Семинар-практикум для родителей на тему «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Самсонова Ирина Владимировна

обучение родителей методам и приемам работы с детьми, имеющими нарушения артикуляционной моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей на тему

«Зачем нужна артикуляционная гимнастика»

Подготовила

Самсонова Ирина Владимировна- учитель-логопед

Цель: обучение родителей методам и приемам работы с детьми, имеющими нарушения артикуляционной моторики

Задачи:

1. Оказать помощь каждой семье в  организации взаимодействия с ребенком дома.

2.Подвести родителей к осознанию того, что совместная деятельность родителей и логопеда -  наиболее эффективна.

3.Познакомить родителей с игровыми методами и приемами при  организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях:  развитие артикуляционной моторики

4.Привлечь интерес к совместной деятельности детей и родителей.

Оборудование: ТСО, презентация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», зеркала, раздаточный индивидуальный материал.

Организация:  Организация: взрослые сидят за столами, образуя полукруг.

Вводная часть:

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть (просмотр презентации, выполнение артикуляционной гимнастики):

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

• «Заборчик»,

• «Окошечко»,

• «Трубочка»,

• «Чашечка»,

• «Блинчик»,

• «Иголочка»,

• «Мостик»,

• «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

• «Часики»;

• «Качели»;

• «Лошадка»;

• «Чистим зубки»;

• «Вкусное варенье»;

• «Барабанщик»;

• «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится специальный массаж.

И в конце нашей встречи я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики и раздать вам «Памятки».

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Н.В. Новиковская,  Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Заключительная часть:

Подведение итогов: Уважаемые родители, был ли полезен для Вас этот тренинг? Чему еще Вы хотели бы научиться? Нужны ли подобные семинары Вашей семье? 

- Уважаемые родители, спасибо вам за внимание, за то, что нашли время прийти на нашу встречу, и я хотела бы вам пожелать здоровья, терпения, веры, надежды, добра, отзывчивости и любви….