РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.
статья по логопедии на тему

РЕЧЬ не является врожденной способностью, а развивается в процессе ОНТОГЕНЕЗА (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_ontogeneze.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

РЕЧЬ не является врожденной способностью, а развивается в процессе ОНТОГЕНЕЗА (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы выявить патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

     Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непонятный звуки, крик, хныканье и др., выражающие ощущения голода, боли или какого либо дискомфорта. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов несмотря на разные языки и культуры. Эти звуки являются предшественниками речи, и по их интонации выразительности мать может определить, что ребенок голоден и у него что то болит и т.д. Хотя эти звуки еще не имеют ничего общего с речью, они очень важны, поскольку способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата, дыхательного, голосового и артикуляционного.

     Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца, ГУЛЕНИЕ. В начале это простые певческие и гортанные звуки, затем они становятся более разнообразными, а примерно в 5 месяцев ребенок пытается повторить артикуляционные движения губ взрослых. И эти многократно повторяемые движения приводят к закреплению двигательного навыка. Так же осуществляется процесс понимания речи (имперессивная речь), различение интонации, различение слов обозначающих действие.

  Между 4-м и 5-м месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – ЛЕПЕТ, которые совпадает с формированием у ребенка функции сидения. Голосовой поток начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

     Гуление и первый этап лепета не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они не являются филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи.

     Начиная с 6-месяцев ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, дя-дя-дя, па-па-па и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи но и интонации, ритм, темп и тон. К 8-му месяцу часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения. Он уже научился воспринимать отдельные звук и может связывать их с предметами или действиями (тик-тик, дай-дай, на, бух), что позволяет образованию временных связей, т.е. запоминанию слов и реакций на них.

     Как правило к 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, дядя, папа, баба). К году его словарный запас содержит 10-15 слов. Эти проявления двигательной функции речевых органов принято называть доречевым, и они являются  основой для воспроизведения первых слов.

     Поскольку речь не является врожденной способностью человека, то для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Очень большое значение имеет окружающая среда. Необходимо, чтобы ребенок получал новые яркие впечатления, надо создать такую обстановку вокруг малыша, которая бы максимально способствовала развитию движений и речи, а не задерживала его физическое и психическое развитие. Речь взрослых должна быть четкой и неторопливой, правильной. Многие родители делают ошибку, стараясь подлаживаться под детский язык. Чем больше родители будут разговаривать с

ребенком, тем больше будет его пассивный словарный запас из которого впоследствии развивается активный словарь.

     К двум годам такой словарь насчитывает примерно 250 - 300 слов. Фразы становятся все более длинными и сложными, а произношение слов улучшается, речь становится средством общения (становление экспрессивной речи), идет активное накопление словаря.  Все дети начинают говорить в разное время одни к этому возрасту могут довольно связно выражать свои мысли, другие только начинают произносить короткие фразы. Волноваться еще рано, но если к трем годам ребенок не начал говорить, то необходимо обратиться к специалистам за консультацией.

     Маленькие дети чаще всего имеют следующие ошибки при произношении:

  1. Плохо произносят шипящие фонемы Ш,Ж,Ч,Щ.

А) Произносят нечетко

Б) Заменяют их свистящими С,З “коса”- каша,”зук” – жук, иногода Ш заменяют на Ф “фапка”- шапка, Ж на В “вук” – жук, Ч на Ц или Ть “оцки “ “отьки” – очки, Щ на Сь или Ть “сенок” “тенок” – щенок.

В) Пропускают апка – шапка, ук-жук.

2.Звуки Р и Л.

А) Пропускают и искажают ак – рак, ыба – рыба.

Б) Заменяют их звуками Л,В,Й (як – рак, лабота – работа, колова – корова, ампа – лампа, ямпа – лампа).

3. Свистящие звуки С,З,Ц искажаются

А) произносят недостаточно четко

Б) пропускают (амок – замок,  веток – цветок).

В) С заменяют на Ф (фобака – собака), З на В ( вамок – замок), Ц на Т (тветок – цветок).

4. Звуки Г,К,Х.

А) пропускают (леб – хлеб), (ром – гром)

Б) заменяют на Т и Д (тлеб – хлеб), (дости – гости), (тоска – кошка).

     В три года словарь должен составлять примерно 800 – 1000 слов, речь полноценное средство общения, формируется фонематический слух. Трехлетние малыши говорят еще короткими фразами,

состоящими из двух-трех слов и хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен, часто бывает искажен род имен существительных (один машин), несогласованны падежи окончания (у меня нет другов). В этом возрасте характерно сокращение слова, когда выпадает первый или безударный слог (лисопед – велосипед, милинел – милиционер), буквы переставляются местами, взаимомоупотребляются. Фантазия малышей нескончаема по этому все неправильности этого возраста довольно трудно перечислить. Однако постепенно все недочеты уменьшаются и к четырем годам многие уже овладевают правильным звукопроизношением.

     Обычно к 4-м годам все неправильности речи исчезают, дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к  5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение.

      В 6 лет ребенок умеет говорить все звуки. Достаточный объем словарного запаса (владеет обобщающими словами), полное овладение грамматическим строем речи. 6 – 7 лет начало развития письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"

Активизация знаний педагогов  по логопедии....

развитие речи в онтогенезе

этапы развития речи...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе...

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

Развитие речи в онтогенезе.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни). Для того чтобы выявить патологию речи, необходимо...

Развитие речи в онтогенезе.

В данной статье подробно раскрываются этапы развития речи в онтогенезе....