МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация на тему

Зеленина Татьяна Геннадьевна

Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного учреждения и родителям, потому что целенаправленная работа всех участников педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук в дошкольном возрасте  способствует успешной подготовке ребёнка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx72.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Уже начиная с сентября, дети работают в «прописях», дети непросто печатают элементы букв, а прописывают их, причём от детей требуется именно каллиграфическое правописание – красота, правильность и четкость написания, плавность линий. К сожалению, уровень  подготовленности детей  к школе, по мнению учителей не всегда соответствует этим требованиям.

С проблемой недостаточного развития руки, мы сталкиваемся уже в среднем возрасте – дети, приходящие к нам в учреждение не умеют правильно держать карандаш, при рисовании плохо прорисовывают линии рисунка, у некоторых очень слабый нажим, не всегда аккуратно закрашивают, выходя за контуры фигуры.- примерно 30% детей находились на домашнем воспитании.                                            

Почему же эта проблема стала всё чаще возникать у современных детей. Во всех проблемах, считают психологи и физиологи, виноваты мы, взрослые. Именно мы, стараясь «облегчить»   жизнь детям, в конечном итоге усложняем её. Приобретаем детям одежду и обувь на липучках, с отсутствием пуговиц, шнурков и кнопок, считая, что это удобно и красиво. Но давайте вдумаемся, кому удобно? Для кого красиво?   В тот период, когда у детей идёт интенсивное накопление сенсорного опыта, мы часто слышим  от заботливых родителей – «Нельзя», «Не трогай», «Это опасно», «Испачкаешься». Мы всё время спешим и торопимся, не давая детям проявить свою самостоятельность. Вспомните, как родители приводят детей в детское учреждение  и собирают их домой!

Особенно чётко  прослеживается недостаточное развитие моторики рук у мальчиков. Это происходит из-за специфических, гендерных особенностей в воспитании детей разного пола. Девочка, с рождения большую часть времени проводит с матерью, помогая ей, выполняя небольшие поручения и копируя действий матери – игры с куклами (одевание, кормление, игры с посудкой ), бытовые действия (уборка, складывание одежды, имитация приготовления пищи). Девочки играют с гораздо большим разнообразием игрушек – мягкие, мелкие игрушки, любят рисовать. Ну а теперь представим мальчиков! Очень подвижные, неусидчивые. Разве можно усадить этих непосед за рисование, за игру с мозаикой.  А кто воспитывает  мальчиков? Всё те же мамы. И наверняка ни у одной мамы не возникнет желания попросить своего подрастающего сына помочь ей перебрать крупу, лепить пельмени, протереть тряпочкой пыль на цветке.

 А теперь давайте вернёмся  назад в прошлое. Мальчик всегда был рядом с отцом. Что делал отец, то выполнял он, по мере своих сил сын  - пилил дрова, носил воду, вырезал ложки, что-то мастерил. Что же сейчас может повторить современный ребёнок за своим отцом? (по мнению детей папы просто работают на работе, ездят на машине, делают всякие дела, смотрят ТВ, играют в компьютер). Воспитательную роль  многие мужчины,к сожалению, утратили. Вот и получается, что в итоге мы видим отставание в развитии моторики именно у мальчиков.

 Наступило время механизации, все домашние дела может решить за нас техника. В возможном будущем такие проблемы могут коснуться и девочек.  Получается, что эта проблема уже социального характера. Эту проблему приходится зачастую решать нам – педагогам дошкольных учреждений.  

 Я хочу вам представить ряд игр и упражнений, которые будут интересны и  мальчикам и девочкам дошкольного возраста. Эти игры очень просты в изготовлении и проведении - все предметы находятся под рукой, и, по мнению детей, очень им интересны. Эти игры можно использовать как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности, а также рекомендовать их использование родителями дома. Меняя мотивацию и ведущий интерес, мы можем варьировать эти игры, применяя в работе или с мальчиками или с девочками.

Игра «Карусель»

( игра на развитие подвижности кисти рук, зрительно-моторной координации)

Детям предлагается палочка с привязанной на ней верёвкой. На конце верёвки – игрушка  (машинка, робот, бабочка, жук) Необходимо приблизить к себе игрушку, наматывая верёвку на палочку. Для мальчиков используется соревновательная мотивация, для девочек – помощь герою, игрушке. По такому же принципу используется вместо палочки – клубок ниток.

Игра «Волшебные прищепки»

( игра на развитие силы рук, зрительно-моторной координации)

Нравится детям играть и с бельевыми прищепками. Их можно прицеплять не только на натянутую веревку, но и на край коробки, на специально изготовленные картонные пособия в форме ежика, жука, елочки, солнышка. Лучше, если пластмассовые прищепки будут не слишком тугими и разноцветными: красными, желтыми, синими, зелеными. Для мальчиков и девочек используются интересные их полу темы: мальчики – кораблики, строительство, девочки – узоры, цветочки, животные и т. д.

Игра «Загадочный узор»

( игра на развитие силы рук, зрительно-моторной координации)

 В этой игре используется пипетка и подкрашенная вода (лучше марганцовкой и зелёнкой, при высыхании рисунков получается красивый цвет). В среднем возрасте предлагается детям «прокапывание»  по намеченным линиям, точкам, рисункам,  в старшем возрасте – по представлению. Используется и разная тематика по половому различию детей.

     

А сейчас,  я предлагаю всем нам попробовать придумать игры для мальчиков и девочек с использованием обыкновенной губки. Используя подсказку на экране «Темы, интересные мальчикам и девочкам» (Приложение 1и2), подбираем задания к игре:    

Игра «Губка – боб»

(игра на развитие силы рук, зрительно-моторной координации)

Примерные варианты игры:  Для девочек – помоем куклу, перенеси воду из одной чашки в другую, польём цветок; Для мальчиков – кто быстрее наберёт чашку с водой, пузырьки в воде и т.д.

Мне очень приятно, что эта тема затронула вас.  Надеюсь, игры и упражнения, которые я вам представила, помогут всем  нам решить задачи по подготовке детей к школе в полном объёме.

Желаю успехов!

Список литературы:

  1. Бабаева, Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева. – СПб, 1990.
  2. Гринева,  Л. Готовим руку к письму [Текст] / Л.  Гринева // Дошкольное воспитание. – 2007. – №6 – с. 65 – 69.
  3. Милюкова, И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму [Текст] /  И. Милюкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с. 79 – 82.
  4.  Моисеева,  Л. О подготовке руки к письму [Текст]  /  Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – с. 33 – 44.
  5. Орлова, Т. Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма [Текст] / Т. Орлова  // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – с. 72 – 75.
  6. Рузина,  М.С. Страна пальчиковых игр [Текст] / М.С. Рузина  – СПб, 1997.
  7. Федосова, Н. Готовим ребенка к письму [Текст] / Н. Федосова  // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – с. 80 – 84.

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для работников дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста «Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательн...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...

Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения ...

СИСТЕМА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье описана система работы по использованию разнообразных традиционных и нетрадиционных пальчиковых упражнений и игр с целью развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошколь...