Педагогический проект "Чтение - семейное увлечение".
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Герасимова Наталья Борисовна

Проект проводился в рамках регионального проекта "PROчтение".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект Чтение – семейное увлечение Авторы: учитель-логопед Герасимова Н.Б. воспитатели Башкирова Л.П., Коновалова И.А.

Слайд 3

АКЦИЯ! Читаем вместе с Совуньей Пригласите в гости на субботу и воскресенье Совунью . Почитайте ей любимую книгу ребёнка. Сфотографируйте Совунью и ребёнка в процессе чтения книги. Вставьте 2 фотографии в фотоальбом Совуньи . Не задерживайте гостью. Не забывайте, что Совунью ждут в других семьях.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Чтение – семейное увлечение».

Авторы:  учитель-логопед Герасимова Н.Б.

                 воспитатели: Башкирова Л.П., Коновалова И.А.                          

                                                           

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка будет пустой,

на свет божий выползает,

как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Тема: «Чтение – семейное увлечение».

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи:

  1. Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  4. Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.
  5. Воспитывать бережное отношение к книге. 

Тип проекта

 По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

 По содержанию: художественно – эстетический, психолого-педагогический.

 По числу участников проекта: групповой (16 детей 5-6 лет).

 По времени проведения: продолжительный, рассчитан на 1 год.

 По характеру контактов: открытый, в рамках ДОУ.

Описание проекта

Проект дает возможность взаимодействовать с семьей на основе современных, научных, психолого–педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка дошкольного возраста.

Данный проект позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Актуальность проблемы: 

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. 

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению    

          детей к художественной литературе.

  1. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного

          читателя. 

Содержание проектной деятельности представлено:

- перспективным планом проекта;

- анкетой для родителей «Традиции семейного чтения»;

- сезонными книгами со стихами известных поэтов и иллюстрациями детей группы;

- сценариями сезонных литературных вечеров;

- фотоальбомом «Читаем вместе с Совуньей»;

- консультациями для родителей;

- списком рекомендуемой литературы для чтения родителями детям в соответствии с тематическими неделями.

Перспективный план проекта.

месяц

Деятельность педагогов

Ответственные

Сентябрь

  • Изучение проблемы семейного чтения

  • Составление перспективного плана проекта
  • Подбор художественной литературы для чтения родителями детям в соответствии с тематическими неделями
  • Составление сценариев сезонных вечеров
  • Анкетирование родителей

Воспитатели, учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели

Октябрь

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
  • Оформление стенда «Как научить ребёнка полюбить чтение»
  • Оформление осенней книги (подбор стихов, изготовление иллюстраций к стихам)

  • Тематическое оформление книжного уголка
  • Создание картотеки детской художественной литературы по лексическим темам для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед, воспитатели, дети

Воспитатели

Учитель-логопед

Ноябрь

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (по понедельникам);
  • Запуск акции «Читаем вместе с Совуньей»

  • Проведение литературного осеннего вечера
  • Выпуск осенней книги

  • Консультация «Чтобы ваш ребёнок читал»
  • Тематическое оформление книжного уголка

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед

Учитель-логопед

Воспитатели

Декабрь

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (по понедельникам);
  • Оформление зимней книги (подбор стихов)
  • Тематическое оформление книжного уголка

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

Январь

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (по понедельникам);
  • Оформление зимней книги (изготовление иллюстраций к стихам)
  • Тематическое оформление книжного уголка
  • Совместная деятельность с детьми «Книжкина больница»
  • Консультация «Как организовать домашнее чтение?»

Воспитатели

Воспитатели и дети

Воспитатели

Воспитатели

Учитель-логопед

Февраль

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (по понедельникам);
  • Проведение литературного зимнего вечера
  • Выпуск зимней книги

  • Тематическое оформление книжного уголка

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели

Март

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (по понедельникам);
  • Оформление весенней книги (подбор стихов)
  • Тематическое оформление книжного уголка
  • Подведение итогов акции «Читаем вместе с

Совуньей»

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед

Апрель

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (по понедельникам);
  • Оформление весенней книги (изготовление иллюстраций к стихам)
  • Тематическое оформление книжного уголка
  • Консультация «Рекомендации родителям по развитию читательского интереса»

Воспитатели

Воспитатели и дети

Воспитатели

Учитель-логопед

Май

  • Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (по понедельникам);
  • Литературный весенний вечер
  • Выпуск весенней книги

  • Тематическое оформление книжного уголка
  • Выступление на пед.совете по итогам проекта

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед

Анкета для родителей. «Традиции семейного чтения»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

o – чтение вслух для всех членов семьи;

o – книги для каждого члена семьи отдельно;

o – когда все члены семьи заняты чтением;

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

13. Самая «старая» книга

14. Последняя книга, купленная Вами

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

  • Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
  • В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
  • Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
  • Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он - то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
  • Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
  • Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Чтение – семейное увлечение».

В течение 2015-2016 учебного года наша группа работает над проектом «Чтение – семейное увлечение». Его целью является помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Вы спросите – что мы, педагоги, сделали для достижения этой цели? Смотрите следующие слайды, и вы сами всё поймёте.

Вначале мы провели опрос среди детей, как часто им читают книги родители.

Оказалось, что традиция чтения книг детям есть во многих семьях. Тогда мы решили узнать, что именно и в какой обстановке читают нашим детям дома.

Для этого мы объявили долгосрочную акцию «Читаем вместе с Совуньей»         . Игрушка-Совунья гостила в выходные дни в семьях наших воспитанников, где ей и ребёнку взрослые читали книги. На память о проведённом времени Совунья делала фотографии, которые помещала в свой фотоальбом.  Таким образом, мы задали дух соревнования нашим детям. С каким интересом слушали дети рассказы своих друзей! Всем захотелось позвать Совунью к себе и почитать ей книги!

Родители наших детей стали подходить к педагогам с вопросами, какие именно книги лучше почитать детям старшего дошкольного возраста. С интересом вовлеклись в наш проект.

Но ведь в книгах есть не только интересный текст, но и красочные иллюстрации! Побывать художниками-иллюстраторами дети смогли в самодельных книгах для чтения по временам года.

Больше всего нашим детям нравится читать сказки. Но их можно не только слушать, но и показывать самим! В феврале в группе прошла ещё одна акция – «Подари книгу», в ходе которой ребята показали инсценировку «Колобок» для малышей из группы №1. С каким интересом смотрели инсценировку малыши! А сколько гордости было в глазах старших! А потом наши ребята подарили своим младшим друзьям книжки-малышки, которые они уже давно переросли. Малышам очень понравились подарки!

Совсем недавно в нашей группе было проведено литературное развлечение «Путешествие в зимнюю сказку». Дети легко ответили на все предложенные вопросы по прочитанным зимним книгам! Значит, мы на правильном пути. Мы ещё раз убедили родителей, что чтение – это эффективное средствообразования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, а значит, залог их жизненного успеха.

А что же с семейным чтением? – спросите вы. Поддерживать традицию семейного чтения призвана наша следующая разработка. И снова не обошлось без Совуньи. В нашей группе открылась библиотека Совуньи «Читариум». Мы призвали детей и родителей пополнить книжные полки библиотеки прочитанными книгами. Для этого им нужно на специально подготовленных книжных шаблонах написать имя и фамилию ребёнка и название прочитанной дома книги.  Думаем, что библиотека пополнится очень быстро. Ведь теперь дети требуют ежевечернего чтения книг, а значит, традиция семейного чтения только окрепнет!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семейные увлечения "Рецепты""

Призентация на тему "Семейные увлечения "рецепты""...

Развлечения с родителями «Семейное увлечение»

Задачи:1. Формировать представления о своей группе сверстников, как о коллективе с общими увлечениями, интересами.2. Содействовать осознанию собственных интересов, увлечений.3. Учить поддерживать и пр...

"Семейные увлечения"

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий. Великий писатель имел в виду ту «счастливость», которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая стать д...

"Семейное увлечение - одно на всех"

Консультация для родителей...

"Мир семейных увлечений"

Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, об увлечениях семьи, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отно...

Проект "Мир семейных увлечений

Проект старшая группа "Мир семейных увлечений"...