Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии по теме

Короткова Венера Фоатовна

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_fonematicheskiy_slukh.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Короткова Венера Фоатовна Златоуст, 2014 г. Консультация «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Слайд 3

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи. В формировании фонематических процессов и фонематического слуха выделены шесть этапов , для каждого из которых представлены соответствующие игры, задания и упражнения: 1 этап – узнавание неречевых звуков. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса. 3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. 4 этап – дифференциация слогов. 5 этап - дифференциация фонем по твердости-мягкости, звонкости-глухости. 6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза .

Слайд 4

1 этап – узнавание неречевых звуков Цели: - у пражнять в определении на слух предметов; - развивать фонематический слух; - развивать слуховую память и слуховое внимание; - учить узнавать ритмический рисунок.

Слайд 5

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д . Игры: «Шумовые баночки», «Что ты слышишь?», «Угадай по звуку», «Двигайся на звук», «Покажи, что звучит» и т.д.

Слайд 6

2 этап - Различение высоты, силы, тембра голоса Цели: - учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому; - учить говорить в быстром и медленном темпе; - согласовывать движения со словами стихотворения; - реагировать на словесный сигнал; - воспитывать умение менять высоту голоса; - совершенствовать фразовую речь; - развивать тембр голоса.

Слайд 7

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр: « АУ !»; «Три медведя»; «Близко – далеко»; «Угадай, чей голос?»; «Кто как кричит?»; «Эхо» и т.д.

Слайд 8

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу Цели : - развивать фонематический слух; - учить подбирать рифму; - находить ошибки, связанные со звуковым составом слова; - различать слова-паронимы.

Слайд 9

Работу на 3-м этапе начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным . Игры: «Подскажи подходящее слово»; «Назови лишний звук»; «Исправь меня»; «Правильно подбери слова со звуками…»; «Доскажи словечко»; «Назови пары слов» и т.д.

Слайд 10

4 этап – дифференциация слогов Цели : - у чить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи; - произносить трёхсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий; - подбирать рифму; - упражнять в определении количества слогов; - формировать навыки анализа и синтеза слов; - развивать слуховое внимание и память.

Слайд 11

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. Игры: «Цепочка»; «Запомни и повтори»; «Слушай и называй»; «Живые слоги»; «Узнай слово»; «Разноцветные вагончики» и т.д.

Слайд 12

5 этап – дифференциация фонем по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости Цели : - д ать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки; - учить различать эти звуки на слух; - у меть выделять мягкий и твёрдый звуки из слов; - р азвивать фонематический слух, внимание и память.

Слайд 13

Игры: «Найди одинаковый звук»; «Выбери правильно»; «Звонкий – глухой звук»; «Твердый – мягкий звук» и т.д.

Слайд 15

«Выбери правильно»

Слайд 16

6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза Цели : - формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; - упражнять в определении количества звуков в словах; - упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине или конце слова; - развивать фонематический слух; - развивать навыки чтения.

Слайд 17

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа . Игры: «Назови по порядку»; «Слово рассыпалось»; «Собери слово»; «Найди сбежавший звук»; «Кто куда поселится?»; «Прочитай по первым буквам» и т.д.

Слайд 18

Прочитай по первым буквам Засели картинки в домики

Слайд 19

Звуковой анализ слова

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольн...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации представлены методы и приемы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...