Главные вкладки

    Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
    консультация (старшая группа) по теме

    Хатипова Айсылу Галимьяновна

    Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_po_razv._fonematich.slukha.docx37.84 КБ
    Файл igry_po_razv._fonematich.slukha.docx37.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»

     Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

    При обучении русскому языку встает задача написать буквами  воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

                                 Игры  и  упражнения для  развития  фонематического  слуха

    К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

     Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

    «Четвертый лишний»

    Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

    «Юные поэты»

    Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:

    В норке жили – были мышки,

    А на столе лежали пышки.

    Выдели слово

     Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

     Какой звук есть во всех словах?

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    « Подумай, не торопись»

     Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

    - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

    - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…)

    - Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».

    - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

    Вариант 2:

    То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

    « Шутки – минутки»

     Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

    Хвост с узорами,

    сапоги со шторами.

    Тили- бом! Тили- бом!

    Загорелся кошкин том.

    За окошком зимний сад,

    Там листочки в бочках спят.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет мёд.

    Кот плывет по океану,

    Кит из блюдца ест сметану.

    Куклу выронив из рук,

    Маша мчится к маме:

    Там ползёт зелёный лук

    С длинными усами.

    Божья коробка, полети на небо,

    Принеси мне хлеба.

    « Звуки по кругу»

    (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

     Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

    Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

    «Начало, середина, конец»

    (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

    Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

    «Эхо»

    Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

     Играть можно вдвоем или большой группой.  Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

    Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

    Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”).

    «Живая азбука»

    Игра для развития звукового различения

    Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.  

    «Заколдованное слово»

    Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

     Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

    Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех- четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

    «Путаница»   (Игра для развития звукового различения)

     Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

     Русская красавица своей козою славится.

    Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

    Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

     Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

    « Починим испорченный телефон»  (Игра для развития фонематического слуха)

     Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет  услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

    Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

     

    Текст выступления на родительском собрании « Сущность работы учителя-логопеда»

    Уважаемые родители!

          Одним из основных и важных процессов в развитии ребенка является становление речи. Несмотря на то, что ребенок рождается неговорящим, нельзя сказать, что он не общается. Даже детский плач – это способ коммуникации, способ донести до взрослого информацию о своих потребностях. Внимательные мамы уже ко второму месяцу жизни своего ребенка начинают различать по плачу, чего именно хочет ее ребенок. Постепенно, шаг за шагом, год за годом, малыш осваивает родную речь: учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

         К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае может помочь логопед – специалист, знакомый с особенностями развития речи в норме и коррекцией возникших недостатков.

         В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и легкой степенью общего недоразвития речи (ОНР). И по  разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).

          Если ваш ребенок посещает наш детский сад, то вы можете проконсультироваться у логопеда и в случае выявления каких-либо речевых нарушений ваш ребенок получит необходимую помощь.

         Функции логопеда в логопедическом пункте детского сада – оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи.  (Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2) Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек.

         В первую очередь  зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.

         Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

         Обращаем ваше внимание, что при ОНР или ЗРР средней и тяжелой степени и при нарушении просодики речи (заикании) логопункта недостаточно, потому что в этом случае необходима всесторонняя и ежедневная коррекция, которая может быть предоставлена в специальных логопедических группах.

         В каком режиме проходят занятия на логопункте?

        Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.

          Помните! В нашем деле главное — это система! Занимайтесь с ребенком дома ежедневно, выполняйте домашние задания. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым и незнакомым. Чем больше и чаще ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!

    Формирование мелкой моторики рук у детей с ОНР Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д. Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму. В своей речевой группе мы вместе с воспитателями регулярно проводим работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет: - регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; - совершенствовать внимание, память; -облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; - установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей; -подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп. При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными. 5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе). 6. Упражнения выполняются непродолжительно.  7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять. Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми. Детям 5-7 лет я предлагаю «поиграть на рояле», выполнить : «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук. В своей работе использую разные формы работы: самостоятельная деятельность, развлечения, праздники, специальные занятия, в игре, в быту, на прогулке. Это и пальчиковая гимнастика, и пальчиковые игры, и игры-сказки, и физкультминутки, и теневые игры, и отработка элементарных графических навыков. Активно вовлекаю в этот процесс воспитателей, родителей. Как правило, работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе. В речевой группе детского сада мы вместе с воспитателями проводим регулярную работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. Важное место по развитию тонкой моторики у детей занимает ритмическая организация движения. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т. д. Очень эффективны и увлекательны следующие упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, мы с детьми имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача — вызвать у детей ощущение контраста. Также используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Очень любят дети «лепить» руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи. Это своего рода массаж. Дети-«скульпторы» лепят умелую и уверенную руку. Сначала «руку-глину» разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец. Также предлагаем детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, круга, совершать движения по воображаемому стеклу. Уже несколько лет в своей работе я использую 10 комплексов пальчиковой гимнастики, составленных мною. Эту гимнастику мы проводим ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук — сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки. Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку. Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно. Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей. Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Рекомендую логопедам, воспитателям, родителям. 10 комплексов пальчиковой гимнастики 1 комплекс пальчиковой гимнастики 1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»). 3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) 4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). Потешка «Мальчик-Пальчик» Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему) С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца) С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. 2 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 3. «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 4. «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). 5. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка «Белка» Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца) Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в роток, кому в зобок, А кому в лапочку. 3 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). 2. «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными). 3. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). 4. «Цветок» (то же, но пальцы разъединены). 5. «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз). Потешка «Этот пальчик..» Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. 4 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). 2. «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками). 3. «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). 4. «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). 5. «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх). Потешка «Белка» Этот пальчик хочет спать, (поднять левую руку ладонью к себе) Этот пальчик – прыг в кровать! (загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца) Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, (обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики) Братиков не разбуди … Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. 5 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»). 2. «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад). 3. «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 4. «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе). 5. «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными). Потешка «Hу-ка, братцы, за работу!» Hу-ка, братцы, за работу! (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы) Покажи свою охоту. Большому – дрова рубить, Печи все – тебе топить, А тебе – воду носить, А тебе – обед варить, А малышке – песни петь, Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять. 6 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу). 2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку). 3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально). 4. «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь). 5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук). Потешка «По грибы» 1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца) Мы грибы идем искать. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот – в миску все кидал, Этот пальчик все-все съел, Оттого и потолстел! 7 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны). 2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка). 3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2. Потешка «Алые цветки» Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана) Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются) Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук) Лепестки колышет. Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка) Закрывают лепестки. Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка) Головой качают. 8 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их). 2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). 3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх). 4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх). 5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх). Потешка «Мы делили апельсин» Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы) Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для чижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка – кожура. (показать пустую ладошку) Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину) 9 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами). 2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им). 3. «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук). 4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие). 5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней). Потешка «Прятки» В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук) И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. 10 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз). 2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами). 3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши). Потешка «Сорока» Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) Деток кормила, Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала – Ты дров не рубил, Ты воду не носил? Нет тебе ничего!

     Источник: http://logoportal.ru/kompleksyi-palchikovoy-gimnastiki/.html



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»

     Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

    При обучении русскому языку встает задача написать буквами  воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

                                 Игры  и  упражнения для  развития  фонематического  слуха

    К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

     Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

    «Четвертый лишний»

    Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

    «Юные поэты»

    Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:

    В норке жили – были мышки,

    А на столе лежали пышки.

    Выдели слово

     Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

     Какой звук есть во всех словах?

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    « Подумай, не торопись»

     Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

    - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

    - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…)

    - Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».

    - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

    Вариант 2:

    То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

    « Шутки – минутки»

     Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

    Хвост с узорами,

    сапоги со шторами.

    Тили- бом! Тили- бом!

    Загорелся кошкин том.

    За окошком зимний сад,

    Там листочки в бочках спят.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет мёд.

    Кот плывет по океану,

    Кит из блюдца ест сметану.

    Куклу выронив из рук,

    Маша мчится к маме:

    Там ползёт зелёный лук

    С длинными усами.

    Божья коробка, полети на небо,

    Принеси мне хлеба.

    « Звуки по кругу»

    (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

     Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

    Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

    «Начало, середина, конец»

    (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

    Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

    «Эхо»

    Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

     Играть можно вдвоем или большой группой.  Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

    Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

    Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”).

    «Живая азбука»

    Игра для развития звукового различения

    Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.  

    «Заколдованное слово»

    Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

     Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

    Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех- четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

    «Путаница»   (Игра для развития звукового различения)

     Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

     Русская красавица своей козою славится.

    Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

    Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

     Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

    « Починим испорченный телефон»  (Игра для развития фонематического слуха)

     Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет  услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

    Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

     

    Текст выступления на родительском собрании « Сущность работы учителя-логопеда»

    Уважаемые родители!

          Одним из основных и важных процессов в развитии ребенка является становление речи. Несмотря на то, что ребенок рождается неговорящим, нельзя сказать, что он не общается. Даже детский плач – это способ коммуникации, способ донести до взрослого информацию о своих потребностях. Внимательные мамы уже ко второму месяцу жизни своего ребенка начинают различать по плачу, чего именно хочет ее ребенок. Постепенно, шаг за шагом, год за годом, малыш осваивает родную речь: учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

         К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае может помочь логопед – специалист, знакомый с особенностями развития речи в норме и коррекцией возникших недостатков.

         В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и легкой степенью общего недоразвития речи (ОНР). И по  разным причинам не всем этим детям удается попасть в логопедические детские сады. Поэтому получить помощь логопеда они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).

          Если ваш ребенок посещает наш детский сад, то вы можете проконсультироваться у логопеда и в случае выявления каких-либо речевых нарушений ваш ребенок получит необходимую помощь.

         Функции логопеда в логопедическом пункте детского сада – оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи.  (Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2) Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек.

         В первую очередь  зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.

         Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

         Обращаем ваше внимание, что при ОНР или ЗРР средней и тяжелой степени и при нарушении просодики речи (заикании) логопункта недостаточно, потому что в этом случае необходима всесторонняя и ежедневная коррекция, которая может быть предоставлена в специальных логопедических группах.

         В каком режиме проходят занятия на логопункте?

        Фронтальные (с группой детей) — 1 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю.

          Помните! В нашем деле главное — это система! Занимайтесь с ребенком дома ежедневно, выполняйте домашние задания. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым и незнакомым. Чем больше и чаще ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!

    Формирование мелкой моторики рук у детей с ОНР Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д. Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму. В своей речевой группе мы вместе с воспитателями регулярно проводим работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет: - регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; - совершенствовать внимание, память; -облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; - установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей; -подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп. При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными. 5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе). 6. Упражнения выполняются непродолжительно.  7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять. Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми. Детям 5-7 лет я предлагаю «поиграть на рояле», выполнить : «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук. В своей работе использую разные формы работы: самостоятельная деятельность, развлечения, праздники, специальные занятия, в игре, в быту, на прогулке. Это и пальчиковая гимнастика, и пальчиковые игры, и игры-сказки, и физкультминутки, и теневые игры, и отработка элементарных графических навыков. Активно вовлекаю в этот процесс воспитателей, родителей. Как правило, работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе. В речевой группе детского сада мы вместе с воспитателями проводим регулярную работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. Важное место по развитию тонкой моторики у детей занимает ритмическая организация движения. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т. д. Очень эффективны и увлекательны следующие упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, мы с детьми имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача — вызвать у детей ощущение контраста. Также используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Очень любят дети «лепить» руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи. Это своего рода массаж. Дети-«скульпторы» лепят умелую и уверенную руку. Сначала «руку-глину» разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец. Также предлагаем детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, круга, совершать движения по воображаемому стеклу. Уже несколько лет в своей работе я использую 10 комплексов пальчиковой гимнастики, составленных мною. Эту гимнастику мы проводим ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук — сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки. Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку. Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно. Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей. Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Рекомендую логопедам, воспитателям, родителям. 10 комплексов пальчиковой гимнастики 1 комплекс пальчиковой гимнастики 1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»). 3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) 4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). Потешка «Мальчик-Пальчик» Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему) С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца) С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. 2 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 3. «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 4. «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). 5. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка «Белка» Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца) Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в роток, кому в зобок, А кому в лапочку. 3 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). 2. «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными). 3. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). 4. «Цветок» (то же, но пальцы разъединены). 5. «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз). Потешка «Этот пальчик..» Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого) Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. 4 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). 2. «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками). 3. «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). 4. «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). 5. «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх). Потешка «Белка» Этот пальчик хочет спать, (поднять левую руку ладонью к себе) Этот пальчик – прыг в кровать! (загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца) Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, (обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики) Братиков не разбуди … Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. 5 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»). 2. «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад). 3. «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 4. «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе). 5. «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными). Потешка «Hу-ка, братцы, за работу!» Hу-ка, братцы, за работу! (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы) Покажи свою охоту. Большому – дрова рубить, Печи все – тебе топить, А тебе – воду носить, А тебе – обед варить, А малышке – песни петь, Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять. 6 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу). 2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку). 3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально). 4. «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь). 5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук). Потешка «По грибы» 1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца) Мы грибы идем искать. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот – в миску все кидал, Этот пальчик все-все съел, Оттого и потолстел! 7 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны). 2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка). 3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2. Потешка «Алые цветки» Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана) Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются) Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук) Лепестки колышет. Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка) Закрывают лепестки. Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка) Головой качают. 8 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их). 2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). 3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх). 4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх). 5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх). Потешка «Мы делили апельсин» Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы) Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для чижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка – кожура. (показать пустую ладошку) Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину) 9 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами). 2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им). 3. «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук). 4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие). 5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней). Потешка «Прятки» В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук) И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. 10 комплекс пальчиковой гимнастики 1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз). 2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами). 3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши). Потешка «Сорока» Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) Деток кормила, Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала – Ты дров не рубил, Ты воду не носил? Нет тебе ничего!

     Источник: http://logoportal.ru/kompleksyi-palchikovoy-gimnastiki/.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

    Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

    Доклад на общем родительском собрании"Развитие ритмического и фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома"

    Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. Определить уровень развития фонематического с...

    Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

    Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

    Консультации для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

    в данном материале представлены советы для родителей по развитию логического мышлени детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителейпо развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

    Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....

    Развиваем фонематический слух детей старшего дошкольного возраста

    Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, ...