Картотека речевых игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста
картотека по логопедии (старшая группа)

Киселёва Элла Анатольевна

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категорианальной идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то,что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно)«Игла» превращается в «мглу»«лес» в «лист» или «лису».

В школе для успешного  обучения ребенка  письму и чтению очень важен сформированный фонематический слух:  умение различать фонемы, входящие в состав слова, восприятие и воспроизведении простых и сложных ритмов слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад № 14  г. Кропоткин

Картотека речевых игр на развитие фонематического слуха

для детей  дошкольного возраста

Подготовил: учитель-логопед Киселева Э.А.

Игра «В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т. д.)

Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Игра «Дятел»«Прохлопай, как я»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике,а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //.

Игра «Иди-беги».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

Игра «Угадай, чей голос?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Маша, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: Ау!

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Игра «Большой, средний, маленький»

Описание игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

Игра «АХ, ОХ и УХ»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох», ширма.

Описание игры: взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Игра «Будь внимателен»

Цельразвитие речевого внимания.

Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Слушай и выполняй»

Цель: развитие речевого вниманияразвитие речевой памяти.

Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).

СТОЙ-ИДИ-ВОЗЬМИ-ОТНЕСИ

Игра «Красный – зелёный»

Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение«БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

Игра «Внимательные ушки»

Вариант 1 - Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов,а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:

сом – дом – лом крыша – крыса – крыса – крыша – крыса

мак – рак – лак коза – коса – коса – коса

кот – кит – кит – кот

Вариант 2 - Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон.

Игра «Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то,которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

Игра «Самое короткое слово»

Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

Игра «Самое длинное слово»

Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово.

ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА

МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

Игра «Играем в рифмы»

Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию:

Игра «Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра «Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка- (хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).

Белый мишка- шоколад,

А Ежонок-(мармелад, лимонад и т. д.

Игра «Мы играем - рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка (далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка…

Промурлыкала и кошкаладошка…

Прокукарекал петушок: мешок… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч.

Игра «Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й.

Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

Игра «Флажки»

Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.

Игра «Цветные ёжики»

Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ.

Игра «Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо»

Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу. Ребенок повторяет.

Игра «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Упражнение «Отбей слоги мячом». Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

Упражнения - «Прошагаем слово»«Отхлопаем слова» (аналогичные)

Игра «Паровоз и вагончики»

Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

Игра «Кто в каком вагоне поедет?»

Взрослый показывает изображение поезда с пронумерованными вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: количество слогов в слове соответствует цифре на вагоне поезда.

Игра «Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

Игра «Цепочка слов»

Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т. д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры - не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры платит фант (например, придумывает несколько слов на заданный звук).

Игра «Цветные тарелочки»

На столе –три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан.»«пау.»«вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игра «Звуковое лото»

Перед ребёнком картинки и звуковые схемы слов с тремя квадратиками  (в первом случае –закрашен первый квадрат, во втором – второй, в третьем – третий квадрат). Задание – разложить все картинки под подходящими схемами.

Игра «Бусы»

Цель: закреплять навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику, мышление.

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

1. Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки).

2. Педагог заранее надевает на шнурок несколько бусин в определенной последовательности. Ребенок должен продолжить надевать бусины, не нарушая последовательности.

Игра «Сколько звуков?».

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один,два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

Упражнение «Схема слова». С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

Игра «Звёздное небо».

На картоне чёрного цвета появляется картинка. С помощью цветных фишек в виде звёздочек ребёнок составляет звуковую схему слова.

Игра «Построим пирамиду».

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок. Он объясняет, что в основании пирамиды должны быть помещены картинки с изображениями предметов, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды-картинки с предметами, названия которых имеют четыре звука, и т. д. Педагог вызывает детей поочередно. Выбирается любая картинка, отчетливо произносится слово, определяется количество звуков в нем. Если картинка подходит - она вставляется в соответствующий кармашек пирамиды.

Игра «Сколько точек – столько звуков»

Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубики, называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает ноль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...