Буклет для педагогов и родителей. Советы логопеда на тему "Опытно-экспериментальная деятельность для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Пастухова Марина Леонидовна

В буклет включает в себя описание игр-экспериментов для формирования понятия "звук", понимания природы возникновения, исменения и  усиления звука. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet._pastuhova_m.l.docx151.22 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Целью настоящей брошюры - привлечь внимание педагогов и родителей дошкольников к такому разделу игровой деятельности, как игры-эксперименты и показать их возможности в применении в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность не является основным методом работы учителя-логопеда, но её использование  повышает интерес детей к занятиям, даёт  возможность задействовать все анализаторы - тактильный, вкусовой, визуальный, слуховой  и обонятельный.

  • Можно  эффективно применять игр-эксперименты для развития лексико-грамматического строя - дети учатся формулировать выводы по результатам опытов,  происходит накопление словаря (глаголы,  прилагательные), отрабатываются навыки словоизменения и словообразования; для развития мелкой моторики, формирования пространственных представлений.
  • Расскажем, какие игры-эксперименты можно организовать  для формирования фонематического слуха (способность выделять и различать звуки (фонемы) в речевом потоке).
  • Игры-эксперименты со звуком:  ребенок определяет, какой звук могут производить разные предметы. При этом «оречевляем» данные звуки,  используя глаголы (стучит, шуршит, звенит и т.п.) Рекомендации по проведению: взрослый за ширмой воспроизводит различные звуки (мнёт или режет бумагу, звенит погремушкой, стучит, хлопает и т.п.) и спрашивает «Что я делала?», дети отвечают, например, «резала бумагу». Взрослый спрашивает «А как вы это узнали?, вы же не видели». Взрослый подводит детей к ответу « услышали звук» и помогает сделать вывод, что звуки человек слышит и узнаёт, если они ему знакомы.
  • Игра «Кто с кем дружит?»  позволяет подвести к понятию «звук». Игра-эксперимент со звучащими капсулами от киндер-сюрпризов с различным наполнением и оформленные под различных животных (см.фото на обложке). Игровая задача: найди игрушки, звучащие одинаково. Данный метод основан на методе субъективного обследования слуха у детей под названием «Гороховая проба» https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_proverit_slux_u_rebenka/
  • Игра «Почему всё звенит?» помогает подвести к пониманию возникновения звука. Взрослый предлагает выяснить почему предмет начинает звучать, например простой стаканчик: надеваем на стаканчик резинку так, чтобы она прошла через дно и верхнюю часть стакана; подносим стакан к уху и играем на полученной «струне». Почему слышен звук? Звук будет издавать любой предмет, который начинает колыхаться, т.е. совершать колебания. И звук мы услышим, если он попадает к нам в ухо.
  • Игра «Зачем зайцу большие уши?»  помогает понять причину усиления звука. Ребёнку предлагается свернуть в виде рупора 2 плотных листа бумаги и поднести их к ушам. Дети сравнивают на слух стали ли звуки громче, если поднести к ушам данные рупоры. Взрослый подводит ребёнка к выводу о том, что такое простое приспособление позволяет «собирать звуки и делать их громче. Поэтому у многих зверей большие уши, которые собирают и усиливают звук.
  • Игра «Поющие бокалы» позволяет дать понятие о том, что звук может меняться. Нужно налить в два одинаковых стеклянных бокала разное количество воды (воду можно подкрасить) и тихонько ударять по ним палочкой. И станет очевидно, что звук бокалы издают разный. Взрослый помогает понять детям, что оставшуюся часть бокала наполняет воздух и именно его колебания мы  слышим, звучание меняется за счёт количества воздуха в бокале.
  • Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением и эмоциями не становятся полезными. Дети могут самостоятельно пробовать добыть знания при помощи опытов и экспериментов.

  • НЕ БЕРИТЕ на себя то, что  ребенок может и должен сделать самостоятельно. 
  • ДАЙТЕ ему возможность самому повторить опыт и сформулировать вывод
  • ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения эксперимента, самостоятельно выбирать материалы.
  • ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
     
  • ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.
  • СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах. 
  • Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с обязательно добьетесь успехов.


Удачи вам и терпения!

Занимаемся дома:

Советы логопеда родителям   по теме «Опытно-экспериментальная деятельность для развития фонематического слуха    у детей дошкольного возраста»

                                          учитель – логопед          

                                Пастухова М.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Буклет "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"Предоставленный в буклете материал представлен в виде различных игр и упражнений, направленных на развитие фонематического...

Выступление на РМО логопедов/дефектологов "Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Поделиться опытом работы в использование дидактических игр для формирования и развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР»

Нарушения фонематического слуха, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие звуковой культуры речи, задержанное формирование ...

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда как эффективное условие развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя имеет важное значение в решении многих задач образовательного процесса, в том числе в развитии фонематического слуха у детей дошкольного воз...