Логоритмика и метод изографического моделирования в формировании слоговой структуры слова
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Закирова Лилия Рафиковна

Логоритмика и метод изографического моделирования в формирование слоговой структуры слова

Закирова Лилия рафиковна

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями становится особенно значимой.

Решение проблем речи тяжелых детей во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество коррекционно-развивающих методов, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья232.36 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика и метод изографического моделирования в формирование слоговой структуры слова

The logopedic rhythmics and the isographic method in the formation of the syllabic structure of the word

Закирова Лилия рафиковна

Zakirova Lileya Rafikovna

Нигматуллина Ирина Александровна к. пед. н., доцент, г. Казань

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями становится особенно значимой.

Решение проблем речи тяжелых детей во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество коррекционно-развивающих методов, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

В данной статье затрагивается вопрос, относящийся к проблеме  овладения  произношением слоговой структуры слова детьми, имеющими системное недоразвитие речи. Наиболее подробно эту тему осветили в своих работах  Левина  Р.Е.  и  Маркова А.К.,  Агранович  З.Е.,  Бабина Г.В.,  Ткаченко Т.А.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста и младших школьников одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова складывается из двух этапов:

— подготовительный (работа проводится на невербальном материале; цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

— собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка). [1]

Мы предлагаем подготовительный этап реализовать в виде логоритмических занятий. В педагогическом аспекте ритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи: В.М. Бехтерев В.А. Гиляровский, Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. [2]

Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию памяти на ритмы, учит в движениях выражать темп и ритм музыкального произведения. На занятиях ритмикой используются, прыжки, игровые упражнения, бег, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.

На основе развития музыкально-ритмического чувства строится ритмическое воспитание детей. Развитое чувство ритма способствует в дальнейшем преодолению нарушений речи, а именно формированию правильной слоговой структуры слова.

Коррекционный этап. Для более продуктивной работы над преодолением нарушений слоговой структуры слов, на этом этапе мы предлагаем использовать метод основанный на анализе изографических моделей.

Изографическое моделирование представляет собой синтез двух взаимодополняемых и взаимостимулируемых деятельностей дошкольного возраста – изобразительной и речевой. Суть его в использовании графических моделей – рисунков, предлагаемых педагогом или выполняемых самим ребенком. Синтез  продуктивных видов деятельности, в частности рисования наглядной модели, усиливает качество логопедического воздействия, направленного на развитие речи.

Изографические модели – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что методика работы с изографами включает в себя следующие этапы:

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова - изографа в тетради.

7. Называние букв и звуков слова - изографа.

8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

9. Разделение слова - изографа на слоги.

10.Зарисовка слова - изографа в тетради.

11.Отстукивание ритма слова - изографа.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

13.Выкладывание из крупы одного из слогов слова – изографа [4].

На основе методики работы с изографами Никифоровой Л. А. и формирования слоговой структуры слов Марковой А. К. нами разработан перспективный план коррекционной работы учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с использованием изографического моделирования.

таблица №1

«Перспективный план коррекционной работы учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Этапы

Типы слоговых структур слова

Примеры слов

двусложные слова из открытых слогов

Часы, усы

трёхсложные слова из открытых слогов

Ворона, сорока

односложные слова

Дом, гусь

двусложные слова с одним закрытым слогом

Маяк, утюг

двусложные слова со стечением согласных в середине слова

Лампа, сумка

двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

Кактус

трёхсложные слова с закрытым слогом

Телефон, колокол

трёхсложные слова со стечением согласных

Слониха, яблоко

трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

Вертолет

односложные слова со стечением согласных в начале слова

Змей

односложные слова со стечением согласных в конце слова

Зонт

двусложные слова с двумя стечениями согласных

Конверт, гвозди

четырёхсложные слова из открытых слогов

Парашюты

Примеры изографических моделей.

/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image1.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image2.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image3.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image4.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image5.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image6.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image7.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image8.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image9.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image10.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image11.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image12.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image13.jpeg/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image15.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image14.png75/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image20.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image19.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image17.png/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image18.jpeg/data/data/com.infraware.PolarisOfficeStdForTablet/files/.polaris_temp/image16.png

Предполагается, что ребенок, получив навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова, будет использовать в самостоятельной речи.

Данный план коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова с применением изографических моделей может быть использован логопедами, педагогами на занятиях по развитию речи в подготовительных группах и начальных классах, с целью воспитания правильной речи у детей.

Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуковой наполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это — решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Как показали исследования Г. М.Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности. [1]

Сформированные звуко-слоговая структура слов и процессы анализа и синтеза прослужат профилактикой таких нарушений как дисграфия и дислексия.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – с 48
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с 24, 27.
  3. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - с 59-70.
  4. Никифорова Л.А. Воспитание правильной речи у детей младшего школьного возраста средствами изографов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.

Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»

конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...