Консультация для педагогов и родителей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
консультация

Ярославова Альбина Ильясовна

"Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx_razvitie_fonem._sluha.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

учитель-логопед Ярославова А.И.

          В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа  детей, имеющих отклонения в речевом развитии.  Среди них значительную часть составляют            дошкольники,  у которых недостаточно развит фонематический слух.  

    Причинами  нарушения фонематического слуха  у дошкольников являются:  

1) недостаточная  функциональная  активность  левой височной доли головного мозга,  

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

    Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

     Для  детей с недостаточно развитым фонематическим слухом  характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи.    Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки.  Большую проблему для  этих детей  представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла.  У части из них нарушено звукопроизношение  и  слоговая  структура  слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых  случаях  выявляются морфемные  аграмматизмы.

    Нарушения фонематического слуха  препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения  умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются  фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным  аппаратом ведёт к

недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается  на процессах овладения чтением и письмом.

    Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

         Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

   Фонематический слух и фонетический слух  ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

   В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

   Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

  К  6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет  дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки  звукового и слогового анализа и синтеза.

   Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольн...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации представлены методы и приемы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...

Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...