Мастер-класс для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Мастер-класс для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Сказка»
«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов
Подготовила: Пономарева
Ольга Николаевна
воспитатель
г. Камень – на – Оби, Каменский район
2025г
Фонематический слух – это способность человека слышать, анализировать и различать отдельные звуки (фонемы) и слоги в потоке речи, а также понимать их значение для различения слов. Этот слух является основой для правильного произношения, понимания речи, а также для успешного освоения навыков чтения и письма.
2. Зачем он нужен:
- Понимание речи:
Фонематический слух помогает различать слова, которые звучат похоже (например, "дом" и "том"), что необходимо для осмысления сказанного.
- Грамотное письмо и чтение:
Он лежит в основе звукового анализа и синтеза, позволяя ребенку понимать, что слово состоит из звуков, расположенных в определенной последовательности, и связывать звуковую форму слова с его графическим изображением (буквой).
- Контроль над собственной речью:
Фонематический слух позволяет ребенку распознавать и исправлять свои собственные ошибки в произношении звуков и слов.
3 -4. Развитие фонематического слуха
Развитие фонематического слуха у детей должно проходить поэтапно, начиная с различения неречевых звуков и постепенно переходя к сложным заданиям на анализ и синтез звуков в словах. На каждом этапе используются игры и упражнения, соответствующие возрасту ребенка.
- Узнавание звука:
Ребенок учится слышать и выделять отдельные звуки среди других звуков, слогов и слов.
- Различение звуков:
Развивается способность слышать и понимать разницу между близкими по звучанию фонемами.
- Звуковой анализ:
Ребенок учится делить слова на звуки, определять их последовательность и количество.
Недостаточное развитие фонематического слуха может привести к трудностям в обучении, таким как дислексия (трудности с чтением) и дисграфия (трудности с письмом).
5. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни
– возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например, сами-сани, почка-бочка.
6. У детей 3-4 лет
К трем годам ребенок умеет различать все звуки. Решающим фактором в его развитии фонематического слуха является развитие речи в процессе общения с другими людьми.
Для развития фонематического слуха у детей 3–4 лет играйте в игры на различение звуков, повторяйте слова и звуки за ребенком, используя упражнения, которые тренируют слуховое восприятие. Можно научить ребенка отличать звуки по силе, высоте и тембру, например, играя с разными предметами. Также предлагайте упражнения, где нужно услышать и выделить заданный звук в слова.
7. Для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет используйте игры на выделение звуков в словах (топнуть, хлопнуть), повторение звукоподражаний, а также на распознавание сходных слов (похожие по звучанию). Важно, чтобы задания были интересными и соответствовали возрасту, например, просить ребенка "пропустить" слова с заданным звуком через "ворота" или дополнить предложение до конца.
8. У детей 5-6 лет
Правильно воспринимаются только те звуки, которые грамотно произнесены. Это влияет на развитие словаря и овладение грамотой. Понять связь между буквами и звуками возможно только при четком произношении.
Для развития фонематического слуха у детей 5-6 лет можно использовать игры и упражнения, направленные на различение звуков, выделение первого и последнего звуков в словах, а также на сопоставление похожих слов. Эффективные методы включают игры с хлопками, нахождение предметов по звуку, подбор слов на заданный звук и «Подскажи словечко».
9. У детей 6-7 лет
Многие родители уверены, что с ребенком нужно выучить только буквы, и он тут же начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Заучивание букв не гарантирует отсутствия серьезных затруднений при обучении письму. И большинство ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.
Для развития фонематического слуха у детей 6-7 лет используйте игры и упражнения, направленные на различение звуков, выделение первого/последнего звука в слове, подбор слов на заданный звук и повторение слоговых цепочек. Важно начинать с простых заданий, постепенно усложняя их, и сочетать их с коррекцией звукопроизношения.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика педагогической работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив все усилия – логопеда, воспитателя и родителей.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Практическая часть.
1. Разминка.
Послушайте стихотворение:
«Гастроном».
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте вместе с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху лётчику видна
Вся родная СТОРОНА.
Игра «Придумай слово»
Дети встают в круг. Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Пример: звуки: С, К, И, О.
Игра «Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
Пример: Звук Ш – заяц, молоко, шар, шуба, самокат, шуршит, тарелка, трава, машина.
Звук А –альбом, колоша, кот, кошка, стол, собака, ведро, стул, полка, апельсин.
Игра «Общий звук»
Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
Пример: Скороговорки.
«Определи место звука в слове» — это дидактическая игра для детей, цель которой — научить определять, где в слове находится заданный звук (в начале, середине или конце). Для игры используются карточки с картинками или предметные изображения, а также специальные «домики» или схемы, обозначающие позицию звука.
Примеры
Слово «Утка»: Выделяя звук [у], мы произносим у-у-утка. Звук [у] находится в начале слова.
Слово «Хожу»: Выделяя звук [у], мы произносим огонь. Звук [у] находится в конце слова.
Слово «Суп»: Выделяя звук [у], мы произносим сумка. Звук [у] находится в середине слова.
Слово «Осень»: Выделяя звук [о], мы произносим о-о-осень. Звук [о] находится в начале слова.
Слово «Сок»: Выделяя звук [о], мы произносим огонь. Звук [о] находится в середине слова.
Слово «Небо»: Выделяя звук [о], мы произносим сумка. Звук [о] находится в конце слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей....
Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...
Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематически...

«Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается понятие фонематический слух, описан его онтогенез развития. Приведены примеры игр на развитие фонематического слуха с учетом возраста....
