Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
    консультация по логопедии на тему

    Москалец Лариса Фёдоровна

    Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya-igry_i_posobiya_po_razv._fonem_sluha.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №41 «Ивушка»

    города Туапсе муниципального образования Туапсинский район

    Консультация для педагогов на тему:

    «Игры и пособия по развитию фонематического слуха

    у детей дошкольного возраста»

                     Разработчик:                                                       

                                                     учитель-логопед

     Москалец Л. Ф.

               

    г. Туапсе

      2015 г.

    Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речи отводится формированию фонематического слуха,  т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование  всей фонетической стороны, в том числе слоговой структуры слова. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

                При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги  и  т. д.

                 Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.  В свою очередь, без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

                В упражнениях и играх на развитие фонематического слуха важно использовать звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается у ребёнка на более чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Эти звуки произносятся детьми как правило без искажений, но недостаточно отчётливо.

                Формирование фонематического восприятия можно выделить пять ступеней, для каждой из которых подбираются определённые упражнения:

    1. Узнавание неречевых звуков.
    2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
    3. Различение слов, близких по звуковому составу.
    4. Дифференциация слогов.
    5. Дифференциация фонем.

    Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка

                Коррекционный процесс требует длительных упражнений, с  многократным повторением. Занятия должны быть разнообразными с играми. Это облегчит ребёнку работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.

                Предлагаю небольшую  часть игр на развитие фонематического слуха.

                                 «Найди место для своей картинки».

                Цель: активизация словаря, дифференциация звуков «Ж» и «Ш».

                Оборудование: картинки, в названиях которых есть звук «ж» и «ш».

                Дети сидят за столами. Логопед показывает картинку, где изображён шар. Логопед говорит: «Когда выходит воздух из шара слышно: «ш-ш-ш». Эту картинку я ставлю  с левой стороны стола». Затем показывает детям картинку, где изображён жук и напоминает, как жужжит жук: «ж-ж-ж». Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте в названии какой из них будет звук «ж» или «ш». Если услышите звук «ш», то картинку нужно положить с левой стороны, а если услышите звук «ж», то картинку нужно поставить с правой стороны».

                Педагог показывает, как нужно выполнить задание, затем вызывает поочерёдно детей, которые называют показываемые картинки.

                Картинки нужно подбирать так, чтобы произнесённые звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук стоит в конце слова или перед глухим согласным.

                                        «Будь внимательным».

                Цель: активизация словаря, автоматизация  звука «С».

                Оборудование: различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка,лиса, курица, автобус и т. д.

                Обращаясь к детям, логопед говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть звук «с», вы должны поднять руку». Затем вызывается ребёнок, называется предмет, а остальные дети следят, правильно ли он выполнит задание, и если нет, то исправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук встречается в начале, середине и в конце слова. Если ребёнок ошибается, то он должен придумать сам слово со звуком «с».

                В процессе игры логопед меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов ( аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).

                                                      «Наоборот».

                Цель: развитие фонематического слуха.

                Оборудование: мяч.

                Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей и произносит слог с одним из диффиринцируемых звуков (СА). Ребёнок, возвращая мяч логопеду, произносит слог с другим слогом (ША) и т. д.

                                                    «Собери ромашку».

                Цель: упражнять детей в развитии акустически близких звуков.

                Оборудование: две ромашки, одна с синей сердцевиной, другая – с зелёной; 15 лепестков, на которых наклеены предметные картинки.

           «Р»                                                                                          «РЬ»

           рак                речка

           ракета                                                                                     огурец

           шар                                                                                          редиска

           кровать                                                                                   дерево

           катер                                                                                       курица

           зебра                                                                                       тарелка

           жираф                                                                                     верёвка

           парта                                                                                       якорь

                Картинки подбираются в зависимости от того, какие звуки берутся.

                Логопед раздаёт детям лепестки и предлагает собрать «ромашку», на лепестках которых предметы со звуком «р». Причём у «ромашки» с синей сердцевиной звук «р» звучит твёрдо, а у «ромашки» с зелёной сердцевиной – мягко.  Выигрывает тот, кто правильно подобрал лепестки. Ребёнок получает за это цветок.

                Совершенствование фонематического восприятия происходит за счёт постоянных усложнений предлагаемых звукокомплексов слов и словесных

    рядов.

                                «Кто быстрее соберёт вещи».

                Цель: упражнять детей в дифференциации звуков «С-Ш».

                Оборудование: большая карта, посредине которой изображены 2 человека. По кругу нарисованы или наклеены предметы одежды,  обуви в названиях которых есть звук «с» или «ш» (шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль,  рубашка, свитер, костюм, сарафан, сандалии, сапоги, босоножки). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырёх; 2 фишки разного цвета, куб с кружками на гранях ( от 1 до 6 кругов); квадратики разного цвета.

                Играет двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан одежду и обувь, в названии которых есть звук «с», другой – вещи и обувь со звуком «ш». Дети поочерёдно бросают кубик и передвигают свою  фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребёнку звук, он кладёт на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберёт в свой чемодан ( наберёт больше квадратиков ).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

    Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

    Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

    В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

    Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

    Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

    Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

    Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

    В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

    Консультация: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".

    В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольн...