Главные вкладки

    Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.
    методическая разработка по развитию речи

    Ельшова Екатерина Владимировна

    Автором представлены игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

    Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

    имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика  

    муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

    Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

    Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

    Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

    К  6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет  дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки  звукового и слогового анализа и синтеза.

    Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

    Игра «Найди звук» 
               Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

                                 

    Игра «Придумай слово»
            Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

                                         

    Игра «Поймай звук»
             В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

    Игра «Найди звук»
             Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

    Игра «О чём говорит улица?»
            Детям предлагают закрыть глаза и прислушаться. Затем они отвечают что (какие звуки) они услышали.

    Игра «Где спрятался звук?»
     (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова).
            Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».

    Игра «Послушай, повтори»
    Ребёнок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

    Игра «Где позвонили?»
    Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направле

    Игра «Дятел»
            Взрослый карандашом простукивает о стол определённый ритм. Задача детей: отстукивание ритма, заданного взрослым.
    (по принципу игры «Эхо»).

    Игра «Угадай, кто это?»
    Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

               Вот лягушка по дорожке
              Скачет, вытянувши ножки,
              Увидала комара,
              Закричала…(Ква-Ква-Ква)
    Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка».

    Игра «Внимательные ушки»
    Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.

    Игра «Подними флажок»
            Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
    Взрослый называет изолированный звук, слог или слово с заданным звуком. 
            Перед детьми ставится задача: поднять флажок соответствующего цвета (гласный звук – красный, твёрдый – синий, мягкий – зелёный) .

    Игра «Найди свою букву»
    Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.

    Игра «Построй пирамидку»
             Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого -  кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.

    Игра «Волшебный паровозик»
         Используется для:- определения места звука в слове- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов;- закрепления образа букв.

    Игра «Кубик»
          Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.

    Игра  «Где нужный звук?» 
              Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

    Игра «Клубочки – моточки»
     
          Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". 
    Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

    Игра "Клубочек"
             Оборудование. Клубочек.
            
    Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (Имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

    Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.

    Игра «Лови слово» 
             Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует также.

    Игра «Попугайчики»
               Оборудование. Игрушка Попугай
            Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. 
    Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

    Игра «Озорные бубенцы» 
    Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

    Игра «Поймай слово»
            
    Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

    Игра «Разбросай слово»
              
    Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

    Игра «Крестики – нолики»
          У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». 
    Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят 
    Х, если в слове нет заданного звука – О
    Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали.
    В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

    Игра «Слог сбежал»
            Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

    Игра «Цветные фишки»
           
    Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
     Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

    Игра «Подушечка и кирпич»
            
    Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
    Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».

    Игра «Какое слово получилось»
             Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

    Игра «Цепи-цепи-кованы»
             Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

    Игра «Чудесный мешочек»
             Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет  первый  звук в слове.

    Игра «Сколько звуков»
              
    Оборудование. Пуговицы или пробки 
     Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.

    Игра «Будь внимателен»
             
    Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [с].

    Игра «Рыболов»
              Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый  (последний)  звук в слове.

    Игра «Отгадай загадку»

              Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.  
        
    НапримерМягкие     лапки,
                           
    А в лапках царапки  (кот)
                          
    Под крышей четыре ножки,
                          
    А на крыше суп да ложки (стол).

    Игра «Тихо – громко говори»
            
    Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
    Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила». Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

    Игра «Назови одинаковый звук в словах»
              Произносите три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок должен назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

    Игра «Отвечай – не торопясь»

    • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
    • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
    • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
    • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
    • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
    • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

    Игра «Поймай слово»
             Педагог:  все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты  составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

    Игра «Разбросай слово»
               Предложите ребенку самому разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

    Игра «Прохлопай как я» 
               Педагог прохлопывает определенный ритм, например: \  \\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет.
              
    Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

    Игра «Эхо» 1
              Игра проводится после ознакомления детей с понятием "слог". Педагог произносит слово, а дети должны изобразить эхо, договорив только последний слог.

    Игра «Эхо» 2 
              
    Ход игры. Педагог создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а дети изображают эхо. Педагог произносит сложные слова или скороговорки, а дети должны безошибочно повторить.

    Игра  «Паучок»
              Читаете стихотворение:

          На невидимой тропинке
         Ой, смотрите, паутинки.
         Это хитрый паучок
         Свой развесил гамачок.
         И позвал наш паучок
         Всех друзей на гамачок
         Приходили к паучку
         Мотыльки, кузнечики,
         Пчёлки и шмели,
         Бабочки-красавицы,
         Мухи и жуки.
         Наигрались, насмеялись,
         А потом все разбежались.
         1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

    Проверьте, как ребенок может делить слова на слоги.

    • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
    • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
    • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
    • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

    Игра «Весёлый бубен»
    Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
    Оборудование: Бубен
    Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
    Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

    Игра «Веселые квадратики»
             
    Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения  твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
             
    Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

    Игра «Поймай гласный /согласный»
             Педагог называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши  только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.

    Игра «Малыш»
             
    Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков, мяч.
             Педагог и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый"  бросает мяч ребенку и называет твёрдый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому".

    Игра «Твердое и мягкое»
           
    Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
           Педагог раздает картинки детям. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий - к подушечке.

    Игра «Живые звуки»
             
    Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.

    Игра «Отгадай слово»  («Собери слово»)
           
    Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки
           
    Ход игры. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

    Игра «Путаница»  («Найди ошибку»)
             Педагог  неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
    Например: Русская красавица своей козою славится.
                       Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
                       Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

    Игра «Назови по порядку» (мяч)
              
    Оборудование. "Волшебная палочка", картинки.
              
    Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать "волшебную палочку". Тот, у кого в руках оказывается палочка, называет  по-порядку звуки из которых состоит слово на его картинке.

    Игра «Улиткины дорожки»
                
    Оборудование. Схемы "Улиткины дорожки", картинки, маленький мячик.
              
    Ход игры. Педагог раздает картинки детям и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет  место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы-"улиткины дорожки".

    Игра «Звуковые дорожки»
             
    Оборудование. Прямоугольники, разделенные на клетки. Красные, синие и зеленые фишки или квадратики. Картинки
             
    Ход игры. Каждый ребенок получает прямоугольник ("звуковую дорожку") и цветные квадратики для обозначения гласных, согласных твердых и мягких звуков. Каждому ребенку предлагается картинка. Ребенок должен проанализировать звуковой состав слова и выложить схему слова с помощью квадратиков.

    Игра «Придумай слово»
              
    Ход игры. Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

    Детям  предлагается по уже нарисованной схеме  слова придумать свои слова.

             

          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

    Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

    Доклад на общем родительском собрании"Развитие ритмического и фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома"

    Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. Определить уровень развития фонематического с...

    Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

    Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

    Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

    Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

    Развиваем фонематический слух детей старшего дошкольного возраста

    Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, ...