндогенные), подчёркнуто их взаимодействие. Выделяются: органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины

Слайд 4

Под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом аспекте развитие речевой деятельности ребёнка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей ребёнка с внешним миром.

Слайд 5

Критические периоды в развитии речевой функции. Первый (1-2года жизни): Формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. Происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока(критический возраст ребёнка 14ࠠ[18 месяцев). Любые неблагоприятные факторы, могут сказаться на развитии ребёнка. Второй(3 года): В этот период может возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Это связано с переходом от ситуативной речи к контекстной, появляется рассогласованность в работе ЦНС. Третий (6-7 лет): Начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка. При предъявлении повышенных требований могут происходить«срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Слайд 6

Критические периоды - предрасполагающие условия, они имеют самостоятельное значение и сочетаются с другими неблагоприятными факторами – генетическими. Общей ослабленностью ребёнка, дисфункцией со стороны нервной системы.

Слайд 7

Экзогенно-органические факторы Различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации) на ЦНС ребёнка и на его организм в целом. Экзогенно- органические факторы Внутриутробная патология (пренатальная) Повреждение при родах (натальная) Воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная) Сочетание пренатальной и натальной патологии (перинатальная паталогия)

Слайд 8

Перинатальная паталогия Асфиксия и родовая травма - > - > внутричерепные кровоизлияния (речевые зоны \ зоны речедвигательного механизма речи) - > -> нарушения коркового генеза (алалия) \ нарушения звукопроизносительной стороны речи (дизартрия) В этиологии речевых нарушений у детей определённую роль может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода - > -> непрямой билирубин (токсичное в-во для ЦНС выделяющееся из эритроцитов)- > -> нарушения звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха

Слайд 9

Пренатальная паталогия Внутриутробные поражения мозга - > наиболее тяжёлые речевые нарушения У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются множественные дизамбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба, дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия. Пример: открытая ринолалия. Нарушения внутриутробного развития плода – эмбрионопатии, могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемов лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

Слайд 10

Таким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств и детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности нервной системы ребёнка. А также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы обусловлены изменениями генетической информации. В их основе лежат генные мутации. Специфические речевые нарушения наблюдаются и при фенилкетонурии – наследственном заболевании, обусловленном нарушением обмена фенилаланина, и других наследственных заболеваниях обмена. Все эти нарушения рассматриваются как синдромы в структуре наследственно-обменных заболеваний нервной системы.

Слайд 11

Этиологические факторы сложны и полиморфны, наиболее часто встречаются сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Этиология нарушения речи.

Обзорный, теоретический материал. Посвящён теоретическому обзору возникновению нарушений речи....

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Этиология нарушений речи.

Под ПРИЧИНОЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых после...

Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии и степени выраженности.

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста в решении вопросов коррекции и развития коммуникативных и социальных навыков, устно...