СИСТЕМА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Варламова Елена Ивановна

Аннотация: в статье описана система работы по использованию разнообразных традиционных и нетрадиционных пальчиковых упражнений и игр с целью развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста, так как очень важно с малых лет развивать мелкую моторику рук и давать специальную дополнительную нагрузку на кости и мускулы кистей рук. А развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка и тесно связано с развитием речи.

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие мелкой моторики, пальчиковые упражнения, пальчиковые игры, массаж, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка22.67 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. И эти движения нужно развивать целенаправленно с самого раннего возраста. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. От уровня развития мелкой моторики зависит развитие речи ребёнка, мышления, воображения, двигательной и зрительной памяти, наблюдательности, координации движений, внимания и т. д. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Чтобы у ребенка мелкая моторика развивалась в соответствии с возрастом, и он не испытывал затруднения при застегивании пуговиц, рисовании, письме и т.д., нужно давать специальную дополнительную нагрузку на мелкие кости и мускулы кистей рук, то есть систематически и целенаправленно готовить детскую руку к сложным и тонким операциям с помощью специальных пальчиковых упражнений и игр. Вот некоторые из них:

1. Пальчиковые упражнения - массаж кистей и пальцев рук: сжимание и разжимание кулачков, поглаживание, надавливание, пощипывание пальцами. Упражнения: «Покажи ручки», «Хорошие ручки», «Прячем руки», «Покрасим забор», «Гусаки» и др.

Цель: способствовать активизации и синхронизации речевых центров мозга.

Пример. Игра «Гусаки»

Идут леском гусак за гусаком.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака. (пощипывание кончиков пальцев)

2. Пальчиковые упражнения - массаж пальчиков с использованием разных предметов: карандаш, палочки, массажный мячик Су Джок, грецкий орех, шишки, зубная щетка, резиновая игрушка и др.

Цель: способствовать стимуляции биологически активных точек, развитию координации движений, ловкости, точности рук. Пример.

- Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь, (надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

3. Пальчиковые игры без слов.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, формированию доброжелательных взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Упражнения: «Пальчики на рояле», «Очки», «Пальчики здороваются», «Лодочка», «Мишка», «Коза», «Зайчик», «Деревья», «Птички летят», «Цветок», «Миска».

4. Пальчиковые игры со словами.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и психических процессов.

Пальчиковые игры: «Зайка», «Ворона», «Машинка», «Кораблик», «Самолеты», «Кошки-мышки», «Дом и ворота», «Паровоз», «Горох», «Зима».

Пример. «Дом и ворота».

На поляне дом стоит (делаем крышу),

Ну а к дому путь закрыт (делаем ворота ладонями перед лицом).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем (делаем крышу).

5. Пальчиковый театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. и использование фигурок пальчикового театра в потешках и стихах.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти, снятию психоэмоционального напряжения.

Театр для пальцев делают из различных материалов, и его можно приобрести или сделать самостоятельно: бумага, ткань, бросовый и природный материал, с помощью различных стаканчиков, ниток, пуговиц, пластиковых ложек и вилочек и так далее. Также можно связать игрушки на пальчики, свалять из шерсти, приобрести пальчиковые игрушки из резины, пластики и из дерева.

Пример. Использование фигурки пальчикового театра - петушка - в потешке про золотой петушок. Ребенок одевает персонажа себе на пальчик и играет:

Петушок, петушок, (крутит пальчик с кистью туда-сюда)

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь, (грозит указательным пальцем другой руки)

Деткам спать не даешь? (и петушок «прячется» - ребенок наклоняет палец с петушком вперед)

6. Игры с макаронными изделиями, фасолью, пробками, камешками, пуговицами и другими мелкими предметами.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, речи, памяти.

Пример. Насыпать макароны в посуду, можно разных видов, и предлагать ребёнку, просто помешать их руками, закопать руки, переложить в другую посуду, рассортировать, выбрать нужной формы.

7. Дидактические игры: «Пирамидка», «Собери картинку», «Мозаика», «Шнуровка», «Разноцветные бусы», «Волшебные палочки», игры с прищепками.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и знаний и умений в различных образовательных областях.

Пример. Дидактическая игра «Ловкие прищепки» - предложить детям доделать недостающие детали изображениям (например: солнышку-лучи, осьминогу-ножки, золотой рыбке-хвост, тучке-дождик, цветочку-лепестки, ёжику-иголки, котику-усики, зайчику-ушки и т. д.)

8. Продуктивная деятельность.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, пространственное мышление, используя пластилин, соленое тесто, бумагу (обрывание, скомкивание), салфетки (скручивание), разный конструктор и др.

Пример. Пластилин или соленое тесто - раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, надавливание.

9. Песочная терапия.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, восприятия, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

Пример. «Песочный дождик» - ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Список использованной литературы

1.Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, как живешь? Развитие мелкой моторики / Т.Ю. Бардышева, В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2022. - 150 c. – ил.

2.Бычкова, Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики / Е.Н. Бычкова. - М.: Литера, 2018. - 420 c. – ил.

3.Гаврина, С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2020. - 176 c. – ил.

4.Нищева, Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 226 c. -ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность работы по развитию мелкоймоторики детей  раннего возраста обусловлена ивозрастными психологическими ифизиологическими особенностями детей.Развитие мелкой моторики (гибкости иточности...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которыенаправлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Ещенесколько десятилетий назад у родителей не было пробле...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:1. Улучшить координацию и точность движений рук, гиб...

Буклет для родителей "Использование камешков "Марблс" для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста"

Буклет для родителей в помощь при играх с детьми с нетрадиционным материалом - камешки "Марблс"...