Индивидуальная адаптированная образовательная программа
методическая разработка по логопедии на тему

Шлогова Елена Владимировна

индивидуальная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx118.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 21 "Золотая рыбка" с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей"

г. Ачинска, Красноярского края

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ «Д/с №21»

____________________

От «__» ________20___г.

        РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ПМПк

От «__»________20___г.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа

 воспитанника 1-й средней группы Числавлева Александра  на 2017-2018 учебный год

Ответственные за реализацию программы: учитель-логопед: Петрушкова Н. С.

Педагог- психолог: Пушкова О. А.

Воспитатели: Шлогова Е.В.

                       

 г. Ачинск

2017


Пояснительная записка

Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее Программа) разработана для воспитанника средней группы №1 Числавлева Александра 23.01.14  года рождения, на основании решения городской ПМПК (от28.11.2016г., протокол №61) о создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Форма получения образования- адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Логопедическое заключение – Общее недоразвитие речи 3 уровня. Дизартрический компонент.

Психологическое заключение - уровень психического развития соответствует возрастной норме, низкий уровень, обоснован недостаточным развитием сенсорно-перцептивных навыков у ребенка, вербального компонента деятельности,сформированности пространственных представлений;

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии со следующими программами:

- «Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Д/с №21», которая строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми;

- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Н. В. Нищева2015;

- «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО   Н. В. Нищева;

        -Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет «Цветик-Семицветик»), (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

           -Программа М.В Ильина «Чувствуем –познаем -размышляем» занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет «Цветик-Семицветик»), (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.).

        -Программа работы по песочной терапии «Волшебная песочница» (автор Елена Веремеенко).

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживаемся идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Принципа личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили), который предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных способностей ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Программой предусматривается разностороннее развитие ребенка, коррекция недостатков в его речевом и психическом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, развитие мелкой моторики, развитие сенсомоторных навыков, мотивации и способностей ребенкав различных видах деятельности.

Цель программы - организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого и психического недоразвития у ребенка; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению им содержания образования.

Достижению данной цели будут способствовать следующие задачи:

Задачи учителя-логопеда

Задачи педагога-психолога

-практическое овладение воспитанником нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

- развитие свободного общения воспитанника с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;

- формирование компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи- диалогоческой и монологической форм0 в различных формах и видах деятельности через включение родителей в коррекционно- образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ

- развить сенсорно-перцептивные навыки у ребенка (усвоить сенсорные эталоны, развить тактильные ощущения, слуховое восприятие);

- развить вербальный компонент деятельности;

- формировать пространственные представления;

- развитить речемыслительную деятельность

- развитие эмоциональной сферы

- развитие коммуникативных умений

- развитие познавательных процессов

Психолого-педагогическая характеристика нарушений

Специалист

Проблема

Причины

Направление

Педагог-психолог

Уровень психического развития соответствует возрастной норме, запас общих знаний не достаточный, низкий объем произвольной механической памяти, устойчивость внимания не достаточная. Не всегда понимает инструкции. Трудности установления связей между элементами материала, выполнении операций обобщения, классификации, не достаточно развита мелкая моторика. Не достаточно развита речемыслительная деятельность. Не достаточно развиты сенсорно-перцептивные навыки.

Недостатчно развиты мыслительные процессы,

недостаточное развитие сенсорно-перцептивных навыков у ребенка, вербального компонента деятельности, сформированности пространственных представлений;

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие речемыслительной деятельности

-Развитие сенсорно-перцептивных навыков, развитие представления сенсорных эталонов

-формирование пространственных представлений.

-увеличение объема памяти

Учитель-логопед

Нарушено звукопроизношение:

Отсутствуют звуки: Л, ЛЬ, Р,РЬ. Замены: З-С, Ц-С, ЗЬ—СЬ, Ш-С, Щ-СЬ, Б-П, Г-К, М-МЬ. Ж-огл, Я-упускает в речи. Допускает многочисленные грубые нарушения звуко-слоговой наполняемости слов.  Серии из 2-3-х слогов повторяет не верно. Не готов к овладению звуковым анализом и синтезом. Не воспринимает сложные инструкции. При составлении рассказа по картинке нуждается в постоянной помощи в виде наводящих вопросов.

Недостатки в развитии артикуляционной моторики, фонематического восприятия.

Не сформированы навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Словарный запас в пределах обиходно-бытовой тематики.

Нарушения грамматического строя речи и  связной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Расширение объёма предметного и глагольного словаря, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Развитие навыков образования форм ед. и множ. числа существительных.

Обучение элементарным навыкам построения связного высказывания.

Воспитатель

Речь развита недостаточно, испытывает значительные трудности в работе в тетрадях, изо деятельности, не всегда выполняет инструкции.

низкий уровень развития познавательных процессов.

 Медленный темп работы.

Недостаточный уровень развития мыслительных процессов

сформирована игровая деятельность не достаточно.

- Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия в специально организованной деятельности, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры на развития речи).

- Расширение и активизация словарного запаса ребенка. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений.

- Развитие монологической речи (составление рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказ знакомых сказок и рассказов).

- Развитие познавательных интересов ребенка в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

Инструктор по физической культуре

Нарушение координации движений.

Нарушена крупная моторика

Выполнение общекоррегирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты).         Упражнения         на         формирование         правильного         физиологического         дыхания         и фонационного выдоха.

Муз. Руководитель

речь развита не достаточно, нарушено слуховое восприятие, ориентация в пространстве.

Нарушена мелкая моторика

Выполнение упражнений:

  • для развития основных движений, мелких мышц руки;
  • активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма;
  • ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства»;
  • развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания;
  • ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве;
  • упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки;

- этюды на развитие выразительности мимики, жестов,

 - игры-драматизации.

Индивидуальный учебный план

Коррекционная работа проводится в течение одного учебного года с 09.2017 по 05.2018г.и делится на три периода:

1-й период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) - 2 подгрупповых занятия в неделю.

2-й период обучения (декабрь, январь, февраль) – 2 подгрупповых занятия в неделю.

3-й этап обучения (март, апрель, май) -  2 подгрупповых занятия в неделю.

Индивидуальное занятие проводится 1 -2 раза в неделю.

Логопедическое и психологическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 9 по 24 января, с 15 по 31 мая.

Форма организации работы: индивидуальная и подгрупповая логопедическая и психологическая работа 2-3 раза в неделю продолжительностью 20 - 30 минут.

Расписание занятий

Специалист

Дни посещений

Учитель-логопед

Понедельник

 15.50-16.15

Среда

16.40-17.05

Пятница

15.25-15.50

Педагог-психолог

Понедельник 9.30

Среда 9.30

Воспитатели

Индивидуальный подход на занятиях

Мед. работник

(по необходимости)

Содержание психолого-педагогической помощи ребенку

  1. Воспитатель.

Цель деятельности. Создание благоприятных условий для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка.

              1-й период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

                            2-й период

                   (декабрь, январь, февраль)

                                3-й период

                       (март, апрель, май)

Речевое

 развитие

1.Развивать интерес к

 художественной литературе, навык слушания художественных произведений, русские народные сказки «Три медведя», «Лисичка сестричка и волк», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Зимовье»

 2. Осмысливать показ по картине воспитателя.

3.Учить рассматриванию по картине.

4. Учить раскладывать картинки в правильной последовательности.

1.Развивать интерес к

 художественной литературе, навык слушания художественных произведений, русские народные сказки «Три медведя», «Лисичка сестричка и волк», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Зимовье»

 2Упржнять вобогащении речи существительными, прилагательными.

3.Расскладывать картинки в правильной последовательности, отвечать на наводящие вопросы.

 4.Учить воспроизводить отдельные звуки речи, слоги, слова.

1.Упражнять пересказывать небольшие сказки и  рассказы .

2. Совершенствовать умение читать стихи выразительно, принимать активное участие в инсценировках.

3. Учить составлять простые и расспространённые предложения.

4.Учить развивать фонематический слух.

5.Закреплять воспроизводить отдельные звуки речи, слоги, слова.

Художественно - эстетическое развитие

1.Развивать интерес к  изобразительной деятельности. Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности.

2.Учить рисовать отдельные предметы.

3. Способствовать овладению разными способами рисования различными материалами: красками, гуашью, цветными карандашами, мелками.

4. Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и оттенками.

5. Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством. Раскрашивать силуэты посуды, мебели, игрушек по образцу.

6. Учить работать с ножницами. Вырезать из квадратов круги, из прямоугольников овалы,  полоски из квадратов, треугольники из квадратов.

7.Совершенствовать технические приёмы работы с пластилином.

1.Продолжать развивать изобразительные навыки, умения передавать в рисунке образы предметов. Рисование овощей, фруктов, простых по форме предметов (круглой, овальной) формы.

2.Учть передавать в рисунке небольшой сюжет: «Солнышко»,  «Падающий снег» и т.д.

3. Способствовать овладению разными способами рисования различными материалами: красками, гуашью, цветными карандашами, мелками.

4. Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и оттенками. Получать голубой, розовый цвет, смешивать краски.

5. Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством. Раскрашивать силуэты посуды, мебели, игрушек по образцу.

6. Учить работать с ножницами. Вырезать из квадратов круги, из прямоугольников овалы,  полоски из квадратов, треугольники из квадратов.

7. Развивать умение создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.

8.Совершенствовать технические приёмы работы с пластилином.

1.Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов(кукла, зайчик).

3. Совершенствовать умение закрашивать без просветов раскраски, трафареты.

4.Продолжать учить смешивать краски, получая новый цвет.

5.Дальнейшее знакомство с декоративно-прикладным искусством. Раскрашивание более сложных силуэтов: дымковская барышня, водоноска, индюк.

6. Совершенствовать умения работы с ножницами.

7. Создавать предметы и объекты пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

Создавать композиции «Заяц встретил колобка», «Расцвели одуванчики».

Познавательное развитие

1. Развивать умение сооружать постройки по образцу из разнообразных деталей. Д/и «Построй по образцу», «Повтори изображение».

2. Формировать навыки коллективного сооружения построек в соответствии с общим замыслом.

3. Развивать умение работать с бумагой, складывать лист бумаги пополам.

4. Расширять представления об окружающем мире.

5. Расширять и обогащать знания о временах года.

1.Продолжать  развивать умение сооружать постройки по образцу из разнообразных деталей. Д/и «Построй по образцу», «Повтори изображение».

2. Формировать навыки коллективного сооружения построек в соответствии с общим замыслом.

3. Развивать умение работать с бумагой, складывать лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы( флажки, поздравительная открытка).

4. Расширять представления о мире предметов, о профессиях (кофемолка, миксер, мясорубка, «Откуда стол пришёл», «Как получилась книжка»).

5. Расширять и обогащать знания о временах года.

1. Учить считать до 5.

2.Учить ориентироваться на листе бумаги(справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу).

4. Учить ориентироваться во времени (утро, вечер, день, ночь).

5. Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета).

6. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей).

Социально-коммуникативное развитие

1. Развивать конструктивные навыки в работе с разрезными картинками, пазлами, кубиками по всем изучаемым темам (д/и «Собери картинку», «Кто быстрее).

Развивать мелкую моторику пальцев рук в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике

1. Развивать конструктивные навыки в работе с разрезными картинками, пазлами, кубиками по всем изучаемым темам (д/и «Собери картинку», «Кто быстрее).

Развивать мелкую моторику пальцев рук в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике

1. Совершенствовать навыки общения в коллективе через с/ролевые игры, дидактические, работу на занятиях малыми группами.

Предполагаемый результат

  • Овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

  1. Учитель-логопед.

Цель деятельности. Создать условия для устранения речевых нарушений и оказать квалифицированную помощь в освоении ИАОП.  

Задачи:

-корректировать и развивать произносительную сторону речи;

-совершенствовать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря;

--развивать память, внимание, мышление, восприятие;

 -формировать навыки учебной деятельности;

-осуществлять преемственность в работе с родителями обучающегося, сотрудниками ДОО.

1-й период 

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

2-й период

 (декабрь, январь, февраль)

3-й период 

(март, апрель, май)

Мелкая моторика

Учить заштриховывать контуры наклонными линиями; рисовать дуги; штриховка дугами; завиток. Пальчиковая гимнастика: «Грибочки», «Наш друг-огород!», «Базар», «Иголки», «Зоопарк» и т.д.

Упражнять в умении рисовать узоры по клеткам. Петелька.  Соединение двух точек прямой линией.

Пальчиковая гимнастика: «Котенок», «Горошек», «Зимушка-зима», «Транспорт» и т.д.

Линия с петлями без отрыва карандаша. Волнистая линия.

П.Г. «Ежата», «Пчелки», «Джунгли» и т.д.

Звукопроизношение

Дифференциация звуков С-СЬ, З-Зь, Ц-С.

Постановка звуков Ш, Ж и автоматизация их в слогах словах и предложениях.

Дифференциация звуков Ж-З, Ш-С, Ж-Ш

Постановка и автоматизация звуков Л в слогах, словах и предложениях.

Постановка и автоматизация звуков Р, Рь в слогах, словах и предложениях.

Дифференциация звуков Р-Рь, Р-Л, Рь-Ль.

Развитие словаря

  1. 1. Расширение объёма существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
  2. 2. Обучение группировке предметов по признакам, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
  3. 3. Расширение глагольного словаря.
  1. 1. Развитие умения группировать предметы по признакам, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
  2. 2. Дальнейшее расширение глагольного словаря, обогащение активного словаря притяжательными прилагательными и прилагательными с ласкательными суффиксами.
  3. 3. Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов в речи.
  4. 4. Совершенствование умения оперировать понятием слово.
  1. Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
  2. Закрепление навыка употребления относительных и притяжательных прилагательных и прилагательных с ласкательными суффиксами.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. 1.Развитие навыков образования и практического использования форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени.
  2. 2. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  1. 1. Дальнейшее обучение образованию форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени.

2.Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами

  1. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы с существительными единственного и множественного числа.
  2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные.

Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний к ним

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. 1. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
  2.  2. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
  3. 3. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки А, У, И, выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.

. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
  2. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
  3. Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Развитие связной речи и речевого общения

  1. 1. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
  2. 2. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок, пересказу.
  1. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
  2. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Теремок») и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.

1. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.

2.Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Кот, Петух и Лиса») и коротких рассказов.

Предполагаемый результат  

  • Использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
  • Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете по сюжетной картинке, набору картин.
  • Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Называет   последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах.
  • Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

  1. Педагог -  психолог

Цель деятельности. Создать условия для полноценной психологической помощи и поддержке ребенка в условиях ДОО.

Задачи:

 1. Развитие мелкой моторики.

 2. увеличение объема памяти

 3. формирование пространственных представлений

 4. Развитие вербального компонента деятельности

 5. Развитие сенсорно-перцептивных навыков

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)  

Работа по программе М.В Ильина «Чувствуем-познаем-размышляем» направлена на решение следующих задач:

- Выделять цвет, форму, величину предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между предметами по величине;

- научить ребенка способам обследования предметов: их группировке п цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

-развитие у ребенка аналитического восприятия: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Учебно- тематический план:

№ Занятий

Темы занятий

1

В мире запахов

2,3,4

Осязание (одинаковое на ощупь, теплое или холодное, мокрое или сухое)

5

Форма предметов

6,7,8

Форма и размер предметов

9,10

Форма, размер и цвет предметов (матрешки и бусы. Познаем себя и окружающий мир)

11,12

Форма, размер и цвет и назначение предметов (Познаем окружающий мир, свойства предметов)

13-24

Форма, размер и цвет и назначение предметов (Игры с пирамидками, игры с жуками, с бабочками, рыбками. Зайчики. Разные игрушки. Новый год. Домики. Игры со снежинками. Снеговики. Строим башни)

25-30

Форма, размер и цвет и назначение предметов Разные звери. Знакомые игрушки. Игры с пуговицами. Спортивные игры. Конструирование. Звуки речи

31

В мире звуков

32

Мы познаем мир. Игры с машинками

33

В мире звуков. Слушаем звуки речи.

34-36

Форма, размер и цвет и назначение предметов (человек. Игры с грибочками. Игры с пирамидками)

Второй период, третий (январь, февраль, март, апрель)

Работа по программе ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

 Направлена на:

-создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности

-поддержание и создание условий для развития творческого потенциала

-побуждение ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности

-способствовать самопознанию ребенка

-развитие саморегуляции эмоциональных реакций

-совершенствование коммуникативных навыков

Темя занятия

Кол-во часов

1

2

3

4

Знакомство.

Что мы умеем.

Правила поведения на занятиях.

Страна «Психология»

1

1

1

1

5

6

7

8

Радость, грусть.

Гнев.

Удивление.

Испуг (ознакомление)

1

1

1

1

9

10

11

12

Спокойствие.

Словарик эмоций.

Праздник

Страна Вообразилия

1

1

1

1

13

14

15

16

В гостях у сказки

Диагностика

Диагностика

Новогодний праздник

1

1

1

1

17

18

19

Этикет. Внешний вид

Этикет. Правила поведения в общественных местах

Столовый этикет.

1

1

1

20

21

22

23

Подарочный этикет

Гостевой этикет

Волшебные средства понимания

Герои

1

1

1

1

24

25

26

27

Мамины помошники

Я и моя семья .

Я и мои друзья

Я и мое имя!

1

1

1

1

28

29

30

31

Страна «Я».

Я особенный.

Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика.

1

1

1

1

Предполагаемый результат

- развита мелкая моторика (продуктивная деятельность соответствует возрастной норме)

- развитие речемыслительной деятельности (составление рассказа по картинкам, перессказ)

- развитие сенсорно-перцептивных навыков, сформированы представления сенсорных эталонов (овладение сенсорной культуры ребенка в области восприятия форм, цвета, величины, свойств предметов окружающего мира, развития слухового и зрительного восприятия)

- формирование пространственных представлений.

- увеличение объема памяти (объем памяти соответствует возрастной норме)

-развитие устойчивости внимания

- развитие коммуникативных умений, повышение уверенности в себе


  1. Музыкальный руководитель

Цель деятельности. Создать условия для полноценного музыкального развития ребенка, устранения речевых нарушений и оказать квалифицированную помощь в освоении ИАОП.  

Задачи:

  1. Определять содержание музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта.  
  2. Оказывать полимодальное воздействие.  
  3. Развивать мелодико-интонационную выразительность речи.
  4. Закреплять навыки в развитии моторной функции (способствовать  развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики).
  5. Осуществлять подбор музыкальных произведений, речевого, певческого материала, адекватного речевому развитию ребёнка.
  6. Разрабатывать программу изучения и наблюдения за ребенком на музыкальных занятиях.  
  7. Отслеживать динамику развития у ребенка музыкально – ритмических видов деятельности.
  8. Обратить внимание на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении)

Содержание  

Формы, методы работы

- Проводит упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки;

- активизирует внимание, воспитывает чувство музыкального ритма;

- тренирует ориентировку в пространстве, развивает «мышечные чувства»;

- развивает слуховое восприятие, двигательную память;

- проводит: музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания;

- ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве;

-обогащение словаря музыкальной терминологией.

- Индивидуальная и подгрупповая коррекционо – развивающая

деятельность.

- Дидактические игры,   развлечения, праздники,     компьютерные технологии и др .  

Предполагаемый результат

  1. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную и изобразительную деятельность и т. д.).
  2. Умеет вести диалог.
  3. Развивает монологическую речь через разучивание стихов и текстов песен.  
  4. Подвижен, владеет основными движениями, может в танце контролировать   и управлять ими.
  5. Дифференцирует ротовое и носовое дыхание.

  1. Инструктор по ФИЗО

Цель деятельности. Создать условия для полноценного физического развития ребенка, устранения речевых нарушений и оказать квалифицированную помощь в освоении ИАОП.  

Задачи:

  1. Развивать зрительное, слуховое, пространственное восприятие.
  2. Работать над координацией движений, общей и мелкой моторикой.
  3. Закреплять звуки речи.
  4. Развивать речевое и физиологическое дыхание.
  5. Развивать ритм, темп, интонационную выразительность речи.

Содержание  

Формы, методы работы

- Выполняет общекоррегирующие упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью;  

- воспитывает быстроту реакции на словесные инструкции;

- использует упражнения для развития общей         и         мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением          (рифмованные тексты).  

- проводит        упражнения         на формирование         правильного физиологического дыхания и речевого выдоха.

- Индивидуальная и подгрупповая коррекционо -

развивающая деятельность.

- Дидактические игры, развлечения, праздники и др .  

Предполагаемый результат

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика;  
  • подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к волевым усилиям;
  • может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • владеет правильным физиологическим дыханием и речевым выдохом;
  • - синхронно выполняет движениями в соответствии с речью;
  • проявляет ответственность за начатое дело.

Тематическое планирование работы

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Задания

Сентябрь

3-я неделя

«Как я провел лето»

  • Д/и «Что лишнее» (по цвету, форме, размеру) Развитие зрительного внимания.
  • Д/и «Погрузи урожай» слоговой анализ слов-названий овощей и фруктов.
  • Игра с мячом «Давайте приготовим» развитие грамматического строя речи, словообразование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный).
  • «Хлопушка» Определение места звука в словах.
  • Составление описательных рассказов о лете.

4-я неделя

«До свидания, лето»

  •  Лето. Месяцы. Периоды. Приметы.
  • Д/и «Посчитай» слоговой анализ слов-названий деревьев.
  • Лото «Один - много» развитие грамматического строя речи по теме «Деревья».
  • «Зажги фонарик» Определение места звука в словах.
  • Звуковой анализ слов: ива, бук.
  • Пересказ текста «Поездка на дачу».

Октябрь

1-я неделя

«Осень. Признаки осени. Деревья»

  • Беседа с детьми о приметах осени, почему осень золотая.
  • Д/и «1-2-5» согласование числительных с существительными.
  • Д/и «Назови дерево» развитие грамматического строя речи, словообразование относительных прилагательных (из дерева – деревянная).
  • «Назови первый и последний звук» Звуковой анализ слов.
  • Составление описательного рассказа о матрешке по плану воспитателя.

2-я неделя

«Огород. Овощи»

  • Беседа с детьми о работах в огороде, овощах, урожае. Рассматривание иллюстраций.
  • Д/и «Четвертый - лишний» дифференциация овощей и фруктов.
  • Д/и «Подбери признак» подбор слов-определений, пополнение словарного запаса (яблоко – какое? клюква – какая? помидор – какой?)
  • «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук «а» Звуковой анализ слов.
  • Составление предложений из заданных слов.

3-я неделя

«Сад. Фрукты»

  • Беседа с детьми по картине «Фруктовый натюрморт».
  • Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?» образование притяжательных прилагательных.
  • Д/и «Кто больше слов разделит на слоги» слоговой анализ слов-названий перелетных птиц
  • Звуковой анализ слов груша, абрикос.
  • Составление и анализ предложений по теме недели.

4-я неделя

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

  •  Отгадывание загадок о грибах, ягодах, лесе.
  • Д/и «Какое слово не подходит?» узнавание однокоренных слов, развитие фонематического слуха,
  •  Д/и «Закончи предложение словом «мухомор» в нужной форме» изменение существительного по падежам.
  •  Д/и «Объясни словечко» развитие грамматического строя речи, словообразование пятипалый, двуногий, длинноволосый и т.д.).
  •  Составление рассказа по серии картинок «Прогулка по лесу».

5-я неделя

Неделя здоровья «Человек. Части тела

  • Отгадывание загадок о частях тела, о здоровье, о спорте.
  • Д/и «Какое слово не подходит?» узнавание однокоренных слов, развитие фонематического слуха (кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ).
  •  Д/и «Закончи предложение словом «уши» в нужной форме» изменение существительного по падежам.
  •  Д/и «Объясни словечко» развитие грамматического строя речи, словообразование пятипалый, двуногий, длинноволосый и т.д.).
  •  Составление рассказа по серии картинок «Режим дня».

Ноябрь

1-я неделя

«Одежда»

  •  Беседа с детьми «Чем отличается зимняя одежда от летней»
  •  Отгадывание загадок.
  • Подобрать синонимы к словам: ехать (передвигаться), мчаться (нестись, гнать), тащиться (ползти).
  •  Слоговой анализ слов-названий одежды.
  • Составить предложения из заданных слов.

2-я неделя

«Обувь»

  • Беседа с детьми по теме «Обувь». Виды обуви материалы из которых сделана обувь. Части обуви. Профессия сапожник.
  •  Д/и «Из чего сделана обувь»
  • Д/и «Объясни словечко» Развитие грамматического строя речи, словообразование.
  •  Слоговой анализ слов-названий обуви «Расставь по местам»
  • Составить рассказ по сюжетной картинке по плану воспитателя.

3-я неделя

«Игрушки»

  • Беседа с детьми об игрушках. Рассматривание иллюстраций.
  •  «Подобрать признак к предмету».
  • Д/и «Правильно – неправильно» учить пониманию причинно-следственных связей. (Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.)
  •  Д/и «1-2-5» согласование существительных и прилагательных с числительными.
  • Составить рассказ об осени по плану воспитателя.

4-я неделя

«Посуда»

  • Д/и «Исправь ошибку» понимание значений притяжательных местоимений. (Моя стакан, мой тарелка, моё ложка и т.п.).
  •  «Скажи наоборот». Слова – антонимы.
  • Д/и «В магазине посуды» грамматический строй речи. Словообразование. Относительные прилагательные.
  •  Звуковой анализ слов: ложка, чашка
  • Составить описательный рассказ о предметах посуды.

Декабрь

1-я неделя

«Зима. Зимующие птицы»

  • Беседы с детьми о  зимующих птицах, необходимости делать для птиц кормушек
  • Д/и «Узнай по описанию», «Чей? Чья?»
  • Составление описательных рассказов по схеме.

2-я неделя

«Наши домашние питомцы»

  • Д/и «Семейка» пополнение и закрепление словарного запаса.
  •  Д/и «Чья? Чье? Чьи?» образование притяжательных прилагательных.
  •  Подбор действий к предмету. (Кошка – лакает, облизывается, мяукает, царапается, мурлыкает, и т.п.)
  •  Слоговой анализ слов-названий домашних животных.
  •  Составление рассказа по картине «Собака с щенками»

3-я неделя

«Дикие животные»

  • Д/и «Чья? Чьё? Чьи?» образование притяжательных прилагательных.
  •  Д/и «Кто где живет?». Употребление предложного падежа существительного. (Лиса живет в норе. Волк живет в логове. Медведь зимует в …)
  • Подбор родственных слов. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежий, …).
  •  Звуковой анализ слов: лиса, волк, лось.
  •  Составить описательный рассказ о животном по схеме.

4-я неделя

«Новый год»

  • Отгадывание новогодних загадок.
  •  Д/и «Подбери признак к предмету». (Елка – какая? Праздник – какой? Игрушки - какие? …)
  • Слоговой анализ слов. «Раздели на слоги и повесь на елку»
  •  Д/и «Хлопушка» Звуковой анализ слов. Дифференциация заданного звука в ряду звуков, слогов, слов.
  • Составить рассказ по картине «На празднике»

Январь

1-я неделя

Зимние каникулы

2-я неделя

«Мебель»

  • Рассмотреть и сравнить предметы мебели.
  •  Д/и «Назови – какой?». Образование относительных прилагательных.
  •  Д/и «Четвертый лишний»,
  •  Д/и «Хлопушка» Звуковой анализ слов. Дифференциация заданного звука в ряду звуков, слогов, слов.
  • Составить предложения из заданных слов.
  • Мебель. Материалы из которых она сделана. Части мебели. Какая мебель стоит в гостиной, на кухне, в спальне.
  •  Д/и «Назови, какой?». Образование относительных прилагательных. (из дерева – деревянный)
  •  Звуковой анализ слов: стол, стул, шкаф, пуф.
  •  Слоговой анализ слов-названий мебели.
  •  Составить описательный рассказ о каком-нибудь виде мебели по выбору.

3-я неделя

«Грузовой и пассажирский транспорт»

  •  Беседы о теме недели.
  •  Д/и «Сосчитай до пяти». Согласование прилагательных и существительных с числительными (Одна грузовая машина,  
  • Звуковой анализ слова: зима, снег.
  •  Подбор слов-синонимов холод – стужа, мороз; ветер – метель, буран; варежки - рукавички.
  • Пересказ текста о транспорте.

4-я неделя

«Профессии на транспорте»

  •  Назвать виды транспорта,
  •  Д/и «Почему так назван?». Упражнение на словообразование. (Конькобежец – бегает на коньках. Саночник - … Хоккеист - … Лыжник - … и т.п.)
  •  Слоговой анализ слов-названий спортивного инвентаря.
  •  Звуковой анализ слов «Найди заданный звук в начале, середине, конце слова и покажи нужную схему».
  •  Составление рассказа по серии картинок.

Февраль

1-я неделя

«Детский сад. Профессии»»

  •  Рассматривание принесенных из дома семейных фотографий. Беседа о профессиях своих родителей,
  •  Д/и «Сосчитай до пяти». Согласование прилагательных и существительных с числительными (Один старший брат, два старших брата, пять старших братьев. Одна младшая сестра… Один маленький внук... и т.п.)
  • Звуковой анализ слова: дочь, сын.
  •  Д/и «Назови ласково» словоизменение с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Мария – Маша, Машенька, Машуля, Манечка. Александр – Саша, …).
  •  Составление рассказов из личного опыта «Моя семья».

2-я неделя

«Ателье. Закройщица»

  • Профессии людей, работающих в ателье.
  •  Подбор слов-антонимов к словам,
  •  Слоговой анализ слов-одежды, которую шьют в ателье.
  •  Подбор подходящих глаголов: кроить, шить, подшивать.
  •  Составление описательных загадок о каких лидо видах одежды.

3-я неделя

«День защитника Отечества»

  •  Рассматривание иллюстраций, беседа о том, кто служит в Армии, знакомство с родами войск, военной техникой.
  •  Д/и «Кто служит в Армии?». Образование существительных с помощью суффиксов -чик, -ист.  (ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик, вертолетчик, связист, танкист, артиллерист, парашютист и т.п.)
  • Д/и «Какое слово не подходит?» упражнение в понимании слов-родственников. (воин, воинский, воет, воевать, война. Танк, Таня, танкист, танковый)
  •  Д/и «Что лишнее?» (Генерал, автомат, майор. Зенитчик, ракетчик, саночник).
  •  Речь-доказательство: «Что общего и чем отличаются?» Танк и трактор, пилотка и кепка.

4-я неделя

«Стройка. Профессии на стройке»

  • Чтение художественной литературы на тему недели, беседы о профессиях на стройке,
  •  Д/и «До – между – после». Закрепление последовательности зимних месяцев, понимание предлогов. (какой месяц перед январем, после января, между, перед…)
  •  Д/и «Подбери родственные слова» к слову снег, зима.
  •  Звуковой анализ слов «Найди первый и последний звук в слове».
  •  Составить рассказ о любой профессии по плану.

Март

1-я неделя

«Мамин праздник»

  •  Заучивание стихотворений для мам и бабушек.  
  •  Д/и «Подбери признак». Мама - какая? – добрая, ласковая, заботливая, …
  •  Д/и «Повтори за мной». Слуховое внимание, развитие памяти. Цепочки слов по теме.
  •  Д/и «Назови женскую профессию» Тренировать в словообразовании (Повар – повариха, воспитатель - , художник - , певец - , скрипач – и т.д.).
  •  Составление рассказа из личного опыта «Моя мама, бабушка».

2-я неделя

«Комнатные растения»

  •  Рассматривание комнатных растений,
  • Рисование с натуры,
  • Д/и: «Опиши растение», «Подбери признаки», «Что нужно растениям»,
  • Составление описательных рассказов по схеме.

3-я неделя

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

  •  Чтение закличек, потешек, скороговорок.  Чтение русских народных сказок. Беседа с детьми о прочитанном.
  •  Д/и «Подбери признак».
  • Д/и «Узнай рыбу по описанию»
  •  Д/и «Цепочка слов». Звуковой анализ слов.
  •  «Придумай новый конец сказке»

4-я неделя

«Наш город»

  •  Достопримечательности нашего города.
  •  Д/и «Подбери предлог». Тренировать в правильном употреблении предлогов. (Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач сел … ветку. И т.д.)
  •  Д/и «Назови детеныша» упражнение в словообразовании. (У грача – грачонок, грачата; у скворца – скворчонок, скворчата)
  •  Слоговой анализ слов-названий перелетных птиц «Найди птичке ее домик».
  •  Составить рассказ по сюжетной картине.

Апрель

1-я неделя

«Весенние работы на селе

  •  Беседа о работа в огороде, саду,
  • Отгадывание загадок, заучивание стихов.
  •  Составление простых распространенных предложений и их анализ «Праздник – безобразник»
  •  Д/и «Скажи наоборот» подбор слов-антонимов.
  •  Звуковой анализ слов «Подбери как можно больше слов на заданный звук».
  •  Составить рассказ по серии сюжетных картинок.

2-я неделя

«День космонав-

тики»

  •  Рассматривание иллюстраций с изображением космоса, космонавтов, космической техники. Беседа о первом космонавте Ю. Гагарине.
  •  Д/и «Что лишнее и почему?». (Солнце, Луна, лампа. Звезда, планета, ракета и т.д.)
  •  Д/и «Объясни слова» упражнение в словообразовании. (приземлиться, прилуниться, приводниться)
  •  Звуковой анализ слов «Найди первый и последний звук в слове».
  •  Составить предложения из ряда заданных слов.

3-я неделя

«Откуда хлеб пришел»

  •  Рассматривание иллюстраций. Беседа о хлебе. Заучивание стихов.  
  •  Д/и «Угадай, что изменилось». Развитие зрительного внимания, памяти.
  •  Слоговой анализ слов. «Раздели слово на слоги»
  •  Звуковой анализ слов кулич, пирог
  •  Составить рассказ по сюжетной картинке.

4-я неделя

«Почта»

  • Рассматривание предметов, которые приносит почтальон,
  • С/р игра «Почта»,
  • Д/и: «Только на этот звук», «Однокоренные слова»,
  • Звуковой анализ слова письмо,
  • Чтение стихотворения Михалкова «Кто стучится к нам»
  • Знакомство с профессиями людей, работающих на почте..

5-я неделя

«Неделя здоровья»

  •  Беседа о продуктах питания, приносящих пользу (овощи, фрукты, ягоды). Какие блюда можно приготовить из них.
  •  Д/и «Что едят сырым, жареным, вареным?»
  •  «Закончить предложения» составление сложносочиненных предложений. (Мама почистила картошку, чтобы… Мама собрала в саду малину, чтобы…)
  •  Звуковой анализ лук, лимон.
  •  Составление сравнительных рассказов о клюве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Май

1-я неделя

«День Победы»

  •  Рассматривание иллюстраций. Беседа о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы».
  •  Подобрать синонимы к слову смелый. (храбрый, отважный, геройский, …)
  •  Д/и «Как называется человек, который…» образование слов с помощью суффиксов. (летает на вертолете – вертолетчик, ездит на танке - …, служит в пехоте - ..., и т.д.)
  •  Д/и  «Объясни словечко». Понимание сложных слов. (подводник, доброволец, бомбоубежище, противник)
  •  Пересказ текста.

2-я неделя

«Цветущая весна. Растения луга и сада, насекомые»

  •  Весна. Весенние месяцы. Рассмотреть внешний вид растения, назвать его части.  
  •  Д/игры «Чей лист? Чья ветка? Чей плод?», «Чей стебель? Чей цветок?» Образование притяжательных прилагательных.
  •  Д/и «Закончи предложение» употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. (муравей сидел около …, жук спрятался под …, муха ползла по … и т.д.)
  •  Звуковой анализ слова бабочка.
  •  Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

3-я неделя

«Посиделки»

  •  Пословицы и поговорки. Объяснение их значения. Загадки. Чем пословицы и поговорки отличаются от загадок?
  •  Д/и «Составь загадку». Составление описательных рассказов о предмете, явлении.
  •  Д/и «Посчитай до 5» согласование прилагательных и существительных с числительными. (одна веселая матрешка, две веселых матрешки, пять веселых матрешек)
  •  Звуковой анализ слов «Найди место заданного звука в слове».

4- я неделя

«Скоро в школу»

  •  Беседа о школе. Для чего ходят в школу. Какие школьные предметы преподают в школе. Что школьнику надо класть в портфель.
  •  Д/и «Исправь ошибку». Употребление падежных окончаний имен существительных. (У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. И т.д.)
  •  Д/и «Подбери признак». Портфель - какой? – кожаный, вместительный, яркий, большой, красивый.
  •  Слоговой анализ слов-названий школьных принадлежностей.
  •  Составить рассказ о зиме по плану.


Ожидаемые результаты реализации программы.

Педагог-психолог:

-Развитие сенсорно-перцептивных навыков;

- развитие вербального компонента деятельности;

- сформированы пространственные представления;

-Развитие речемыслительной деятельности

-Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления. Развитие сенсорно-перцептивных навыков, развитие представления сенсорных эталонов

Учитель-логопед:

- практическое овладение воспитанником нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;

- вырабатывать навыки свободного общения воспитанника с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;

- формирование компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно - образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию);

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

- «Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Д/с №21», которая строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми;

- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Н. В. Нищева2015;

- «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО   Н. В. Нищева;

- Кирьянова Р.А.  Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи.

- О.Б. Иншакова «Альбом логопеда»

- Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи.

- Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных.

- зеркало с лампой дополнительного освещения.

- веселая артикуляционная и мимическая гимнастика с индивидуальными зеркалами.

- тренажеры, пособия для развития дыхания (Полоски, пёрышки, ватные шарики, дудочка).

- демонстрационный и раздаточный материал для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.

- предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных звуков раннего онтогенеза.

- настольно-печатные дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков разных групп.

- кассы букв.

-Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет «Цветик-Семицветик»), (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

  -Программа М.В Ильина «Чувствуем –познаем -размышляем» занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет «Цветик-Семицветик»), (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.).

-Программа работы по песочной терапии «Волшебная песочница» (автор Елена Веремеенко).

-песочные столы

-учебно-дидактический материал

-диагностический комплекс М.М Семаго (Наглядные пособия)

 

Мониторинг качества освоения программы.

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое индивидуальное наблюдение за детьми с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций речевого развития.

        Мониторинг построен на основе Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет, психологического протокола обследования.

        Мониторинг проводится учителем-логопедом и педагогом-психологом три раза в год.

        Родители имеют право получить информацию о развитии ребенка на родительских собраниях, в дни открытых дверей, через индивидуальные консультации в любое удобное для них время.

Я, ___________________________________________________________________________________________, ознакомлен (а) и даю

                                                 (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

согласие на реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы развития для моего ребенка _____________________________________________________________________________________________. Обязуюсь обеспечить

                                                   (фамилия, имя, отчество ребенка)

соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий         в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалистов.  О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка, предупрежден (а).

Подпись родителя ____________________________________________________________________________.

                                                                                      (подпись, расшифровка подписи)

                              Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы                         Приложение 1.

Динамика состояния ребенка.

Сферы развития

Сентябрь

Январь

Май

Темп работы и работоспособность

Замедленный, не равномерный, деятельность не упорядоченная.

Особенности речевого развития

Нарушено звукопроизношение:

Отсутствуют звуки: Л, ЛЬ, Р,РЬ. Замены: З-С, Ц-С, ЗЬ—СЬ, Ш-С, Щ-СЬ, Б-П, Г-К, М-МЬ. Ж-огл, Я-упускает в речи. Допускает многочисленные грубые нарушения звуко-слоговой наполняемости слов.  Серии из 2-3-х слогов повторяет не верно. Не готов к овладению звуковым анализом и синтезом. Не всегда понимает обращенную речь. Не воспринимает сложные инструкции. Отмечаются только зачатки фразы из 2-3 слов. При составлении рассказа по картинке нуждается в постоянной помощи в виде наводящих вопросов.

Характеристика моторики и графической деятельности

Мелкая моторика развита недостаточно, крупная моторика развита достаточно, графическая деятельность не развита.

Характеристика внимания

Объем, прочность удержания оперативного материала, устойчивость, концентрация целенаправленных усилий не достаточные на протяжении всей работы. Переключаемость затруднена, факты застревания,

Особенности запоминания

Механическая память снижена.

Пространственные представления

Сформированы не достаточно

Интеллектуальное развитие

Низкий уровень актуального развития, Запас общих знаний не достаточный, исключение понятий не осуществляет, не всегда понимает инструкции

Состояние здоровья

Здоров

Овладение программой

Средней группы

осваивает программу на низком уровне.

Приложение 2

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Уровни

Критерии

Нач. года

Сер.

года

Кон.

года

  1. Звукопроизношение

0 баллов (низкий уровень)

Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (не различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи.

1 балл (пограничный, между низким и средним)

Страдают определенные группы звуков, отмечается неразборчивость речи.

2 балла (средний уровень)

Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки не дифференцирует.

3 балла (пограничный между средним и высоким)

Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность в определенных фонетических группах. Звуки дифференцирует.

4 балла (высокий уровень)

Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа и речевого дыхания.

  1. Фонематическое восприятие.

0 баллов (низкий уровень)

Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонематических групп.

1 балл (пограничный, между низким и средним)

Не различает на слух и в произношении звуки определенных групп (шипящих, соноров), затрудняется выделять их из состава слова.

2 балла (средний уровень)

Затрудняется в различении и анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

3 балла (пограничный между средним и высоким)

Затрудняется при выполнении операций звук-слогового анализа и синтеза.

4 балла (высокий уровень)

Все фонетические процессы в норме.

  1. Слоговая структура.

0 баллов (низкий уровень)

Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

1 балл (пограничный, между низким и средним)

Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов любой слоговой структуры, а именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

2 балла (средний уровень)

Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

3 балла (пограничный между средним и высоким)

Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

4 балла (высокий уровень)

Слоговая структура в норме.

  1. Лексика

0 баллов (низкий уровень)

Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражаниями.  Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

1 балл (пограничный, между низким и средним)

Кроме лепета и звукоподражания есть искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях.

2 балла (средний уровень)

Недостаточное развитие активного словаря. Владеет мало обобщающими понятиями. В речи нет антонимов, синонимов. Заменяет слова близкие по ситуации и внешним признакам.

3 балла (пограничный между средним и высоким)

Называет обобщающие понятия. Определяет и называет место положение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов.

4 балла (высокий уровень)

Лексика в норме.

  1.  Грамматический строй речи.

0 баллов (низкий уровень)

Не различает грамматические формы.

1 балл (пограничный, между низким и средним)

Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода при изменении по числам. Предлоги отсутствуют.

2 балла (средний уровень)

Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании сущ. Р. п.;множ.числа. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

3 балла (пограничный между средним и высоким)

Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении сущ. с числительными и при образовании форм мн.числа прилагательных. Составляет простые, сложные предложения.

4 балла (высокий уровень)

Развитие грамматического строя речи в норме.

  1. Связная речь.

0 баллов (низкий уровень)

Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если отвечает, то односложно.

1 балл (пограничный, между низким и средним)

Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ их трех предложений только при помощи наводящих вопросов.

2 балла (средний уровень)

Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.

3 балла (пограничный между средним и высоким)

Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексика-грамматические ошибки при построении предложений.

4 балла (высокий уровень)

Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картине, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

Итого (средний балл)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 01.02.2018г. по 31. 05. 2018г.

Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для   с учётом состояния здоровья Горбаневой Евгении, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: с 01.09.2017 г. по 30.05.2018г.

Пояснительная запискаИндивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП),  сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом р...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 24.10.2019 по 24.01.2020г

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной...