Главные вкладки

    Статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему:
    Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи .А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Мастер- класс для родителей подготовительной  группы №12

    "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Цель.

     Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

    Задачи.

    Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

    Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

    Участники мастер-класса: родители старшей группы,  учитель - логопед- ведущий мастер- класса.

    Продолжительность: 30 минут.

    Оборудование: памятка-консультация для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи", логопедическая обезьянка Самсон, цветные карандаши, числовые линейки, предметные картинки, картинки-колокольчики, разного цвета геометрические фигуры.

    Предварительная подготовка

    1.Подбор и изучение литературы по теме мастер- класса.

    2.Изготовление раздаточного материала для детей.

    3. Разработка памятки - консультации для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Ход мастер- класса

    1.Выступление учителя - логопеда.

    Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

    Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

    Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи .А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

    Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

    2.Совместная деятельность учителя логопеда и детей.

    Игра-путешествие "В гости к Самсону"

    Цели: развивать фонематический слух  дифференцируя звуки "с-з"; продолжить работу по развитию  внимания и памяти.

    1.Организационный момент

    -Ребята, ко мне подойдет и встанет в круг тот, чье имя начинается со звука "А" и т.д.

    2.Постановка цели.

    Дети стоят вокруг логопеда.

    - Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашему другу обезьянке Самсону, но чтобы путешествие удалось  надо внимательно меня слушать и правильно выполнять все задания.

    -В поезд приглашаю детей у которых белые носки, синие шорты, разноцветные платья, и т.д.

    3.Основная часть.

    1)-Ребята, наш поезд будет ехать тогда, когда я буду произносить разные слова, а как только услышите слово "звонок" остановитесь.

    2)-Вот мы и приехали. У ворот своего дома нас встречает Самсон. Только что-то он очень грустный.

    -Самсон никак не может сосчитать сколько звуков "с" в его имени. Поможем ему?

    (Самсон приглашает всех детей в дом за столы.)

    - Определите место звуков на числовой линейке.

    - Вы правильно выполнили его задание и  Самсон  хочет поиграть с вами в разные игры.

    3)Игра"Хлопни- топни"

    На звук"з "-хлопнуть, на звук "с" - хлопнуть.

    4)Игра "Дразнилка"

    -Все обезьянки любят дразнится. Повторите за Самсоном его любимые дразнилки.

    са- за- са; зу- зу- су- су; зы- за- зу.

    5) Игра"Веселый карандаш"

    -Самсон приготовил вам в подарок" веселые " карандаши. Сколько раз он произнесет слоги, столько раз стукните карандашом.

    СА-ЗА; ЗА-ЗА-СА; СУ-ЗУ-ЗЫ; ЗО-ЗЫ-ЗА-ЗУ.

    6)Игра "Поймай слово"

    -У Самсона было очень непослушное имя, оно все время убегало и пряталось среди других слов. Поймайте в ладошки его имя и сдуйте его назад Самсону

    (вдох- носом, выдох- ртом).

    Замок, сапог, санки, Самсон, зайка, лиса, Самсон, зонтик, Зоя, Самсон, узор, совок, зубок, Самсон, суп, плясун, Самсон.

    - Пришла пора возвращаться домой . Пригласим Самсона с собой? Назад мы полетим на ковре- самолете. Вокруг себя обернись на ковре- самолете окажись. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, следите за моей рукой . Набираем высоту на звук"З"(чем выше рука, тем громче звук), снижаемся на звук "С"( чем ниже рука, тем тише звук). Вот мы и дома.

    - А дома нас тоже ждет сюрприз.

    7) Игра "Сигнальщики"

    - В колокольчиках спрятался звук "З"(потому что он звонкий).Если в названии картинки звук"З" - покажите колокольчик, а если его нет - погрозите мне пальчиком.

    Картинки: собака, зуб, зонт, сук, косы, замок, зайка, лиса, зубы, плясун.

    Самсон прощается с детьми и просит напомнить  слова со звуками"С", "З".



    Предварительный просмотр:

     Мастер- класс для родителей подготовительной  группы №12

    "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Цель.

     Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

    Задачи.

    Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

    Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

    Участники мастер-класса: родители старшей группы,  учитель - логопед- ведущий мастер- класса.

    Продолжительность: 30 минут.

    Оборудование: памятка-консультация для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи", логопедическая обезьянка Самсон, цветные карандаши, числовые линейки, предметные картинки, картинки-колокольчики, разного цвета геометрические фигуры.

    Предварительная подготовка

    1.Подбор и изучение литературы по теме мастер- класса.

    2.Изготовление раздаточного материала для детей.

    3. Разработка памятки - консультации для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Ход мастер- класса

    1.Выступление учителя - логопеда.

    Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

    Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

    Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи .А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

    Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

    2.Совместная деятельность учителя логопеда и детей.

    Игра-путешествие "В гости к Самсону"

    Цели: развивать фонематический слух  дифференцируя звуки "с-з"; продолжить работу по развитию  внимания и памяти.

    1.Организационный момент

    -Ребята, ко мне подойдет и встанет в круг тот, чье имя начинается со звука "А" и т.д.

    2.Постановка цели.

    Дети стоят вокруг логопеда.

    - Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашему другу обезьянке Самсону, но чтобы путешествие удалось  надо внимательно меня слушать и правильно выполнять все задания.

    -В поезд приглашаю детей у которых белые носки, синие шорты, разноцветные платья, и т.д.

    3.Основная часть.

    1)-Ребята, наш поезд будет ехать тогда, когда я буду произносить разные слова, а как только услышите слово "звонок" остановитесь.

    2)-Вот мы и приехали. У ворот своего дома нас встречает Самсон. Только что-то он очень грустный.

    -Самсон никак не может сосчитать сколько звуков "с" в его имени. Поможем ему?

    (Самсон приглашает всех детей в дом за столы.)

    - Определите место звуков на числовой линейке.

    - Вы правильно выполнили его задание и  Самсон  хочет поиграть с вами в разные игры.

    3)Игра"Хлопни- топни"

    На звук"з "-хлопнуть, на звук "с" - хлопнуть.

    4)Игра "Дразнилка"

    -Все обезьянки любят дразнится. Повторите за Самсоном его любимые дразнилки.

    са- за- са; зу- зу- су- су; зы- за- зу.

    5) Игра"Веселый карандаш"

    -Самсон приготовил вам в подарок" веселые " карандаши. Сколько раз он произнесет слоги, столько раз стукните карандашом.

    СА-ЗА; ЗА-ЗА-СА; СУ-ЗУ-ЗЫ; ЗО-ЗЫ-ЗА-ЗУ.

    6)Игра "Поймай слово"

    -У Самсона было очень непослушное имя, оно все время убегало и пряталось среди других слов. Поймайте в ладошки его имя и сдуйте его назад Самсону

    (вдох- носом, выдох- ртом).

    Замок, сапог, санки, Самсон, зайка, лиса, Самсон, зонтик, Зоя, Самсон, узор, совок, зубок, Самсон, суп, плясун, Самсон.

    - Пришла пора возвращаться домой . Пригласим Самсона с собой? Назад мы полетим на ковре- самолете. Вокруг себя обернись на ковре- самолете окажись. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, следите за моей рукой . Набираем высоту на звук"З"(чем выше рука, тем громче звук), снижаемся на звук "С"( чем ниже рука, тем тише звук). Вот мы и дома.

    - А дома нас тоже ждет сюрприз.

    7) Игра "Сигнальщики"

    - В колокольчиках спрятался звук "З"(потому что он звонкий).Если в названии картинки звук"З" - покажите колокольчик, а если его нет - погрозите мне пальчиком.

    Картинки: собака, зуб, зонт, сук, косы, замок, зайка, лиса, зубы, плясун.

    Самсон прощается с детьми и просит напомнить  слова со звуками"С", "З".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

    Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

    Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

    Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

    Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

    Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

    "Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

    Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

    Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

    Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

    Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

    Консультация для воспитателей всех возрастов поможет в воспитании детей....