Конспект занятия "Зима. Зимние забавы".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Активизация и развитие словарного запаса и грамматического стороя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима. Зимние забавы»

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Задачи:

  • активизировать и расширять словарь по теме;
  • формировать представления о признаках зимы;
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  • учить согласовывать прилагательные с существительными в и. п. мужского и
    женского рода единственного и множественного числа;
  • учить подбирать слова-антонимы;
  • развивать внимание, мышление, общую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимы и зимних развлечений; мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Упражнение «Отгадай-ка».

  • Странная звёздочка
    С неба упала.

Мне на ладошку

Легла и пропала. (Снежинка)

  • Художник-невидимка
    По городу идёт:

Всем щёки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт. (Мороз)

  • Он летает белой стаей
    И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)

  • Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь —

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

  • Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (О
    зиме)
  1. Основная часть.
  1. Упражнение «Послушай, подумай и ответь».

Прочитать детям стихотворение:

Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо,
Падает, ложится.

Тёмный лес что шапкой,
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно ...

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

И зима настала. (По И. Сурикову)

  • О каких признаках зимы говорится в этом стихотворении?
  • Какие ещё признаки зимы вы знаете?
  1. Упражнение «Подбери слова».
  • Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
  • Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает...
  • Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метёт... .
  • Снег (что делает?) — идёт, летит, падает, кружится... .
  • Снежинки зимой (что делают?) — падают, кружатся, блестят, тают... .
  • Лёд на солнце (что делает?) — блестит, сверкает, искрится... .
  • Зимой животные (что делают?) — спят, меняют шубку... .
  • Дети на зимней прогулке (что делают?) — 1уляют, катаются, играют, веселятся, радуются... .
  • Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? — Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток... .
  • Какие зимние виды спорта вы знаете? — Хоккей, фигурное катание, лыжный
    спорт... .
  • Что люди надевают зимой? — Шубы, шапки, валенки... .
  1. Упражнение «Из чего — какой?»
  • Шуба из меха (какая?) — ... меховая.
  • Шапка из шерсти (какая?) — ... шерстяная.
  • Варежки из пуха (какие?) — ... пуховые.
  • Горка из снега (какая?) — ... снеговая.
  • Дорожка изо льда (какая?) — ... ледяная.
  • Погода с морозом (какая?) — ... морозная.
  • Санки из дерева (какие?) — ... деревянные.
  • Коньки из кожи (какие?) — ... кожаные.
  • Лыжные палки из металла (какие?) — ... металлические.
  1. Физминутка «Как зимой нам поиграть».

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать,

Бабу снежную лепить,
И на горку воду лить.

Будем мы на лыжах мчаться,

На коньках по льду кататься,

Мы на санках понесёмся,

А потом домой вернёмся.

  1. Упражнение «Скажи наоборот».

Игра с мячом. Дети стоят полукругом. Логопед называет признак времени года
(лета, весны) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет признак зимы с противоположным значением и возвращает мяч логопеду.

  • Летом дни жаркие, а зимой — ...холодные.
  • Летом небо светлое, а зимой — ... тёмное.
  • Летом день длинный, а зимой — ... короткий.
  • Летом солнце яркое, а зимой — ... тусклое.
  • Весной лёд на реке тонкий, а зимой — ... толстый.
  • Снег мягкий, а лёд — ... твёрдый.
  • Одни сосульки длинные, а другие — ...короткие.
  1. Упражнение «Бывает — не бывает».

Детям предлагается определить, что бывает зимой, чего не бывает, и как должно
быть на самом деле.

  • Зимой идёт дождь.
  • Зимой растёт трава.
  • На деревьях зимой набухают почки.
  • Зимой люди загорают и купаются в речке.
  • Зимой люди надевают шорты и футболки.
  1. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимние забавы"

Комплексное занятие в рамках реализации познавательно-речевого и художественно эстетического направлений....

Конспект занятия "Зимние забавы. Рисование снеговика"

Занятие для старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Зимние забавы"

Конспек открытого занятия по развитию графическиз навыков и подготовки руки к письму у дтей подготовительной группы с ФФНР...

Конспект занятия "Зимние забавы"

Интегрированное занятие включает несколько образовательных областей. Во время занятия постоянно происходит  смена деятельности детей. Интерес у детей к образовательной деятельности поддерживается...

Конспект занятия "Зимние забавы"

Конспект занятия "Зимние забавы" в средней группе....

Конспект НОД «Зимние забавы» во второй младшей группе.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Зимние забавы" во второй младшей группе....