Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Давыдова Полина Юрьевна

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то при обучении возникают большие трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

    Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то при обучении возникают большие трудности.

Фонема, в переводе с греческого означает «звук».

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  - слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Ступени развития фонематического слуха:

  • первая - формирование способности различать неречевые звуки;
  • вторая – различать речевые звуки (различать голос мамы – папы).

При хорошем речевом развитии у детей развивается:

  • способность узнавать звуки родного языка, различать на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
  • способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна – насос).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Фонематический слух развивается самостоятельно, а фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха.

Стадии формирования фонематического восприятия

  • первая – уметь узнавать звук в слове;
  • вторая – выделять первый и последний звук в слове;
  • третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ  так же формируется только в процессе обучения.

Анализ включает в себя:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий - глухой).

Синтез включает в себя:

  • способность соединять части в целое (с, к, о – сок). 

            Для  детей с недостаточно развитым фонематическим слухом  характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи.

           Нарушения фонематического слуха  препятствуют формированию  фонематических представлений, умений и навыков осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Что в свою очередь приведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, отразится  на процессах овладения чтением и письмом.

          Фонематический слух – это врождённая способность. В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

      Однако развитие фонематического слуха, а так же его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте.

         Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

         К  6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет  дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки  звукового и слогового анализа и синтеза.

         Произносительная сторона речи ребенка 7го года жизни максимально приближается к речи взрослых.

Игры на развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенку трудно выполнять упражнения, начинайте с этого уровня.

Примеры игр по формированию фонематического слуха

I этап – узнавание неречевых звуков

Игра «Похлопаем»

 Повторить ритмический рисунок из 2 (3х, 4х…) хлопков. В усложненном варианте: с закрытыми глазами прослушать и повторить ритм.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу

Игра «Хлопни – топни»

Хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

  • дом – ком;      танк – кубик;      майка – сайка;    куст – банан;      тучка – ручка;
  • Таня – Ваня    карета – нота      жар – пар            карта – книга      палка – галка.

Игра «Исправь ошибку»

Прослушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

                                             Много снега во дворе –
                                            Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Игра «Какое слово не подходит?»

Прослушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

  • врач – грач –– грач – грач
  • Ласточка – ласточка – точка – ласточка
  • Дрозд – хвост – дрозд– дрозд
  • Скворец – скворец – скворец – дворец

IV этап - дифференциация слогов

Игра «Сигнальщик»

Ребенок должен подать знак (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па,       фа-ва-фа-фа          и т. д.

Игра «Повторюшки»

  • Смена ударного слога : на - на - НА            НА – на – на              на – НА – на
  • С общим согласным и разными гласными: да-да-до                 вы-ва-ву
  • С общим гласным и разными согласными: та-ка                       па-ма
  • С парными звонкими-глухими согласными сначала  2, затем  3 слога:

   па-ба      та-да      па-па-ба

  • С парными твёрдыми – мягкими согласными: па-пё  ма-мя  ту-тю.

Игра «Простукай (прохлопай)  слово»

Сслово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей (слогов): ма-ли-на, руч-ка, шо-ко-лад и т. д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V этап –  развитие навыков элементарного звукового анализа

Игра «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

Игра «Повторялки»

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по 2, далее по 3:

АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.

Игра «Отвечай – не торопясь»

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова НОС (собака, свинья …)

Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)

Какое слово получится, если к слогу РО прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)  

Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К (карандаши, книга, ручка, кубики …)

а также можно поиграть в интерактивные игры на развитие фонематического слуха, пройдя по ссылкам    https://viki.rdf.ru/item/1057/  «Доктор Айболит (игры со звуками)

                https://logopedprofiportal.ru/blog/552068  (файл в РРТ, «Составь схему слова», скачать документ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей на тему «Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

Детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не овладевших  нормативными сроками звуковой стороной языка, в возрасте 5-6 лет каждый год становится больше....

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Пуантилизм для детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».Задачи в работе с детьми:- познакомить детей и родителей среднего дошкольного возраста с нетрадиционным течени...

Консультация для родителей: формирование и развитие фонематического слуха у детей подготовительного возраста.

Данные рекомендации помогут родителям в развитии навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста.Большинство игр не требует дополнительного ...