Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи на тему

Елисеева Ольга Сергеевна

Консультация для педагогов на тему:

«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребёнка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. Развитый речевой слух включает в себя хороший фонематический слух.

Фонематический слух – это способность чётко отличать одни речевые звуки от других; благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова: например, стол – стул – стал, дом – сом – лом – ком.

Речевой слух начинает развиваться рано. У ребёнка в возрасте  2 – 3 недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5 – 6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее – на ритм речи; примерно к 2 годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к 2 годам у ребёнка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время ещё существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произношением.

Наличие фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом.

При овладении грамотой у ребёнка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха – звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.

Работа по формированию речевого слуха проводится  во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т.е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, проводимых на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети учились различать силу и характер звука.

Например, в игре «Солнце или дождик?», дети спокойно гуляют, когда воспитатель звенит бубном, и убегают в дом, когда он стучит в бубен, имитируя гром. В игре «Угадай, что делать?» при громких звуках бубна дети машут флажками, при слабых звуках – опускают флажки на колени. Широко распространены игры «Где позвонили?», «Угадай, на чём играют?», «что делает за ширмой Петрушка?».

В старших группах слуховое восприятие у детей развивают не только в процессе игр, но и путём прослушивания песен, аудио сказок. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чём говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать определённым детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит муха и т.д.).

Уже в младшей группе детям предлагается вслушаться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шёпотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказал?» побуждает ребёнка вслушиваться в речь воспитателя и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и чётко скажет, что он услышал». Содержание игры можно сделать более насыщенным, если включать в неё для отгадывания трудный для детей материал, например, в средней группе – слова с шипящими звуками, в старших – трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию звуки (сок – сук).

Средний возраст – пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности – из слов, называемых воспитателем, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, звук [з] – песенка комара), отмечая его хлопком в ладоши.

В старших группах, естественно, продолжается совершенствование речевого слуха: детей учим выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса). В старшем возрасте ребёнок уже понимает термины «слово», «звук», «слог». Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребёнка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка – мушка – сушка), договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках.

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического слуха. Фонематический слух – необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие речевые звуки и имеющие при этом достаточно подвижный речевой артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в процессе закрепления звуков. Можно включать в занятия специальные игры и упражнения, направленные на узнавание звука в слове, на выделение из группы слов только тех, которые имеют заданный звук, на подбор игрушек и предметов, в названии которых есть отрабатываемые звуки. В первое время желательно избегать слов, где есть звуки близкие по звучанию или произношению, например, звуки [з] и [с] или [ж] и [з]. Предлагая задания, в которых дети должны определить на слух наличие того или иного звука, звук этот необходимо выделять голосом: зззаяц, коззза. – произносить его несколько громче и дольше по сравнению с остальными. Эту работу можно проводить в форме игры. Например, воспитатель предлагает посадить в автобус только тех животных, в названии которых есть заданный звук. В последствии задания усложняются – наличие звука в слове определяется, не прибегая к выделению его голосом, например, воспитатель показывает картинки с изображением козы и коровы, предлагает назвать животных, а потом сказать, в названии какого животного есть звук [з]. Интересное задание – отгадывание загадок с дальнейшим определением, есть ли в названии отгадки заданный звук или нет.

Итак, работа по воспитанию у детей фонематического слуха очень важная и необходимая при формировании правильного звукопроизношения и подойти к ней воспитатель должен творчески, учитывая уровень сформированности тех или иных навыков у детей, используя соответствующие игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

Детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не овладевших  нормативными сроками звуковой стороной языка, в возрасте 5-6 лет каждый год становится больше....

Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Игры и упражнения для развития фонематическ...

Семинар – практикум на тему «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Семинар – практикум на тему«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов. На тему: «Развитие фонематического слуха у детей»

   Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологичес...

Консультация для педагогов по теме: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Определение  - фонематический слух.Возрастные нормы развития фонематического слуха.Признаки нарушения фонематиеского слуха.Развитие фонематических процессов.Этапы по формированию фонематического ...