Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"
методическая разработка по логопедии по теме

Хоботова Наталия Валентиновна

Активизация знаний педагогов  по логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_dlya_logopedov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Развитие речи в онтогенезе»

Цель: активизация знаний педагогов  по логопедии.

Оборудование: жетоны 2 цветов, 2 музыкальных инструмента, памятки (по количеству участников); магнитная доска, цифры; карточки с заданиями.

Ход игры:

Распределение участников игры на 2 команды с помощью цветных жетонов; выбор жюри.

  1. Задание. Придумать название команды, девиз.

  1. Речь формируется по периодам, этапам.  Задание: назовите их, укажите возраст.

Формирование речи происходит в 2 периода:

  1. дофонемный (от рождения до года);
  2. фонемный (после года).

А.Н.Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:

  1. подготовительный (с момента рождения до года);
  2. преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
  3. дошкольный (с 3 лет до 7);
  4. школьный (от 7 до 17 лет).

  1. Задание.  Назовите речевые вокализации в дофонемном периоде, укажите возраст появления данных вокализаций.

В дофонемный  период различают 4 речевые основные вокализации:

1.гуканье (короткие тихие вскрики – смычные – г, к);

2.гуление (протяжные плавные звуки – а); гуление в норме появляется с 2 мес. до 5 мес.

3.гуление развёрнутое (агу, абу); в норме – с 3 - 7 мес.

4.лепет: слоговой лепет (с 6 - 8 мес.)

  1. Что появляется у детей в самом начале фонемного периода?

В самом начале фонемного периода (с 10 мес. до 1 года) у детей появляются слова. С появлением первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. Первые слова ребёнка носят обобщённо-смысловой характер. Одним и тем же словом он может обозначить и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такую  речь называют ситуационной.

  1. Задание. Перечислите условия для развития правильной речи.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. Так, ребёнок должен:

  1. быть психически и соматически здоровым;
  2. иметь нормальные умственные способности;
  3. иметь нормальный слух и зрение;
  4. обладать достаточной психической активностью;
  5. обладать потребностью в речевом общении;
  6. иметь полноценное речевое окружение.

Таким образом, мы видим, что ребёнок должен быть, не только здоров и активен, но и развиваться при полноценном речевом окружении и хотеть общаться. Ведущая роль в этом принадлежит близким ребёнка, прежде всего – родителям. Именно они, а в большей степени мать, постоянно находятся рядом с малышом. Родители должны разговаривать со своим ребёнком с самых первых дней. Так они активизируют его потребность в общении. Кроме того, родители обязаны следить за своей речью. Зачастую они «сюсюкают», искажают слова и звуки, в результате у ребёнка воспитывается искажённое звукопроизношение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребёнка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

  1. Задание. Провести физкультминутку любому участнику со своей командой.

  1. К становлению нормального звукопроизношения имеют отношение 2 анализатора.

Задание. Назовите их. Какой анализатор развивается раньше?

К становлению нормального звукопроизношения имеют отношение 2 анализатора:

  1. речеслуховой;
  2. речедвигательный.

Они постоянно взаимодействуют между собой, но речеслуховой развивается раньше, практически дифференциация всех звуков происходит уже в 2 года. Речедвигательный – к 5-6 годам. У речеслухового анализатора – ведущая роль. Он сравнивает звукопроизношение свое с образцом и старается его достичь. В случае нарушения деятельности речеслухового анализатора образец размывается и изначально формируется неправильное звукопроизношение. Произношение звуков речи подчинено возможностям речедвигательного анализатора.

  1. Задание. По какому принципу идёт усвоение звуков?

Общий принцип усвоения звуков – от простого к сложному (вначале простые по артикуляции, затем сложные). Раньше формируются звуки, которые совпадают с какими-нибудь безусловными рефлексами (губные -  м, п – близки к сосательным; заднеязычные – к, г, х – к покашливанию). Раньше усваиваются смычные, т.к. смычка более грубое движение, позже щелевые, т.к. важна форма щели.

1-2 года – а, о, э, м, п, б

2-3 года – и, у, ы, ф, в, т, д, н

3-5 лет –  с, з, ц, ш, ж, ч, щ

              5-6 лет –  л, р.

 

  1. Задание. Что формируется параллельно с фонетической стороной речи?

Параллельно с фонетической стороной формируется лексика, грамматическая сторона речи.

 

   10. Задание. Распределите по возрастам объём словаря. (Карточки).

С полутора лет слово приобретает обобщённый характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоение знаний, накопление новых слов.

              К 1 году ребёнок произносит 10-15 слов,

к концу 2-го года - 200 – 400 слов; на протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребёнка происходит значительное накопление словаря.

к 3-4 годам – около 1000 слов.

Накопление словаря в значительной мере зависит от речевой среды, в которой находился ребёнок.

Активный словарь ребёнка к 4-6 годам достигает 3000 – 4000 слов.

Значения слов ещё больше уточняются и во многом обогащаются. 

  1. Задание. Распределите по возрастам усвоение детьми различных структур предложения. (Карточки)

На 2-м году жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребёнок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования. Затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

В дошкольный период дети овладевают связной речью. После 3-х лет происходит значительное усложнение содержание речи ребёнка, увеличивается её объём. Это ведёт к усложнению структуры предложений, и дети начинают овладевать способами словоизменения и словообразования.

1 год – аморфные слова – предложения (одно слово или корень слова);

1,5-  2,5 года – простое нераспространённое предложение;

2 –3,5 года – распространённое предложение (фразовая речь, предложения);

      с 3,5 лет – формирование сложносочиненного предложения, позже      сложноподчиненного предложения.

В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ рассказа из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

Вывод: Итак, мы с вами, уважаемые педагоги, активизировали знания по теме: «Развитие речи в онтогенезе». Мы знаем, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представить весь путь последовательного речевого развития в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, и для построения коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.

Подведение итогов деловой игры.

Конспект

Деловая игра

 

                           

       

 

Учитель-логопед МБДОУ № 9

Хоботова Н.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по развитию речи

Цель мероприятия: активизировать деятельность педагогов....

деловая игра по развитию речи

приемы по развитию речи...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....

Деловая игра по развитию речи.

Цель. Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать н...

Деловая игра по развитию речи

Цель: Способствовать приобретению опыта коллективной работы; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще....

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...