Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
материал по логопедии
Буклет "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Предоставленный в буклете материал представлен в виде различных игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть использован родителями, а также воспитателями в рамках занятий по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух – способность на слух воспринимать и различать фонемы языка, дифференцировать речевые и неречевые звуки, определять силу и тембр голоса.
Признаки нарушения фонематического слуха:
- нарушение звукопроизношения (замены и смешение звуков).
- нарушение звуковой структуры слова (пропуск гласных и согласных звуков, перестановки и пропуски звуков и слогов).
- наличие стойких нарушений на письме, не связанных со знанием правил русского языка.
Упражнения для развития фонематического слуха:
- «Что звучит»
Перед началом игры взрослый демонстрирует ребенку источники различных звуков (шуршит бумагой, звонит в колокольчик, стучит в барабан, топает ногой и т.д.). Затем ребенок отворачивается, либо ему завязывают глаза и он должен отгадать что звучит.
- «Тихо-громко»
Ребенку вслух зачитывается текст. Если взрослый начинает читать тихо, ребенку надо начать хлопать в ладоши, если громко, топать ногами.
- "Близко - далеко".
Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
- «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет
- «Поймай звук»
Задаётся один звук (например «ш»), который малыш должен «поймать». Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный.
- «Выдели слово»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слово, с заданным звуком. Например: Хлопни, если услышишь в слове звук «Ш». Перечисляете слова: кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д
- «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- "Правильно-неправильно"
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
- «Определи место»
Взрослый называет ребенку слово и просит определить, где находится заданный звук в слове: в начале, середине или конце.
- «Повтори»
Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак-бак-так
Ток-тук-так
Бык-бак-бок
Дам-дом-дым
Ком-дом-гном
моток-каток-поток
батон-бутон-бетон
будка-дудка-утка
натка-ватка-ветка
клетка-плетка пленка
- «Назови слово со звуком»
Ребенку дается задание вспомнить и назвать как можно больше слов с заданным звуком. Например: назови слова со звуком «Р» (ракета, рот, краска, пароход и т.д.)
- «Лови слово»
Взрослый сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, «щука». Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда ребенок в ряде слов услышит слово «щука», ему нужно хлопнуть в ладоши.
- «Эхо»
Перед игрой необходимо объяснить ребенку что такое эхо. Затем взрослый называет любое слово, а ребенок должен повторить последний звук в этом слове.
- «Собери слово»
Взрослый называет слово по звукам, а ребенку надо собрать из звуков слово. К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
- "Цепи-цепи-кованы"
Взрослый называет слово, ребенок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
- «Найди звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей.
Желаю Вам успеха!
МАДОУ МО г. Нягань
«Детский сад №3 «Теремок»
«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
учитель-логопед Суховей Е.Л.
г. Нягань, 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"
Тема: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙЧОНКА КУЗИ. Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"
Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...