ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
консультация по логопедии по теме

Читоркина Лариса Николаевна

 Данный материал поможет родителям понять нужна ли логопедическая помощь их ребёнку.: правильно ли формируется звукопроизношение у малыша или оно нарушено?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovladenie_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx245.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОПРОИЗЩНОШЕНИЕМ

http://outdoor-shop.com.ua/img/p/34574-24721.jpghttps://st.depositphotos.com/1967477/2852/v/950/depositphotos_28529895-stock-illustration-cute-clown-fish-cartoon.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2017/11/27/23994965.png

                                                  «Иба» – «Йиба» –

                                                 «Лыба» – Рыба                                

                                                                                         «Тапка» - «Сапка» http://restorandia.ru/dostavka/images/product/f9/f921e9c865504011395ef58c3aef366f.jpg

      «Танки»  - Санки                                                                 Шапка

                                                                                                                                           

                                                                                «Шуп» - Суп

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем.

Речь - это система условно принятых символов, которые помогают передавать слова, в виде сочетания звуков, обладающих для людей определённым смыслом.

Она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребёнка. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенезе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение.

Становление звукопроизношения у детей в норме охватывает период от года да 5 (реже – до 6) лет. Однако, необходимо четко представлять каждый этап речевого развития ребёнка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом важном процессе.

Овладение правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития подчинено определенным закономерностям, которые родителям необходимо знать.

К этим закономерностям, характерным для всех детей, относятся следующие:

1. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному. Это значит, что в первую очередь он овладевает произношением тех звуков, которые не требуют особенно точных и дифференцированных движений речевых органов. Последовательность усвоения звуков такова:

  • на 1-2-м году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М (в артикулировании последних язык вообще не участвует). Именно из этих звуков состоят самые первые слова ребёнка: мама, папа, баба.
  • в период от 2 до 3 лет ребенок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных: Ф, В (губно-зубные, в образовании которых язык тоже еще не участвует); Т, Д, Н (простейшие по артикуляции переднеязычные звуки, требующие лишь простого поднимания кончика языка к верхним зубам); К, Г, Х (заднеязычные, тоже сравнительно простые по артикуляции) и звук Й.
  • в возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поскольку для их образования необходимы тонкие и дифференцированные движения языка, а также вполне определенное положение губ. Поэтому не случайно у многих детей именно на этих звуках впервые проявляются патологические нарушения звукопроизношения, тогда как более простые звуки произносились ими правильно.
  • и наконец в возрасте 5-6 лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных согласных звуков, к которым относятся Р и твердое Л. Правильное артикулирование этих звуков предполагает очень точную и тонкую работу мышц языка.

2. Артикуляторно трудные звуки усваиваются не сразу, а путём последовательного использования различных звуков - заменителей (субститутов). Если простые по артикуляции звуки дети обычно сразу произносят правильно, то трудные звуки они вынуждены заменять более простыми до тех пор, пока не смогут, наконец, выполнить необходимые для их произнесения артикуляторные движения. Так, например, ребенок раннего возраста звук С заменяет на Т («танки»     санки); еще более трудный по артикуляции звук Ш сначала заменяется на Т («тапка»       шапка, а затем на С («сапка»     шапка). Характерно, что звуки-заменители при нормальном ходе речевого развития произносятся ребенком правильно, т. е. не искажаются.

3. Период овладения звуком обычно длится около двух-трех недель. В течение этого времени ребенок пользуется вновь усвоенным звуком неустойчиво, продолжая смешивать его со звуком - заменителем. Иногда в этот период возможны даже обратные замены, но все же сравнительно быстро ребёнок окончательно овладевает правильным произношением звука.

4. «Возрастное косноязычие» проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи ребенка (пропуском их, или их заменой другими звуками, но правильно произносимыми. Например, при полном отсутствии звука Р ребенок говорит «ыба»вместо рыба, а при замене его другим звуком – «йиба» или «лыба» вместо рыба.

5. Не позднее 5-6 – летнего возраста период «возрастного косноязычия» заканчивается, после чего все звуки произносятся ребенком правильно.

Правда, иногда встречаются случаи «задержанного возрастного косноязычия», когда звуковые замены по каким-то причинам сохраняются у детей несколько дольше упомянутого срока. Однако неправильное произношение здесь выражается именно в звуковых заменах, а не в искажении звуков; в противном случае это уже патология, требующая помощи специалистов.

Таким образом, основным внешним признаком истинно «возрастного косноязычия» является то, что у ребёнка или полностью отсутствуют (опускаются в речи) какие-то звуки, или эти звуки заменяются другими, но обязательно правильно произносимыми звуками.

Для патологических же форм характерно то, что даже в период «возрастного косноязычия» нарушения проявляются искажение звуков, которое никогда не имеет места в нормальном онтогенезе. Такие звуки нехарактерны для русского языка и поэтому сразу обращают на себя внимание. Примером этого может служить картавое Р, межзубное С, «воздушное» Ш (звук произносится с раздуванием щёк) и пр. Все эти патологические особенности произношения могут наблюдаться и наряду со звуковыми заменами, т. е. возможно сосуществование патологического и возрастного косноязычия.

Искажённое произношение звуков у ребёнка любого возраста является патологией и свидетельствует о необходимости безотлагательного обращения к специалистам. Чем раньше будет оказана специальная помощь, тем быстрее и успешнее нормализуется у него звукопроизношение.

Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша.

Какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью?

Возраст ребенка месяцы

Что не удается делать ребенку?

К концу  1 месяца

Криком не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.

К концу  4 месяца

Не улыбается, когда с ним разговаривают.

К концу  5 месяца

Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где свет?»).

К концу  7 месяца

Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.

К концу 9 месяца

Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.).

К концу 10 месяца

Малыш не владеет восьмью слогами или звукосочетаниями, не машет отрицательно головой, не отвечает движениями руки на прощание.

К концу 12 месяца

Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.).

К концу 15 месяца

Не употребляет осмысленно слова «мама»,  «папа».

К концу 19 месяца

Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.

К концу 29 месяца

Не понимает значения слов «большой — маленький».

Все это - серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту:

  • отоларинголога (проверит слух ребенка);
  • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
  • детского психолога, дефектолога или психиатра (для определения состояния невербального интеллекта);
  • учителя-логопеда (для окончательного диагностирования).

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что с «возрастом все постепенно пройдет».

Естественно, что неправильное произношение звуков воспринимается, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее достижению многих личных целей (выбор профессии, личная жизнь).

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты произношения звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражается на письме.

Понимание родителями реального положения дел с состоянием звукопроизношения у детей и своевременное принятие необходимых мер существенно изменят ситуацию к лучшему.

Литература.

  1. Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи, Изд-во Детство-Пресс, 2007, - 472 с.
  2. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова - М.: Просвещение, 2004. - 98с.
  3. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.
  4. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М.: Просвещение, 1989, - 223с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРИВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

"Забота о здоровье"-это важный труд воспитателя. От жизнирадостности, бодрости детей зависит их духовная жизьнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"

   Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, разви...

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.

В своей работе я описываю деятельность педагога по овладению детьми подвижными играми с правилами. В данной статье описаны все методы, приемы и формы работы педагога с детьми по данной теме....

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"....

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью по технологии О. М. Ельцовой, Н.Н. Горбачевской, А. Н. Тереховой

Опыт творческой деятельности  трансформируется в разные формы  жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная  творческая деятельность помогает ребёнку быт...