Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

с ОВЗ  через систему игровых упражнений.

    Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО:
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
 

Фонематический слух -тонкий слух, позволяющий различать и
узнавать фонемы родного языка.
Стадии развития фонематического слуха:
первая - формирование способности различать гласные звуки;
вторая – различать согласные звуки. При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Фонематическое восприятие - способность различать фонемы родного
языка и определять звуковой состав слова.
Четыре ступени формирования  фонематического восприятия:
первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова;
вторая – выделять первый и последний звук в слове;
третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки

   Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте.

   В своей работе по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ, я использую различные методы и приемы , начиная с самых первых этапов, проводила  игры и упражнения на развитие дыхания, силы и тембра голоса, включая эти игры в подгрупповые и индивидуальные   занятия.

   Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным.

    При проведении  упражнений привлекала внимание детей не только к звучанию, но и к артикуляции звуков.

   Всю  коррекционную работу по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ я условно разделила на 6 этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

        1 этап: Игры на развитие  способности узнавать и различать неречевые звуки. На развитие слухового внимания и слуховой памяти.

    На первом  этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивала способность узнавать и различать неречевые звуки.

   Зачем это нужно? Узнавание и различение сходных бытовых шумов является отличной базой для становления фонематического слуха и в дальнейшем грамотного письма.

   На самых первых занятиях учила  детей узнавать и различать звуки окружающей действительности: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), как шуршат листья под ногами?, как звенит звонок?, как топают детские ножки?, кто сказал: «мяу» и т.д.

   Применяла игры с движениями, которые направлены на подведение восприятию звуков: поезд гудит; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звонок звенит. Их можно использовать на логопедических занятиях как физминутки.    Особое внимание обращала на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например: пораход гудит – у-у-у; рассерженный гусь шипит – ш-ш-ш; собака рычит – р-р-р и т.д.

    Чтобы обострить работу только одного анализатора (слуха), необходимо отключить другой, работающий совместно (зрение). Поэтому применяла игры на отгадывание предметов, издающих звуки, без зрительной опоры, используя «Картотеку для алаликов»  Н.В.Нищевой».

   Вот еще несколько игр, которые с успехом  использовала на этом этапе.

1.«Шумящие коробочки».

Брала небольшие коробочки,  наполнила их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки (песок, крупу, горох,  кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д..) Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивался к звучанию. Затем он брал  коробочки и искал среди них звучащую аналогично.

2.«Угадай, что делать»

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка.

    Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

 3.«Угадай, на чем играю»

 Подготовить музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, дудочку и    убрать игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, попросить детей угадать, на чем играли. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем. 

4.«Угадай, что делают» .
Предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш.  Показать детям приготовленные предметы и произвести с ними различные действия. Дети смотрят и слушают. Педагог убирает все за
ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Если  дети легко справляются с заданием, можно увеличить
количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

5. «Колокольчик».

Дети вставали в круг. Предлагала им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенел в разных местах круга. Водящий отгадывал и показывал, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

6. «Тихо –громко» .

 Сажала на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняла и показывала, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и как маленький — тихо, слабо. Затем закрывала игрушки ширмой и за ней воспроизводила то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок  отгадывал и показывал, какой из зайцев только что играл.

        2 этап: Игры на развитие   способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса.

     Постепенно отработав на материале неречевых звуков, переходила и охватывала звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь.

    При развитии речевого слуха работа происходила от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к  слуховому.

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию, т.е. использовать картинный материал. Я использовала картинный материал О.Жуковой (показ)

     На протяжении всего второго этапа учила детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса, при этом использовала следующие игровые упражнения:

1.«Угадай, кто зовет?»

Детям предлагалось по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий  определял и показывали, кто его позвал. Затем игра усложнялась: дети, каждый раз по очереди, кричали  водящему: «Ау!», тот отгадывал, кто кричал. И последний вариант этой игры состоял в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий в «лесу»: он произносил: «Ау!» то громко, то тихо.

2. «Котенок».

Это упражнение можно использовать в конспектах по теме «Домашние животные», как для среднего так и для старшего возраста.

         Показывала  ребенку игрушку котенка или картинку котенка, и просила их внимательно слушать и запомнить, как мяукает котенок  близко (громко), а как - далеко (тихо). Затем произносила: «Мяу!», меняя силу голоса, дети  отгадывали, близко или далеко мяукал котенок. Затем просила  детей помяукать по команде: «Близко» или: «Далеко».

         Аналогично проводились занятия, на которых дети учились различать, где гудит пароход (у-у-у), далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) и т.д.

3. «Три медведя».

Эту игру я включила в конспект занятия по теме «Семья».

   Выставляла   перед   детьми   игрушки   или   картинки   трех медведей   - большого, среднего и маленького. Затем, рассказывала сказку   о  трех  медведях  (в   сокращенном   варианте),   произносила  соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети  отгадывали и показывали, какой из медведей мог так сказать.

4. «Кто кого зовет?» по лексической теме «Домашние животные».

 Детям раздавались картинки домашних животных и их детенышей  коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.п.  Произносила каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у-у, бе-е-е,  и т.д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднимали соответствующую картинку. 

5. «Телефон».

 Тихо «на ушко» сказать слово (можно брать по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

3 этап: Игры на различение слов, близких по звуковому составу.

    На  этом  этапе,  дети  учились  различать похожие слова по звучанию , учились подбирать рифму, находить ошибки, связанные со звуковым составом слова, находить пропущенный звук. Чтобы детям легче было усвоить этот материал,

я сделала картотеку  игровых упражнений на различение слов, близких по звуковому составу, используя пособие В.П Невской «Речевые игры и упражнения» с постепенным усложнением, т.е. в начале  брала слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные (показ книги и картотеки).

Вот такие игры: «Подскажи словечко»

  • Наша старшая сестра

Вяжет с самого у….(утра)

  • Быть мне нужно очень колкой:

Как иначе шить … (иголкой)!  и т. д.

«Подбери слово в рифму»

  • Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке... (жук)

  • Мы собирали васильки,

На головах у нас... (венки)

«Подбери словечко»

  • Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка)

  • Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой)

« Найди ошибку и назови слово правильно».

  • Писем мы не написали - тучку (ручку)целый день искали.
  • Доску на гору везём, будем строить новый ком.(дом) 

«Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова».

Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики,

«Какой звук пропал в слове?»

  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
  • Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.

« Подставь нужное слово».

  • Что скатали мы зимой? …(ком)
  • Что построили с тобой? …(дом)
  • На крючок в реке попал усатый ? ...(сом)

«Подобрать в рифму названия овощей со звуком К».

  • Где весною было пусто, летом выросла... (капуста)
  • Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп)

«Упражнять в умении находить самое короткое слово».

  • СТРОИТЕЛЬ - КАМЕНЩИК - ДОМ – СТЕКОЛЬЩИК

«Путаница»  

  • У Тани голубые ...ЛАПКИ.
  • Когтистые у кошки... ТАПКИ.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.

«Закончи слово»

  • Из кармана у Аркашки
  • Вечно сыплются бу….

«Конец слова за тобой»

Придумать разные слова на слог СА

     Эти игры можно проводить на индивидуальных занятиях с детьми старшего и подготовительного возраста.  

4 этап и 5 этап: Игры на дифференциацию слогов и фонем.

    На  этом  этапе  постепенно  дети  учились различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Понятно, что в играх  варьировался подбор слов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.

     Дети учились различать фонемы родного языка. Причем работу начинала с дифференциации гласных звуков, затем согласных звуков.

  1. «Чей звук?»

Детям раздаются картинки с изображением самолета, малыша, ослика, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее педагог произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Затем проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».

2. «Посчитай и положи»

   Логопед произносил один, два или три гласных звука, например, «а», «ау», «иоу», «о» и т.д. Дети откладывали на столах такое количество кружков, которое    соответствовало   бы   числу   произнесенных гласных. 

  1. «Назови слоги по порядку»

Произнести  слово, а дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог  ДЫ.

Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…), затем больше слогов.

Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

4. «Бабочки».

Предлагаю детям усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э].

Произнести  разные звуки, а дети усаживает  бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.

5.«Флажки».

 Называю звук. Дети, определяют, какой это звук и поднимают флажок соответствующего цвета :

гласный – красный флажок,

согласный мягкий – зеленый флажок,

согласный твёрдый – синий флажок.

  Использовала так же игры:  «Разноцветные флажки», «Хлопни, если услышишь звук У», «Собери ромашку», «Дифференциация звуков по картинкам» .

      6 этап: Игры на развитие навыка  элементарного  языкового  анализа и синтеза слов.

Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков звукового анализа  и синтеза, предполагающий операции на уровне звука.

При обучении звуковому анализу и синтезу слова была определена такая последовательность работы:

     - определение количества слогов в словах разной сложности;

  • выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
  • выделение из слога гласного, затем согласного звука;
  • выделение первого, последнего звука в слове;
  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;

   Начинала эту работу с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками одно- и двухсложные слова.  Объясняла и показывала детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию  дети упражнялись в отхлопывании различных слов, предложенных мной.

Проводила  игры и упражнения  на выделение первого и последнего звука в слове: «РЫБАЛКА» ,«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» ,«ТАРЕЛОЧКИ» «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ» ,«Назови звук в конце слова», «Закончи слово со звуком Т», «Придумай слово со звуком М в конце слова», «Назови первый и последний звук в слове», «Определи в каком их 2 слов есть звук П», «Определи какой звук (Ы или И) в конце слова» и т. д.

 Игры на определение количества слогов в словах разной сложности.

1.«ОТБЕЙ СЛОГИ МЯЧОМ» Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части.

2.«ПАРАВОЗ И ВАГОНЧИКИ» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем  делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

3.«ГУСЕНИЦА» Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

4.«ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок  называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в  данном слове.

       Игры на определение примерного места звука в слове:

1.«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце? 

2.«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.

3.«Клумба» Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

 Далее дети учились  определять  количество и последовательности звуков в слове в играх: 

1.«ФИШКИ» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

2.«СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

3.«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

4.«Звёздное небо» С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.

   Для детей старшей и подготовительной группы разработала картотеку игр на развитие фонематического слуха по звукам.  

Игра “Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай

Цель игры:  развитие фонематического слуха и восприятия;

 закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;

 активизация и расширение словаря детей;   развитие мыслительных операций.

Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.

Слушай, думай, отвечай, Со звука А начинай.

1. Крупная перелетная птица с длинным клювом.

аист

2. Пассажирский транспорт.

автобус

3.Мужское имя

Антон

4.Доктор, который лечил зверей.

Айболит

5.Фрукты

Ананас, апельсин, абрикос

6.Садовые цветы

астры

7.Женское имя

Анна, Алла

8.Этот плод едва обнимешь, если   слаб, то не поднимешь.

   На куски его порежь,

 мякоть красную поешь.

арбуз

Слушай, думай, отвечай,Со звука У начинай.

1

Домашняя и перелетная птица

утка

2

То назад, то вперёд Ходит бродит пароход. 
Остановишь - горе! Продырявит море!

утюг

3

Часть суток

утро

4

Женское имя

Ульяна

5

Место, где гуляют взрослые и дети.

улица

6

Теремок, гляди, ползет, На себе его везет 
Хозяюшка богатая, Хозяюшка рогатая.

улитка

3. Слушай, думай, отвечай,Со звука О начинай.

1

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок, 
Собрались овечки у небесной речки.
 

облака

2

Время года

осень

3

Упрямое домашнее животное

осел

4

Модница крылатая, Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,Укусит - будет плохо.

оса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредствам специально организованных игр и упражнений.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста имеет важное значение:фонематический слух является основой для развития речи. Дети учатся правильно произносить слова и строить предложения ...