Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция слоговой структуры слова. | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить. Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность. Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой.
Лексический материал подобран по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов. Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках. Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение. Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен. При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова. Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий: «начало», «середина», «конец»; «перед», «за», «после», «между»; «последний», «первый». Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к обучению звуковому и слоговому анализу и синтезу слов. Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи. Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками. Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков. Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной. Далее постановка и автоматизация нарушенных звуков ведется параллельно формированию ритмико-слоговой структуры слов. В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме: Гласный +гласный /ау, уа, иа/ Согласный + гласный /ба-ба-ба/; Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/ Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/ Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/ Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/ Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/ Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.
1. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
Предложения. Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.
Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла. Чистоговорки: Са-са -са на носу оса. Ло-ло-ло еду я в село Ка-ка-ка у меня рука Га-га-га у меня нога Ва-ва-ва, на суку сидит сова Ва-ва-ва, вот вода. Гуси.гуси Га-Га-Га. У Бобы были бобы
2. Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша. ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала. ОНИ летали, читали, бегали, носили, Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые. Хорошо, весело.
Предложения. Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу/ машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету Упражнение «Что из чего?» Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины. Мету, мету, не вымету. Несу. Несу, не вынесу. Чей предмет? Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.
Добавить слог: КА мака.. ата.. соба.. соро.. ДА пома.. побе.. пого.. шара.. ДЫ похо.. наря.. пара.. ТА пала.. ребя.. каю.. защи.. рабо.. забо.. газе.. высо.. боло.. лопа.. воро.. охо.. копы.. раке.. галле.. ГА бума.. вата.. теле.. доро.. раду.. кура.. белу.. НА коро.. воро.. ВА заба.. ана.. оро.. МА пижа.. пана.. ША копу.. кало.. поро.. афи.. Чистоговорки: Воду, воду, воду, воду лили, наливали. Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали. Ко, ко, ко, не ходите далеко. Наша река широка, как Ока Му, му, му, молока кому? Муха-горюха села на ухо. Уха была неплоха, хороша была уха! Катя упала в канаву. Около кола колокола. Дарики-дарики, Летели комарики
«Один – много» Лошадь – лошади Лебедь – Завод – Лопата – Халат – Салат – Дорога – Жираф – Чудо – Котёнок – лисёнок – утёнок – ежонок – ужонок –
3. Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос. Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.
Предложения: Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/. Упражнение «Так бывает?» У жабы шуба? – Нет у жабы шубы. У рыбы руки?– Нет у рыбы рук. У мухи лапы? – Да, у мухи лапы. У кота зубы? – Да, у кота зубы. У кита ноги? – Нет у кита ног. У деда сани? – Есть у деда сани. У мамы бусы? – Есть у мамы бусы. У Вовы часы? – Есть у Вовы часы. У дома ухо? – Нет у дома уха.
4. Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок Вадим, Тимур, Данил, Семен… Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал.
Добавляем слог: Был – за…был Бил – за…был Пел – за…пел Дул – по…дул Мёл – вы…мел Пил – вы…пил Нес – вы…нес Шел – у…шел Дал – по…дал Назови ласково: Пень – пенек День – денек Тень – тенек Дом – домик Кот – котик Сад – садик Нос – носик Шар – шарик Лес – лесок Мёд – медок Лёд – ледок Дым – дымок Час – часок Воз – возок Чистоговорки: Гу – гу – гу Гудит гудок Ды-ды-ды Идет дымок Зу-зу-зу Едет возок Тук, тук, тук Тук, тук, тук. Это кто был тут? Это бык — бычок. Это кот - коток. Это рак – рачок. Мяу, мяу кот пищит У него живот болит Лю – ли, лю – ли, лю – ли Полетели гули. За-за-за Вот идет коза Зу-зу-зу Вижу я козу. Са-са-са Вот летит оса Сы-сы-сы Нет осы Жи-жи-жи Вот бегут ежи Щу-щу-щу Я тебя ищу. Да-да-да Вот у нас вода Би, би, би – Гудит машина. Не поеду без бен-зина. Ахи, ахи, ахи – ОХ! Маша сеяла горох! Вот гудит паровоз, Он вагоны повез Чох, чох – чох! Чу – чу – чу ! Далеко я качу! Жу – жу — жу. На лужок хожу. Жу – жу – жу. На жуков гляжу. Гуси, гуси Га – га – га Пить хотите? Да – да – да. Гуси гуси, вот вода! Так бегите вы сюда! Укусила кису муха И болит у кисы ухо. От топота копыт пыль по полю летит. Чей предмет? Мамина сумка. Папина полка. Надина булка. Петина майка. Васин замок. Танин мячик. Любин чулок. Катин бидон. Дашин талон. Дядин топор. Васин забор.
Предложения: Жираф ходит. Камень лежит. Козел бежит. Ветер дует. Сахар лежит. Захар рубит щепки. Толик машет рукой. Иван хочет воды. Заяц бежит. У Пети болит бок. У Коли болит нос. У Симы болит рука. Дима несет воду. Петя лечит Люду. Катя лепит пенек. Что буду делать? Пилю – буду пилить. Варю – Дарю – Жарю – Хожу – Ношу – Чиню – Бужу – Ношу – Верю – Думаю – Пишу – Делаю – Читаю – Нюхаю – Копаю – Я и ты: Я веду – и мы ведем Я пою – и мы поем Я несу — и мы несем Я беру – и мы берем Я иду – и мы идем я сижу – и мы сидим
5. Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка, Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка. держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву. Чистоговорки: Ву-ву-ву, я вам букву назову. Су-су-су , я вам тыкву несу. Су-су-су, киске миску несу. Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски. Сыта киска – пуста миска. В гости к Вове, В гости к Вале, В гости к Васе, В гости к Ване.
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух, Сергей, Матвей, Антон, Павлик. Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил. блюдо, блины, слоны, стена, Плавать, глотать, стучать Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света.
Чистоговорки: На окошке – кошка, под окошком клумба. Бы, бы, бы, идет дым из трубы. Вы, вы, вы, у Вовы сливы. Ил-ил-ил, я вам санки купил В коробке – гвозди, в корзине – грозди, в кузове – грузы, в лукошке – грузди. Ан, ан, ан, папа чинит кран. Уп, уп, уп, мама варит суп. Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф. Наш Полкан попал в капкан. Клава купила какао. Ха, ха, ха, не поймать вам петуха! Прохор и Пахом ехали верхом. У Кати колпак. Если бы да кабы, во рту выросли грибы. Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!» Я бегу, бегу, бегу Я на месте не стою. Мы бежим, бежим, Мы на месте не стоим Я по улице иду. И флажок в руке несу. Мы по улице идем. И флажок в руке несем.
7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
Чистоговорки: Воз-воз-воз, воду возит паровоз. Говорит великан великану: Головой я до неба достану! Великану в ответ великан: Выпить весь я могу океан! На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит.
8. Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка. Назови ласково: Оля – Олечка Коля – Коленька, Таня – Танечка Миша – Мишенька Вася – Васенька Петя – Петенька Света – Светочка Нина – Ниночка Ветка – веточка Сетка – сеточка Лента – ленточка Лодка – лодочка Кот – котенок Утка – утенок Лиса – лисенок Лось – лосенок Волк – волчонок Еж – ежонок Уж – ужонок Белка – бельчонок.
Чистоговорки: Где мед, там и мухи. Была бы охота, закипит работа. Лапкой Полкан палку толкал. Покатил Костя в Кострому в гости. У Фани фуфайка у Феди туфли. У Вани свекла, у Вали брюква, у Васи тыква, у Вовы клюква. Свёкла у Фёклы Сохла и мокла, Мокла и сохла, Пока не засохла. Метил в ворону, попал в корову. Дарья дарит Дине дыни. Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом. Тук, тук, тук, прибиваю я каблук. Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол! Ду -ду -ду, растут яблони в саду. Спит спокойно сытый сом, Сладко смотрит сотый сон. «Кукушка» У леса на опушке, высоко на суку С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку! Внизу бежит речушка по желтому песку, Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.
Считалка: В небе паровоз летает, В море плавает вагон, Волк по воздуху шагает, Кто не верит – выйди вон!
Чистоговорки: Бегемот разинул рот, булки просит бегемот. Охотник поехал на охоту. Говорит попугай попугаю: - Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: Попугай! Попугай! Попугай! Ветер воет, ветер воет, ветер завывает, У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет. Что рисуют дети? Стас рисует глобус, А Света – автобус. Стас рисует квас, А Света – ананас. Стас рисует маску, А Света – колбаску. Стас рисует сыр, А Света – сувенир. Стас рисует нос, А Света – пылесос. Стас рисует сок, А Света – поясок.
10. Трехсложные слова с двумя стечениями: матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка.
Предложения и чистоговорки: Кошка с котенком, а курочка с цыпленком. Кораблем управляет капитан. На клумбе цветут красные маки. В конюшне стоят кони. Катя и Коля слепили снежный ком. У Кондрата куртка коротковата. Няня нянчит Надю с Ниной. У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки. Кот копеек накопил, кошке козочку купил. А козе – капустки кочанчик хрусткий.
11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: Проговаривание слоговых рядов с данными согласными: зна – зно – зну – зны гна – гно – гну – гны кля – клё – клю – кли тля – тлё – тлю – тли нта – нто – нту – нты ста – сто – сту – сты дна – дно – дну – дны фта – фто –фту – фты и т.д. флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.
Чистоговорки: Тетя Катя ткет ткань. Та, та, та, хвост пушистый у кота. Наш гость купил трость. Ткач ткет ткани на платье Тане.
13. Двусложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.
Стихи: Лед да лед, Лед да лед. А пингвин по льду идет. Скользкий лед, Скользкий лед. А пингвин не упадет. Сидит сокол в гнезде. А около – соколята этого сокола. Соколята, смирно сидите, Со скалы вниз не соскользните.
14. Четырехсложные слова из открытых слогов: пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.
Чистоговорки и стихи: Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом. Кукушка кукушонку купила капюшон. Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка! Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан! Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы. Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим! Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне. Водовоз вез воду из водопровода. Белые бараны били в барабаны. Надо на ножки надевать босоножки. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам. За уши зайца несут к барабану. Заяц ворчит: - Барабанить не стану! Нет настроения, Нет обстановки Нет подготовки, Не вижу морковки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...
Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Методика работы по формированию слоговой структуры слов...
Формирование слоговой структуры слова у детей-логопатов с диагнозом ТНР: ОНР II, III уровня речевого развития
Практикующий логопед рекомендует систему коррекционных приемов и методов формирования звукослоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией молодым специалистам....
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....
Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".
Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...
Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Наруш...