Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
материал по логопедии

Буклет "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Предоставленный в буклете материал представлен в виде различных игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть использован родителями, а также воспитателями в рамках занятий по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух – способность на слух воспринимать и различать фонемы языка, дифференцировать речевые и неречевые звуки, определять силу и тембр голоса.

Признаки нарушения фонематического слуха:

- нарушение звукопроизношения (замены и смешение звуков).

- нарушение звуковой структуры слова (пропуск гласных и согласных звуков, перестановки и пропуски звуков и слогов).

- наличие стойких нарушений на письме, не связанных со знанием правил русского языка.

Упражнения для развития фонематического слуха:

 - «Что звучит»

Перед началом игры взрослый демонстрирует ребенку источники различных звуков (шуршит бумагой, звонит в колокольчик, стучит в барабан, топает ногой и т.д.). Затем ребенок отворачивается, либо ему завязывают глаза и он должен отгадать что звучит.

 - «Тихо-громко»

Ребенку вслух зачитывается текст. Если взрослый начинает читать тихо, ребенку надо начать хлопать в ладоши, если громко, топать ногами.

           - "Близко - далеко". 

Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом). 

          - «Послушай, повтори»

Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет

 - «Поймай звук» 

Задаётся один звук (например «ш»), который малыш должен «поймать». Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный.

            - «Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слово, с заданным звуком. Например: Хлопни, если услышишь в слове звук «Ш». Перечисляете слова: кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д

           - «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

           - "Правильно-неправильно"

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

          - «Определи место»

Взрослый называет ребенку слово и просит определить, где находится заданный звук в слове: в начале, середине или конце.

          - «Повтори»

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так

Ток-тук-так                                  

Бык-бак-бок                                  

Дам-дом-дым                                  

Ком-дом-гном                                         

моток-каток-поток

батон-бутон-бетон

будка-дудка-утка

натка-ватка-ветка

клетка-плетка пленка

       -  «Назови слово со звуком»

Ребенку дается задание вспомнить и назвать как можно больше слов с заданным звуком. Например: назови слова со звуком «Р» (ракета, рот, краска, пароход и т.д.)

      - «Лови слово»

Взрослый сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, «щука». Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда ребенок в ряде слов услышит слово «щука», ему нужно хлопнуть в ладоши.

        - «Эхо»

Перед игрой необходимо объяснить ребенку что такое эхо. Затем взрослый называет любое слово, а ребенок должен повторить последний звук в этом слове.

       - «Собери слово»

Взрослый называет слово по звукам, а ребенку надо собрать из звуков слово. К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

     - "Цепи-цепи-кованы" 

Взрослый  называет слово, ребенок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

              - «Найди звук»  

 Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей.

Желаю Вам успеха!

МАДОУ МО г. Нягань

«Детский сад №3 «Теремок»

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель-логопед Суховей Е.Л.

г. Нягань, 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...