РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему

Гурина Анна Борисовна

 

         Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)

       Цель программы -  коррекция речевых нарушений у обучающихся младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития).

       Задачи:

  • формировать познавательный интерес и расширять общий кругозор;
  • формировать слуховое внимание, фонематическую систему речи;
  • расширять словарный запас, улучшать понимание содержания смысла рассказов, сюжетных картин;
  • развивать на практической основе навыки словообразования, правильного  построения различных типов предложений, соблюдения порядка слов;
  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • формировать связную речь;
  • воспитывать культуру общения, желание взаимодействовать с социумом, умение внимательно слушать друг друга;
  • способствовать развитию у ребенка возможностей принятия общественных норм, способствовать социализации ребенка с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progoramma_onr_1.docx78.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ МАРЬИНА РОЩА ИМЕНИ В.Ф. ОРЛОВА»

улица Октябрьская, д.81, Москва, 127521                                                                 E-mail: 237@edu.mos.ru

телефон:  (495) 689-11-24, факс (495) 689-11-06

ОГРН 1157746654141, ИНН 9715206976 КПП 771501001

                 

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                        И.о. директора ГБОУ

  «Гимназия Марьина Роща

имени В.Ф. Орлова»

                                                 __________/Гуров Д.А./

                                                          «___»_________________20___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА.

«Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

(I уровень речевого развития)» 

 

Составитель:  

учитель – логопед Гурина Анна Борисовна.

Москва 2017 г.


Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.

 В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (1.3), принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) (1.4).

В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в  ДОУ в отношении детской речи.

С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда в ДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации требований Стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Примерная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики, отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

Данная рабочая программа учитывает рекомендации Стандарта о максимально допустимом объёме образовательной нагрузки, который должен соответствовать санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённый  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 15 мая 2013  г. № 26, (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564) (3.2.9).

Примерная рабочая программа разработана  на основе нормативно-правовых  актов  и документов:

1.ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12. (пункт 6 статьи 12): «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определяет структуру и объем образовательной программы, условия ее реализации.

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15. 05.2013 г. определяют требования к организации образовательного процесса.

4. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». - Министерство образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года №08-249.

5. Письмо Департамента образования г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».

6.Будже Т.А., Докукина О.С., Никитина Т.А. «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО». - Московский центр качества образования, 2014.

Примерная рабочая программа разработана на основе примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в «Речевой» образовательной области использование логопедической поддержки. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

При разработке рабочей программы по коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития) учитель-логопед использует методики программ:

1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Я учусь говорить. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет».- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-92с.

2. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушения речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 240 с.

3. Нищева Н.В.  Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 624 с.

4.Учебное издание Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.  «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ»,  Москва «Просвещение» 2008г.

         Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)

       Цель программы -  коррекция речевых нарушений у обучающихся младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития).

       Задачи:

  • формировать познавательный интерес и расширять общий кругозор;
  • формировать слуховое внимание, фонематическую систему речи;
  • расширять словарный запас, улучшать понимание содержания смысла рассказов, сюжетных картин;
  • развивать на практической основе навыки словообразования, правильного  построения различных типов предложений, соблюдения порядка слов;
  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • формировать связную речь;
  • воспитывать культуру общения, желание взаимодействовать с социумом, умение внимательно слушать друг друга;
  • способствовать развитию у ребенка возможностей принятия общественных норм, способствовать социализации ребенка с нарушениями речи.

Срок реализации.

         Освоение Программы рассчитано на 1 год. Работа учителя - логопеда с детьми  младшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития) осуществляется на основе рекомендаций психолого–педагогического консилиума  «Гимназии Марьина Роща им. В.Ф. Орлова», а также, при наличии ,  заключения и рекомендаций  ЦПМПК г. Москвы. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микро - группе (2-3 человека). Периодичность микро - групповых и индивидуальных занятий определяется психолого–педагогическим  консилиумом  «Гимназии Марьина Роща им. В.Ф. Орлова», в зависимости от тяжести нарушения речевого развития, а так же наличия заключения  и рекомендаций ЦПМПК г. Москвы. Логопедические занятия проводятся  1- 3 раза в неделю. Продолжительность индивидуального  и микро - группового занятия не должна составлять более 30 мин.

Состав участников.

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной).

          При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены,

активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,

звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.

Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Принципы, методы и формы организации коррекционно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

 принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

  принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей, сензитивных периодов речевого развития и характера патологического процесса. Необходимо обязательно учитывать доминирующий (предметно-практический) вид деятельности ребёнка трёх лет.

 принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков. Этот принцип учитывает положение об онтогенетической последовательности усвоения логико-смысловых отношений в речи.

  принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

При реализации программы используются следующие технологии:

  • развивающее обучение,
  • личностно-ориентированное обучение,
  • компьютерные технологии обучения,
  • игровое обучение,
  • авторские педагогические технологии.

 Методы обучения классифицируются по уровню активности (объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический и проблемное изложение материала) и по функциям (устного изложения, закрепления, самостоятельной работы по усвоению  и применению знаний).

Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий является игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника и ей отводится главенствующее место. Игра - метод, при котором игровая деятельность сочетается с объяснениями, показом, указаниями и вопросами, являющимися дополнительными приемами. Основными видами этого метода являются сюжетно-ролевые игры.

В ходе занятия   могут быть использованы различные методы и приемы, наиболее соответствующие содержанию коррекции и познавательным возможностям ребенка, способствуя тем самым активизации его познавательной деятельности.

На выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени направлено логопедическое обследование. Каждый ребенок обследуется индивидуально. В зависимости от характера и тяжести речевого нарушения выборочно используются стандартные логопедические задания и авторизированная методика.

Диагностический инструментарий.

В качестве диагностического инструментария мы рекомендуем использовать адаптированную методику Безруковой О.А. и Каленковой О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс: методическое пособие для педагога и иллюстративный материал для проведения диагностической процедуры по определению уровня речевого развития детей 3, 4, 5, и 6 лет. Изд. Русская Речь. М., 2014.

Особое внимание уделяется оценке словарного запаса, прежде всего его количественного состава. Необходимо выявить, достаточно ли этой лексики для осуществления полноценной коммуникации. Неблагоприятный признак – дефицит предикативного словаря. При оценке грамматических навыков особое внимание уделяется сформированности словоизменительных навыков (изменения личных

В итоге проведения диагностики, складывается целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.

Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

1.развитие понимания речи;

2.развитие активной подражательной речевой деятельности;

3.  развитие не речевых ВПФ: внимания, памяти, мышления.

Содержание работы включает в себя:

  • Развитие лексико-грамматической стороны речи. Основное внимание уделяется формированию словоизменительных навыков на основе усвоения базовых категорий русского языка: рода и одушевлённости / неодушевлённости. Работа осуществляется в рамках лексических тем (лексического минимума), актуальных для ребёнка трёхлетнего возраста.
  • Коррекция фонетической стороны речи и развитие фонематических процессов. В работе по формированию фонетико-фонематических навыков основное внимание уделяется развитию слухового внимания (на его основе развивается ФС, который является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов) и произвольной дифференциации звуков, произношению слов несложной слоговой структуры (1-4 классы по Марковой) с различным ритмико-мелодическим контуром, формированию правильной интонации.
  • Коррекция звукопроизношения проводится только над звуками раннего онтогенеза и осуществляется методом имитативных упражнений («по подражанию»);
  •   Развитие мелкой моторики
  •  Развитие не речевых ВПФ: внимания, памяти, мышления.

 Критерии оценки реализации программы:

 В результате логопедической работы над лексикой по данной программе дети:

  • усваивают лексический минимум, предусмотренный программой для данного возраста;
  • овладевают смысловыми компонентами семантики слов,
  • обобщают слова (группируют по тематическому и родовидовому принципу);
  • дифференцируют слова, обозначающие близкие предметы и действия (чашка-стакан,     мыть-стирать);
  • подбирают антонимы с ярко выраженными дифференциальными признаками.

 В результате работы над словообразованием дети:

  • определяют лексическое значение производных слов: возвратных глаголов, слов с

                     уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставками.

 В результате работы над морфологией и синтаксисом дети:

  • усваивают базовые категории языка: одушевлённости/неодушевлённости, рода (мужской и женский);
  • овладевают навыками изменения окончаний глаголов (изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам, изменение глаголов наст. вр. по лицам и числам);
  • понимают пространственные отношения двух предметов при помощи предлогов: на, в, под, из, с; овладеть навыками корректного употребления данных предлогов;
  • овладевают навыками правильного употребления предложно-падежных форм существительных и местоимений в ед. ч.;
  • усваивают модели полных двусоставных простых распространённых предложений.

 В результате работы над фонетикой дети:

  • различают на слух и правильно произносить гласные звуки первого ряда;
  • различают на слух гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза;

правильно произносят слова различной слоговой структуры (1-4 классы по Марковой).    Соблюдают ритмическую структуру и интонационный контур слова;

  • правильно произносят согласные звуки раннего онтогенеза;
  •      интонационно правильно оформляют утвердительные, вопросительные и    восклицательные предложения.

В результате консультирования родители или их законные представители смогут научиться грамотно взаимодействовать с ребёнком, что обеспечит успешное усвоение знаний детьми.

         

Календарно – тематическое планирование.

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№ занятия

Количество часов

СЕНТЯБРЬ

1-2

Детский сад

ОБСЛЕДОВАНИЕ

-

-

3

Семья

1-2

1

4

Игрушки

3-4

1

ОКТЯБРЬ

1

Осень

5-6

1

2

Части тела и лица

7-8

1

3

Туалетные принадлежности

9-10

1

4

Одежда

11-12

1

НОЯБРЬ

1

Одежда

13-14

1

2

Обувь

15-16

1

3

Обувь

17-18

1

4

Мебель

19-20

1

ДЕКАБРЬ

1

Мебель

21-22

1

2

Зима

23-24

1

3

Зима

25-26

1

4

Новый год. Ёлка

27-28

1

ЯНВАРЬ

2

Зимние забавы

29-30

1

3

Посуда.

31-32

1

4

Продукты питания

33-34

1

ФЕВРАЛЬ

1

Посуда. Продукты питания

35-36

1

2

«Домашние птицы»

37-38

1

3

Домашние птицы»

39-40

1

4

Домашние животные

41-42

1

МАРТ

1

Мамин праздник

43-44

1

2

Весна

45-46

1

3

Дикие птицы

47-48

1

4

Дикие птицы

49-50

1

АПРЕЛЬ

1

Дикие животные

51-52

1

2

Дикие животные

53-54

1

3

Космос

55-56

1

4

Транспорт

57-58

1

МАЙ

2

Полевые цветы

59-60

1

3

Насекомые

61-62

1

4

Лето. Игры с водой.

63-64

1

Итого:

64 занятия

32 часа

Содержание работы.

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№ занятия

Содержание материала по формированию

лексико - грамматических средств языка

и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

СЕНТЯБРЬ

1-2

Детский сад

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

Семья

1

Формирования навыка соотнесения изображения со словом. Работа в тетради

Уточнение произношения сохранных звуков.  Упражнение «Кто как кричит?»

2

Формирование активного словаря. «Покажи и назови».

Воспитание чувства ритма.  «Погреми так же». Уточнение произношения звуков А,У. Послушай и повтори.

4

Игрушки

3

Расширение пассивного словаря. «Покажи и назови игрушку»

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний за логопедом.

Уточнение произношения гласных звуков А, У,О. «Как говорят игрушки?»

Развитие восприятия не речевых звуков и навыка направления звука

4

Формирование соотнесения признака со словом и действия со словом. Расширение пассивного глагольного и атрибутного словаря.  «Покажи».

Развитие речевого слуха. Слушание сказки «Про игрушки».

Формирование навыка выполнения двухступенчатой инструкции.

ОКТЯБРЬ

1

Осень

5

Расширение пассивного глагольного словаря. «Что звучит?»

Формирование грамматического строя речи. Лото «Один, два, три»

Развитие тембровой окраски голоса. «Два мишки».

6

Развитие грамматических форм. «Дети играют». Формирование навыка соотнесения изображения со словом.

Развитие восприятия неречевых звуков и навыка дифференциации неречевых звуков. «Угадай, что звучит».

2

Части тела и лица

7

Расширение пассивного номинативного словаря. «Угадай - ка», «Покажи на себе и на кукле».

Развитие чувства ритма. «Хлопай как я»

Уточнение произношения гласных звуков А, У,О, И, Пь, Бь

8

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний за логопедом. «Это я».

Накопление словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний.

Развитие чувства ритма. «Топай  как я»

Уточнение произношения гласных звуков А, У,О, И, Пь, Бь. Б, Д.

3

Туалетные принадлежности

9

Соотнесения предмета и признака со словом. «Чисто моем ручки»

Расширение пассивного глагольного словаря. Слушание потешок.

Развитие физиологического дыхания. «Мыльные пузыри»  Развитие артикуляционной моторики. «Улыбка - трубочка»

10

Накопление словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний. «Что делает?»

Развитие чувства ритма. «Дождик»

Развитие слухового внимания и восприятия. «Водичка, водичка»

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№занятия

Содержание материала по формированию

 лексико - грамматических средств языка  и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

4

Одежда

11

Формирование навыка выполнения двухступенчатой инструкции.

Расширение словаря по теме. «У кого это есть?»

Развитие речевого слуха. «Внимательные ушки». Слушание сказки «Сказки про платье в красный горошек»

12

Расширение глагольного пассивного словаря. «Кто, что делает?»

Развитие диалогической речи.

Формирование грамматического строя речи. «Чего не хватает?»

Развитие слухового внимания и восприятия. Дифференциация звуков природы. «Водичка, водичка».

НОЯБРЬ

1

Одежда

13

Формирования навыка выполнения двухступенчатой инструкции. «Соберёмся на прогулку»

Развитие атрибутного словаря. «Почини мишке штанишки»

Развитие модуляции голоса, правильного речевого дыхания. «Как красиво!»

Развитие артикуляционной моторики «Лопата»

14

Формирование грамматического строя речи. «Большой - маленький», «Надеваю- снимаю»

Развитие слухового восприятия «Хлопки».

2

Обувь

15

Расширение атрибутного словаря «Парные картинки»

Формирование грамматического стоя речи «В раздевалке»

Уточнение произношения сохранных звуков. «Топ-топ, тук-тук»

Развитие речевого слуха. «Подними картинку»

16

Формирование навыка выполнения двухступенчатой инструкции. «Поручение»

Формирование грамматического стоя речи «Покажи»

Развитие тембровой окраски голоса, высоты тона. «Тапки, тапочки»

3

Обувь

17

Закрепление обобщающих понятий на уровне импрессивной речи. «Четвёртый лишний»

Развитие грамматического строя речи. «Найди такой же предмет»

Развитие внимания к неречевым звукам. «Внимательные ушки»

Развитие чувства ритма. «Шагалочка»

Уточнение произношения сохранных звуков. «Паровозик и жеребёнок»

18

Формирования навыка договаривания слов и словосочетаний «Ботинки»

Развитие грамматического строя речи. «Чего нет?»

Развитие фонематического слуха. Различение гласных А – У. «Подними картинку»

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№занятия

Содержание материала по формированию

 лексико - грамматических средств языка  и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

4

Мебель

19

Расширение объёма понимания чужой речи. Слушание «Сказка про кроватку»

Расширение глагольного словаря. Игра в поручения.

Развитие фонематического восприятия. Различение гласных по принципу контраста. «Внимательные ушки»

Развитие диалогической речи. Беседа по сказке.

20

Совершенствование грамматического строя речи. «Чего не стало?», «Один - много»

Развитие речевого слуха. «Слушай внимательно»

Развитие чувства ритма. «Колыбельки»

ДЕКАБРЬ

1

Мебель

21

Уточнение глагольного словаря по теме. «Волшебный мешочек»

Совершенствование грамматического строя речи. «Найди картинку»

Формирование навыка вдоха через нос. «Пион»

Развитие чувства ритма. «Диван»

Развитие мимической моторики. «Рыжий кот»

22

Развитие диалогической речи . Ответы на вопросы по картинкам

Совершенствование грамматического строя речи. «Кто что делае?»

Различение гласных звуков по принципу контраста. Звуки А – У. «Маша и Вова»

Развитие артикуляционной моторики. «Лошадка»

2

Зима

23

Формирование навыка выполнения двухступенчатой инструкции.

Расширение словаря по теме. «У кого это есть?»

Развитие речевого слуха. «Внимательные ушки». Слушание сказки «Сказки про платье в красный горошек»

24

Расширение глагольного пассивного словаря. «Кто, что делает?»

Развитие диалогической речи.

Формирование грамматического строя речи. «Чего не хватает?»

Развитие слухового внимания и восприятия. Дифференциация звуков природы. «Водичка, водичка».

3

Зима

25

Закрепление обобщающих понятий на уровне импрессивной речи. «Четвёртый лишний»

Развитие грамматического строя речи. «Найди такой же предмет»

Развитие внимания к неречевым звукам. «Внимательные ушки»

Развитие чувства ритма. «Шагалочка»

Уточнение произношения сохранных звуков. «Паровозик и жеребёнок»

26

Формирования навыка договаривания слов и словосочетаний «Ботинки»

Развитие грамматического строя речи. «Чего нет?»

Развитие фонематического слуха. Различение гласных А – У. «Подними картинку»

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№занятия

Содержание материала по формированию

 лексико - грамматических средств языка  и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

4

Новый год. Ёлка

27

Совершенствование навыка выполнения двухступенчатой инструкции.

Совершенствование грамматического строя речи. «Украсим ёлку»

Развитие чувства ритма. «Звени как я»  Слушание сказки «Про Ёлочку» Различение громких и тихих звуков. «Что звучит?»

Развитие артикуляционной моторики.

«Орешек»

28

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом. «Синий шар»

Развитие чувства ритма. «Греми как я» Развитие речевого слуха «У кого?»

Развитие артикуляционной моторики «Маятник»

ЯНВАРЬ

2

Зимние забавы

29

Совершенствование навыка выполнения двухступенчатой инструкции.

Совершенствование грамматического строя речи.

Уточнение произношения сохранных звуков. «Весёлый оркестр»

Развитие слухового восприятия «Что звучит?

30

Расширение словаря по теме. «Что это?

Развитие диалогической речи

Развитие артикуляционной моторики. «Вкусный мёд» Развитие мимической моторики. «Не хотела Маша каши»

3

Посуда.

31

Совершенствование грамматического строя речи «Найди такую же»

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом «Каша»

Слушание сказки «Про большую синюю чашку»

Развитие фонематического восприятия. Звуки А-И «Маша и жребёнок»

32

Совершенствование грамматического строя речи «Пить-есть»

Развитие диалогической речи. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Развитие артикуляционной моторики. «Пирожки»

Развитие фонематического восприятия. Звуки А-И «Маша и жребёнок»

4

Продукты питания

33

Актуализация словаря по теме.

Развитие грамматического строя речи. «Для чего они нужны?»

Совершенствование навыка выполнения двухступенчатой инструкции «Поручение»

Развитие фонематического восприятия. Различение гласных звуков по принципу контраста. Звуки О-И. «Вова и жеребёнок»

Развитие артикуляционной моторики. «Хомячок»

34

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом «Тарелка»

Развитие фонематического восприятия. Различение гласных звуков по принципу контраста. Звуки О-И. «Вова и жеребёнок»

Развитие артикуляционной моторики. «Хомячок»

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№занятия

Содержание материала по формированию

 лексико - грамматических средств языка  и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

ФЕВРАЛЬ

1

Посуда. Продукты питания

35

Расширение словаря по теме Лото «Один и два»

Развитие грамматического строя речи. «Помошники»

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом «Чашка

Развитие чувства ритма . «Весёлый оркестр»

Развитие артикуляционной моторики. «Чашечка»

36

Развитие грамматического строя речи. «Найди такие же игрушки»

Развитие диалогической речи. «Помощники»

Развитие силы и динамики голоса. «Эхо»

Развитие мимической моторики. «Чайник»

2

«Домашние птицы»

37

Расширение глагольного словаря.

 «Кто как голос подаёт?»

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом «Утята»

Уточнение произношения сохранных звуков. Слушание сказки В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Беседа по ней

Развитие речевого слуха «Да – нет!»

38

Актуализация словаря по теме. «Кто это?»

Развитие диалогической речи. Рассматривание картины «Птичий двор» и беседа поней

Развитие чувства ритма. «Квакай как я»

Уточнение произношения сохранных звуков. «Вышли гуси на луга»

Дифференциация высоких и низких звуков. «Кто как голос подаёт?»

3

Домашние птицы»

39

Формирования навыка выполнения трехступенчатой инструкции.

Расширение словаря по теме. Слушание рассказа  К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй»

Развитие дыхания. Формирование направленной воздушной струи. «Подуй на пёрышко»

Совершенствование навыка определения направления звука. «Где цыплёнок?»

40

Развитие грамматического строя речи. «У кого?»

Развитие диалогической речи.

Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй»

Совершенствование навыка определения направления звука. «Где поёт петушок?»

Развитие артикуляционной моторики. «Индюк»

4

Домашние животные

41

Расширение и уточнение словаря по теме. «Кто это?»

Формирования навыка выполнения трехступенчатой инструкции.

Лото «Большой - маленький»

Уточнение произношения сохранных звуков. «На лугу пасём быка»

Развитие речевого слуха, мышления, сообразительности. Отгадывание загадок о домашних животных

42

Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом «Корова»

Развитие мимической моторики. «Кот и одуванчик». Развитие речевого слуха. Пение распевок о домашних животных.

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№занятия

Содержание материала по формированию

 лексико - грамматических средств языка  и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

МАРТ

1

Мамин праздник

43

Формирования навыка выполнения трехступенчатой инструкции.

Расширение глагольного словаря. «Что мы делали - покажем»

Уточнение произношения сохранных звуков. «Моем посуду»

Работа над слоговой структурой. «Наши мамы»

44

Актуализация словаря по теме. «Парные картинки»

Развитие диалогической речи. Рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним.

Развитие речевого слуха . «Цветы для мамы»

Развитие артикуляционной моторики «Улыбка», «Воздушный поцелуй»

2

Весна

45

Формирования навыка выполнения трехступенчатой инструкции.

Расширение глагольного словаря. «Что мы делали - покажем»

Уточнение произношения сохранных звуков. «Моем посуду»

Работа над слоговой структурой. «Наши мамы»

46

Актуализация словаря по теме. «Парные картинки»

Развитие диалогической речи. Рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним.

Развитие речевого слуха . «Цветы для мамы»

Развитие артикуляционной моторики «Улыбка», «Воздушный поцелуй»

3

Дикие птицы

47

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Ворона»

Совершенствования грамматического строя речи «Весной»

Развитие физиологического дыхания. Выработка направленной воздушной струи. «Голуби летят»

Развитие речевого слуха. Слушание сказки В. Сутеева «Ворона и яблоко»

48

Совершенствования грамматического строя речи «Моя птица»

Расширение глагольного словаря «Что умеют гуси?»

Развитие речевого слуха «Кто как кричит?»

Воспроизведения интонационно- ритмического рисунка слов. «Большой - маленький»

4

Дикие птицы

49

Формирования навыка выполнения трехступенчатой инструкции

Актуализация словаря по теме. «Кто где?»

Совершенствования грамматического строя речи Лото «Один, два, три»

Дыхательная гимнастика. «Пёрышко, лети!»

Развитие модуляции голоса. «Красивая птичка»

50

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Воробей»

Совершенствования грамматического строя речи «Мой, моя»

Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков, близких по артикуляции. Звуки О-У. «Разноцветные флажки»

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№занятия

Содержание материала по формированию

 лексико - грамматических средств языка  и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

АПРЕЛЬ

1

Дикие животные

51

Совершенствование навыка выполнения трёхступенчатой инструкции.

Развитие диалогической речи. Беседа по сюжетным картинкам.

Развитие чувства ритма, слухового внимания и восприятия. «Кто кричит?»

Развитие артикуляционной моторики. «Вкусное  варенье»

52

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Зайка»

Совершенствования грамматического строя речи «У меня»

Развитие речевого слуха . Слушание сказки «Колобок»

Мимическая гимнастика. «Мишка»

Развитие артикуляционной моторики. «Вкусный мёд»

2

Дикие животные

53

Совершенствование навыка выполнения трёхступенчатой инструкции. Актуализация глагольного словаря. «Что умеют делать мишки?»

Развитие общих речевых навыков. «Эхо»

Развитие слухового внимания и восприятия. «Где рычит медведица?»

Развитие артикуляционной моторики «Вкусный мёд»

54

Актуализация словаря. «Кто какой»

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Медвежонок»

Развитие речевого слуха, мышления. Отгадывание загадок о диких животных.

Развитие артикуляционной моторики «Лисонька - лиса»

3

Космос

55

Совершенствование навыка выполнения трёхступенчатой инструкции.

Актуализация глагольного словаря. «Что делает?»

Совершенствования грамматического строя речи «Какой?»

Развитие интонационной выразительности, модуляции голоса. Дифференциация звука У от других гласных звуков.  «Ракета»

56

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Грузовик»

Совершенствования грамматического строя речи «Что делает?»

Развитие речевого слуха. «В космосе»

Работа над интонационно – ритмическим рисунком слова. «Похлопаем»

4

Транспорт

57

Совершенствование навыка выполнения трёхступенчатой инструкции

Актуализация глагольного словаря. «Что делает?»

Составление простых предложений .

Развитие физиологического дыхания. «Разноцветные кораблики»

Развитие слухового внимания и восприятия «Где гудит?»

58

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Грузовик»

Совершенствования грамматического строя речи «Мой-моя»

Уточнение произношение сохранных звуков. «Пароходик и самолётик»

Развитие артикуляционной моторики «Парус»

Месяц, неделя

Лексическая

тема

№занятия

Содержание материала по формированию

 лексико - грамматических средств языка  и связной речи

Развитие общих речевых навыков и фонематических процессов.

МАЙ

2

Полевые цветы

59

Совершенствования грамматического строя речи «Собери букет для мамы»

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Одуванчик»

Развитие слухового внимания и восприятия. «Жмурки с колокольчиком»

Развитие артикуляционной моторики «Лепесток»

60

Составление простых предложений по сюжетным картинам .

Совершенствование навыка выполнения трёхступенчатой инструкции. «Ромашка»

Развитие слухового внимания и восприятия. «Слушай внимательно»

Развитие артикуляционной моторики «Лепесток»

3

Насекомые

61

Совершенствование навыка выполнения трёхступенчатой инструкции. Актуализация словаря «Паучок»

Совершенствования грамматического строя речи «Бабочка и цветок»

Слушание сказки В. Сутеева «Кораблик»

Развитие фонематического слуха. «Красивый букет»

Развитие артикуляционной моторики «Шмель»

62

Совершенствование навыка сопряжённого проговаривания потешки «Бабочка»

Совершенствования грамматического строя речи «Весёлые жуки»

Развитие мимической моторики. «Бабочка

Развитие артикуляционной моторики «Шмель»

4

Лето. Игры с водой.

63

Составление простых предложений по сюжетным картинам

Актуализация словаря «Паучок»

Развитие физиологического дыхания. «Салют»

Развитие мимической моторики. «Лягушата»

64

Составление простых предложений по сюжетным картинам

Актуализация словаря «Паучок»

Развитие физиологического дыхания. «Салют»

Развитие мимической моторики. «Лягушата»

Механизм отслеживания результатов

  1. Диагностическая работа (Мониторинг)  учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений. То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие направления: первичный, обследование по заявкам, итоговый.

Первое направление – первичный мониторинг, работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ. Первое направление мониторинга реализуется в 1- 2 неделю сентября. В данный период обследуются все дети ДОУ, достигших трёх летнего возраста с использованием  «Методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой, заполняются протоколы обследования, индивидуальные речевые карты на каждого воспитанника.

Второе направление – обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.).

Третье  направление - итоговый мониторинг проводится в начале апреля (первая неделя) с целью выявления динамики речевого развития воспитанников. По результатам обследования формируются списки  воспитанников  на психолого – педагогический консилиум  учреждения. Обследование ППк проходит на второй неделе апреля, по результатам,  которого формируются списки нуждающихся в логопедической помощи.

Условия реализации программы:

       Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями (смотри приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 1. Зона индивидуальной работы с детьми:

  • столы                                                                                                                1 шт.
  • стулья (возрастного стандарта)                                                                     2 шт.
  • настенное зеркало (60 х 80) для работы над звукопроизношением с лампой дополнительного освещения                                                                                                         1 шт.
  • индивидуальные зеркала 9 х12                                                                     4 шт.
  • шпатели деревянные
  • марлевые салфетки, вата, ватные палочки

спиртовые салфетки, средства гигиенической обработки (рук, пространства, зондов)

  • раковина                                                                                                          1 шт.

2. Рабочая зона учителя – логопеда:

  •  письменный стол                                                                                            1 шт.
  • стулья                                                                                                               1 шт.
  • тумба                                                                                                                1 шт.
  •  шкаф для хранения книг, учебно-методического материала                     2 шт.
  • оргтехника (компьютер, принтер)

3. Методическое обеспечение.

1. Бардышева Т.Ю.,  Моносова Е.Н. «Я учусь говорить. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет».- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-92с.

2. Володина Е. В. Альбом по развитию речи. М.: «РОСМЭН - ПРЕСС» 2006

3.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 176 с. + СD – диск( Развитие и коррекция)

4. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушения речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 240 с.

5. Нищева Н.В.  Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 624 с.

6.Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии  детей раннего возраста/ О.В. Закревская.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 88 с.

7.Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей/М.И. Лобзякова.-М.: Вентана-Граф,2015.-204 с.

 8. Учимся правильно и чётко говорить: дидактические наглядные материалы/М.И. Лобзякова.-М.: Вентана-Граф,2015.-136с.

         9.Учебное издание Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.  «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ»,  Москва «Просвещение» 2008г.

        10. Четвертушина Н.С. Слоговая структура слова:Системный метод устранения нарушений. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 192 с. (Логопедические технологии.)

4.Диагностические пособия:

           1. Иншакова О. Б.         Альбом для логопеда. М.: «ВЛАДОС» 2002

           2.  Методика определения речевогоразвития детей дошкольного возраста/О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож.М.В. Беляшова. М.: Русская речь, 2010. -70 с.

           3. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста/ О.А. Безрукова, О.Г. Приходько, О.И. Служакова, Н.С, Челей.- М.: Русская речь,2012.-100 с.

           4. Предметные картинки:

  • для диагностики звукопроизношения                                
  • для диагностики словопроизношения                                
  • для уточнения  объёма активного и пассивного словаря  
  • для определения уровня развития связной речи.                          

        

Список литературы.

Автор.

Название.

1.

Г.А. Каше, Т.Б. Филичева

««Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи».

2.

Лобзякова М.И.

«Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей/ - Москва.: Вентана –Граф, 2015.- 304 с.

3.

Новиковская О.А.

«Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»: Практическое пособие для педагогов и родителей. -  СПб.: Издательство «Корона. Век», 2012. – 272с., ил.

4.

Волкова Г.А.

«Логопедическая ритмика». М.: Владос, 2003

5.

Волкова Г.А.

«Логоритмическое воспитание детей с дислалией (Методические разработки к проведению коррекционных занятий)». СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.

6.

Новиковская О.А.

«Развитие звуковой культуры речи у дошкольников». СПб.: Детство – пресс, 2002.

7.

Четвертушина Н.С.

«Слоговая структура солва: Системный метод устранения нарушений». – М.: «Национальный книжный центр», 2013. – 192 с. (Логопедические технологии)

8.

Ткаченко Т.А.

«Коррекция фонематических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 112 с: ил. – (Коррекционная педагогика).

9.

Полякова М.А.

«Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство». – 3 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. 208 с.

10.

Анищенкова Е.С.

«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов». – М.: АСТ: Астрель.2007. – 61с.

11.

Чиркина Г. В., Филичева Т.Б.,Ястребова А. В., Бессонова Т. П.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ,2002. – 240 с.

12.

Безрукова О.А., Каленкова О.Н.

«Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».- М.: Русская речь, 2010. – 70 с.

13.

Безрукова О.А., Приходько О.Г., Служакова О.И., Чейлей Н.С.

«Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста». – М.: Русская Речь, 2012.- 100 с.

14.

Ковшиков В.А.

«Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы». – СПб.: КАРО, 2006. – 128 с.

15.

Жукова Н.С.

«Уроки логопеда: Исправление нарушений речи». –М.: Эксмо,2011 -120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Буклет для специалистов "Формирование речевой деятельности у неговорящих детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Каждый из нас старается найти и применить интересные и несложные приемы, способы развития речи неговорящего ребенка. На сегодняшний день существует много методов, приемов, с помощью которых можно корр...

Активизация речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.

Активизация речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня....

Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...