Мастер-класс для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Пономарева Ольга Николаевна

Мастер-класс для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_igry_na_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов

Подготовила: Пономарева

Ольга Николаевна

воспитатель

г. Камень – на – Оби, Каменский район

2025г

Фонематический слух – это способность человека слышать, анализировать и различать отдельные звуки (фонемы) и слоги в потоке речи, а также понимать их значение для различения слов. Этот слух является основой для правильного произношения, понимания речи, а также для успешного освоения навыков чтения и письма. 

2. Зачем он нужен:

  • Понимание речи: 

Фонематический слух помогает различать слова, которые звучат похоже (например, "дом" и "том"), что необходимо для осмысления сказанного. 

  • Грамотное письмо и чтение: 

Он лежит в основе звукового анализа и синтеза, позволяя ребенку понимать, что слово состоит из звуков, расположенных в определенной последовательности, и связывать звуковую форму слова с его графическим изображением (буквой). 

  • Контроль над собственной речью: 

Фонематический слух позволяет ребенку распознавать и исправлять свои собственные ошибки в произношении звуков и слов. 

3 -4. Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха у детей должно проходить поэтапно, начиная с различения неречевых звуков и постепенно переходя к сложным заданиям на анализ и синтез звуков в словах. На каждом этапе используются игры и упражнения, соответствующие возрасту ребенка. 

  1. Узнавание звука: 

Ребенок учится слышать и выделять отдельные звуки среди других звуков, слогов и слов. 

  1. Различение звуков: 

Развивается способность слышать и понимать разницу между близкими по звучанию фонемами. 

  1. Звуковой анализ: 

Ребенок учится делить слова на звуки, определять их последовательность и количество. 

Недостаточное развитие фонематического слуха может привести к трудностям в обучении, таким как дислексия (трудности с чтением) и дисграфия (трудности с письмом). 

 5. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни

– возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например, сами-сани, почка-бочка.

6. У детей 3-4 лет

К трем годам ребенок умеет различать все звуки. Решающим фактором в его развитии фонематического слуха является развитие речи в процессе общения с другими людьми.

Для развития фонематического слуха у детей 3–4 лет играйте в игры на различение звуков, повторяйте слова и звуки за ребенком, используя упражнения, которые тренируют слуховое восприятие. Можно научить ребенка отличать звуки по силе, высоте и тембру, например, играя с разными предметами. Также предлагайте упражнения, где нужно услышать и выделить заданный звук в слова.

7. Для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет используйте игры на выделение звуков в словах (топнуть, хлопнуть), повторение звукоподражаний, а также на распознавание сходных слов (похожие по звучанию). Важно, чтобы задания были интересными и соответствовали возрасту, например, просить ребенка "пропустить" слова с заданным звуком через "ворота" или дополнить предложение до конца.

8. У детей 5-6 лет

Правильно воспринимаются только те звуки, которые грамотно произнесены. Это влияет на развитие словаря и овладение грамотой. Понять связь между буквами и звуками возможно только при четком произношении.

Для развития фонематического слуха у детей 5-6 лет можно использовать игры и упражнения, направленные на различение звуков, выделение первого и последнего звуков в словах, а также на сопоставление похожих слов. Эффективные методы включают игры с хлопками, нахождение предметов по звуку, подбор слов на заданный звук и «Подскажи словечко».

9. У детей 6-7 лет

Многие родители уверены, что с ребенком нужно выучить только буквы, и он тут же начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Заучивание букв не гарантирует отсутствия серьезных затруднений при обучении письму. И большинство ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.

Для развития фонематического слуха у детей 6-7 лет используйте игры и упражнения, направленные на различение звуков, выделение первого/последнего звука в слове, подбор слов на заданный звук и повторение слоговых цепочек. Важно начинать с простых заданий, постепенно усложняя их, и сочетать их с коррекцией звукопроизношения.

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика педагогической работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив все усилия – логопеда, воспитателя и родителей.

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Практическая часть.

1. Разминка.

Послушайте стихотворение:

«Гастроном».

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте вместе с нами,

А потом садитесь сами.

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ.

Вышел МАГ и вышел ГНОМ.

А за ними АГРОНОМ.

МОСТ построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС…

Сверху лётчику видна

Вся родная СТОРОНА.

Игра «Придумай слово»
Дети встают в круг. Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Пример: звуки: С, К, И, О.

Игра «Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

Пример: Звук Ш – заяц, молоко, шар, шуба, самокат, шуршит, тарелка, трава, машина.

Звук А –альбом, колоша, кот, кошка, стол, собака, ведро, стул, полка, апельсин.

Игра «Общий звук»
Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

Пример: Скороговорки.

«Определи место звука в слове» — это дидактическая игра для детей, цель которой — научить определять, где в слове находится заданный звук (в начале, середине или конце). Для игры используются карточки с картинками или предметные изображения, а также специальные «домики» или схемы, обозначающие позицию звука.

Примеры

Слово «Утка»: Выделяя звук [у], мы произносим у-у-утка. Звук [у] находится в начале слова.

Слово «Хожу»: Выделяя звук [у], мы произносим огонь. Звук [у] находится в конце слова.

Слово «Суп»: Выделяя звук [у], мы произносим сумка. Звук [у] находится в середине слова.

Слово «Осень»: Выделяя звук [о], мы произносим о-о-осень. Звук [о] находится в начале слова.

Слово «Сок»: Выделяя звук [о], мы произносим огонь. Звук [о] находится в середине слова.

Слово «Небо»: Выделяя звук [о], мы произносим сумка. Звук [о] находится в конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематически...

«Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается понятие фонематический слух, описан его онтогенез развития. Приведены примеры игр на развитие фонематического слуха с учетом возраста....