Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
статья

Качанова Наталья Семеновна

Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребенка. Но обычные упражнения – это скучно, так что давайте чаще играть вместе с детьми!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

    ТемаПальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Показать родителям воспитанников приёмы развития мелкой моторики руки у ребёнка 2-3 лет, через практические игры и упражнения.

Задачи:

1. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного

2. Расширять представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук.

3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками»

Подготовительная работа:

Оформление объявления-приглашения для родителей.

Организация выставки пальчиковых игр, книг по теме мастера - класса.

Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

Оборудование:

1. Цветные карандаши.

2. Шнуровки, вкладыши, палочки, крышки, колпачки.

3. Иллюстрации «Расскажи стихи руками»

4. Плакаты с высказываниями:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

Участники: дети, воспитатели, родители.

Форма проведениямастер-класс, совместные пальчиковые игры и упражнения взрослых и детей.

Место проведения: помещение группы.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Добрый вечер уважаемые мамы,папы  и бабушки, рада видеть Вас и Ваших детей. Сегодня мы с Вами являемся участниками мастер – класса, моя задача показать Вам приемы игр с пальчиками и объяснить актуальность этих игр в развитии мелкой моторики детей.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.

В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. И мы в нашей группе большое внимание уделяем развитию у детей мелкой моторики рук.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как вы думаете, что очень хорошо развивает мелкую моторику рук, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами? - Ответы родителей.

Конечно, это пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

развивает внимание, память, мышление;

развивает тактильную чувствительность

Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

Наши дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами.

Игра с родителями и детьми из серии «Расскажи стихи

руками»

«1,2,3,4,5 мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор  пошли гулять

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

«Семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальчика)

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

— Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

«Веселые карандаши» — массажируем ладошкипальчикиразвиваем мелкуюмоторику рук

Рекомендуем играть с детьми регулярно по 10-20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием.

Прокатывание шариков.

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки - прямые, изогнутые линии). Во время игры шарик не должен выскользнуть из под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать! А ты их не отпускай!».

Игра с изюмом.

Всегда радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками - большим и указательным.). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

Сортировка мелких предметов.

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата». При этом пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (горох и фасоль, пуговицы разного размера и формы) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру. Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а Петушок фасоль. Надо им в мисочку разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна для младших дошкольников.

Разминание пластилина.

Перед лепкой ребенку обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение ля развития мелкой моторики. В этом плане пластилин отечественный гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Пересыпание.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду - пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные игрушки.

Упражнения с бумагой:

- мять – развитие силы рук (после этого получиться «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния);

-рвать (развитие соотносящих движений) - захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полоски. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы

-Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни, а это пример не допустимого обращения с книгой.

-Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

-Делать аппликации из бумажных шариков.

-Делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана и наклейте на нее кусочки бумаги по ее сюжету. Белые кусочки могут изображать облака, снег, синие речку, желтые осеннюю листву.

Катание мячика между ладошками.

Сначала попробуйте покатать мячпо столу, затем покажите малышу, как катать мяч между выпрямленными ладошками в руках

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук.

Подведение итогов.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребенка. Но обычные упражнения – это скучно, так что давайте чаще играть вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и упражнения по развитию мелкой моторики.

Пальчиковые игры - "учение и развлечение". Они не только увлекательны, но и очень полезны: помогают развивать мелкую моторику - точность и ловкость движений, а также способствуют развитию памяти и вни...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного учреждения и родителям, потому что целенаправленная работа всех участников педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук в дошколь...

Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей дошкольников....

Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

Статья "Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы ...

Памятка для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и речи детей"

Пальчиковые игры и упражнения самомассажа помогают развивать мелкую моторику, речь  и умственные процессы детей....

Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

В статье даются определения понятий «пальчиковая гимнастика», «пальчиковые игры, данные различными исследователями. Описываются упражнения для развития мелкой моторики, разбитые на п...