Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx236.04 КБ

Предварительный просмотр:

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он  неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

        Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Для развития фонематического слуха существует множество различных игровых упражнений.

       Подготовительный этап в развитии фонематического слуха – развиваем слуховое восприятие на неречевых звуках (звуки природы, звуки окружающего мира).

ИГРЫ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ.

  • ЧТО ЗА МАШИНА?

          Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

  • УСЛЫШЬ ШЕПОТ

          Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

  • ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?

          Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

  • УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

      Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

  • ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

       Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление.  После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё  раз. Игру повторяют 4-5 раз.

  • ВЕСЁЛЫЙ  БУБЕН

Цель: формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование: бубен.

Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

Второй этап – основной. Развиваем фонематический слух на речевом материале.

       Дети знакомятся с терминами «звук», «слог», «слово», с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по-разному и сходно. И звуки находятся в слове в определённой последовательности. Слова бывают разные по длине и звучанию. Звуки делятся на мягкие и на твёрдые и т.д.https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/06/15/slayd1_2.jpg

Обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

     -   наша речь состоит из предложений;

     -   предложения состоят из слов;

     -   слова состоят из звуков;

     -   звук – это то, что мы слышим и произносим;

     -   буква – это то, что мы видим и пишем;

     -   звук на письме обозначается буквой.

ИГРЫ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
НА РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ

  • ПОЙМАЙ  ЗВУК

Взрослый произносит ряд звуков, а  дети должны хлопнуть на заданный звук.

  • ЦЕПОЧКА  СЛОВ

Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: мяч.

Педагог  называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

  • ПОВТОРИ  ПРАВИЛЬНО

Цель: развитие фонематического слуха.

Детям предлагается повторить за взрослым правильно пару слогов с оппозиционными звуками: па-ба, та-да, ка-га, са-ша… Затем задачу можно усложнить добавляя слоги в целую цепочку: са-са-за; та-да-та; ка-ка-га; ша-ша-са.

  • ЗООПАРК

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

  • ЗОРКИЙ  ГЛАЗ

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

  • ПОДСКАЖИ  СЛОВЕЧКО

Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.

       Лы-лы-лы лы-лы-лы – забивали мы го… (лы)

       Жа-жа-жа жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа)

       Бу-бу-бу бу-бу-бу – дядя дайте мне тру… (бу)

       Ба-ба-ба ба-ба-ба – не нужна теперь тру… (ба)

       Са-са-са са-са-са – ой-ой-ой летит о… (са)

  • КАКОЙ ЗВУК СЛЫШИМ ЧАЩЕ?

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  • Гусь Гога и гусь Гага
  • Друг без друга ни шага.
  • Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
  • Ученик учил уроки –
  • У него в чернилах щеки.

  • КАКОЕ  СЛОВО  ДЛИННЕЕ?

                            Юбка – юбочка, лента – ленточка,
                           Змея – червячок, книга – книжечка.

     

  • КАКОЙ  СЛОГ  ЛИШНИЙ?

           Слоговые ряды:       ко-ко-ку-ко
                                            ап-ап-ат-ап
                                            ло-ро-ло-ло

  • ЗВУК  ПОТЕРЯЛСЯ

...ыба, ...от, ...ым, ...кно, ...аяц.

  • ОТГАДАЙ  СЛОВО

Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам).

           Д.О.М,    К.О.Т,    У.Т.К.А,    С.Т.О.Л,    В.А.З.А,    С.Ы.Н.

  • НА  КАКОЙ  ЗВУК  ОКАНЧИВАЕТСЯ  СЛОВО?

                       Сыр, шар, самовар, пожар, катер.

  • НА  КАКОЙ  ЗВУК  НАЧИНАЕТСЧ  СЛОВО?

                      Майка, молоко, мандарин, мука, муха.

  • ЛИШНЕЕ СЛОВО

Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других:

- рама, рама, рама, лама, рама;                        - лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;

- колобок, колобок, коробок, колобок;           - оклик, оклик, окрик, оклик;

- сок, сок, ток, сок;                                            - коса, коса, лоза, коса;

- рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;                - сытый, шитый, сытый, сытый;

- чёлка, чёлка, щёлка, чёлка;                            - чадить, чадить, щадить, чадить;

- чикать, чикать, шикать, чикать;                    - почесть, почесть, по шесть, почесть;

- гора, гора, кора, гора;                                     - голос, голос, колос, голос;

- граб, граб, краб, граб;                                     - пороги, пороки, пороги, пороги.

       Конечно же, всех игр, направленных на развитие речи ребёнка-дошкольника перечислить невозможно.  Другие игры можно найти в  специальной педагогической литературе для родителей и педагогов.

       Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо.
       Если же с какими- либо заданиями не справился или затруднялся, значит нужно продолжать развивать фонематический слух.

Презентация на тему "Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ"