Конспект занятия "В стране гласных звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корсакова Ирина Валерьевна

ТЕМА: «В стране гласных звуков». ЦЕЛЬ: формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_glasnyh_zvukov_-konspekt_zanyatiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:



ТЕМА: «В стране гласных звуков».

ЦЕЛЬ: формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

        - продолжать закреплять у детей понятие «гласные звуки», их роль в формировании навыков плавной речи;

        - уточнить представление детей об артикуляционных и акустических признаках гласных звуков: а, о, у, ы, и, я.

        - продолжать учить правильному согласованию слов в предложении (прилагательных с существительными);

        - продолжать учить распространять предложения.

Коррекционно-развивающие:

        - продолжать формировать навыки релаксационно - диафрагмального дыхания;

        - продолжать формировать навыки рациональной голосоподачи и голосоведения;

        - развивать просодическую сторону речи;

        - развивать координацию и ритмизацию движений, формировать чувство речевого ритма;

        - продолжать учить детей синхронизации речи с движением;

        - формировать навыки вопросно-ответной речи, как на зрительной, так и на слуховой опоре; учить самостоятельным ответам на вопросы, как односложно, так и в развернутой формулировке.

Воспитательные:

        - продолжать воспитывать у детей навыки регуляции эмоционального состояния;

        воспитывать уверенность в себе, в своих силах;

        - воспитывать умение преодолевать страх перед речью;

        -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

        - формировать навыки общения со сверстниками и окружающими ребенка взрослыми;

        - продолжать воспитывать у детей навыки плавной самостоятельной речи, соблюдать правило: «Говорим всегда красиво, стройно и неторопливо».

Предварительная работа:

        - выполнение упражнений на формирование навыков релаксационно - диафрагмального дыхания; рациональной голосоподачи и голосоведения; на расслабление мышц по контрасту с напряжением;

        - рассматривание предметных картинок и проговаривание слов на первые ударные звуки: а, о, у, и, я; звук ы;

        - разучивание стихов;

        - дидактическая игра «Скажи какой, какая, какое, какие?».

Материал и оборудование:

* игрушки вертушки на каждого ребенка;

* предметные картинки на звуки: а, о, у, и, я, ы;

* «Волшебный мешочек»;

* веревочки разной длины и толщины;

* веревочки с узелками;

* индивидуальные подушки на каждого ребенка;

* магнитофон;

* витамины.


№ п/п

Ход занятия

Методические действия

1.

Организационный момент:

- Дети, сегодня мы, как всегда отправляемся в страну гласных звуков. Доберемся мы туда на волшебных вертушках – ветрячках.

- Но, чтобы получить ветрячок,надо выполнить задание: каждому из вас я буду показывать движения, которые обозначают тот или иной звук, а вы этот звук должны пропеть красиво, на выдохе.

(после того, как все получили ветрячки – дети «летят» с их помощью к своим стульчикам)

Упражнение

«Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее».

Вверх и вниз, вверх и вниз

(движения головой вверх и вниз)

Это мама, не каприз!

Вправо-влево, вправо-влево

(повороты головы направо и налево)

Посмотри как королева.

Покивать по сторонам

(наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить

(вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И Незнайками побыть

(пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать

(вращение плечами вперед и назад)

Нужно плечики размять.

Вперед-назад, вперед-назад

(плечи вперед и плечи назад)

И все дела пойдут на лад.

Дидактическая игра «Повтори за мной».

- Сядет тот, кто повторит цепочку звуков,слогов,слов.

Игровой момент.

Изолированное произношение звуков.

Упражнение на дыхание.

Синхронизация речи с движениями.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

2.

2.1.

Релаксация:

- Вот мы с вами очутились в «стране гласных звуков», примите позу покоя.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление - приятно!

Ручки напрягаем - и сразу расслабляем.

Ножки напрягаем - и сразу расслабляем.

Животик напрягаем – и сразу расслабляем.

Щечки напрягаем – и сразу расслабляем.

Упражнение

«Не циркач и не артист сам себе я массажист».

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем

(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),

Щечки разминаем, чтобы надувались

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались

(большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Как утята к утке, клювики потянем

(вытягивание обеих губ вперед),

Разомнем их мягко, не задев ногтями

(большой и указательные пальцы разминают обе губы).

Уголками губ мы щечки поднимаем

(средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),

А потом от носа мы к губам стекаем

(спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).

Губки пожуем мы, шарики надуем

(покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем

(указательные пальцы укладываются на губу параллельно друг другу, и двигаются  навстречу/врозь друг другу).

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык - под нижней губой и поколачивание по нижней губе).

Тянем, подбородок и его щипаем

(разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).

А потом по шее ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Упражнение на снятие мышечного напряжения.

Расслабление по контрасту с напряжением.

Самомассаж.

2.2.

Дыхательные упражнения

«Полный вдох»

«Жук»

«Комар»

«Лыжник»

«Пахнет дымом!»

Упражнение на формирование релаксационно - диафрагмального дыхания.

2.3.

- В стране гласных звуков мы уже знакомы со многими жителями. Назовите их (а, о, у, и, ы, я); покажите.

- Все гласные звуки очень дружны между собой и с удовольствием занимаются пением. Послушайте меня внимательно и попробуйте повторить их дружные песенки.

Пропевание  изолированных звуков с движениями.

Пропевание сочетаний звуков с движениями рук.

2.4.

Работа с предметными картинками

- Наши друзья – гласные звуки, помогают нам красиво, плавно говорить, особенно тогда, когда они стоят в начале слова под ударением.

Дидактическая игра «Узнай звук и назови слово на данный первый ударный слог».

- Иногда они спорят между собой.

Дидактическая игра «Это…, а это…».

Проговаривание слов на заданный первый ударный гласный звук.

Упражнение в составлении сложносочиненных предложений.

2.5.

- Наши друзья, гласные звуки, приготовили нам сюрприз, «Волшебный мешочек», попробуйте угадать, что в нем?

- Правильно, это яблоко. Посмотрите, какое оно? (красивое, круглое, наливное).

- На чем растет яблоко? (на яблоне).

- Где растет яблоня? (в саду).

- У кого есть сад?

- А теперь попробуем рассказать о яблоне в одном предложении. Я начну, вы – продолжайте, предложение получайте, яблоко передавайте.

Упражнение на развитие тактильных ощущений.

Упражнение детей вопросно-ответной речи.

Упражнение детей в распростране-нии предложений

2.6.

- Молодцы! Хорошо мы потрудились! Пора и отдохнуть на солнечной лужайке в стране гласных звуков. Но на нее можно попасть, только выполнив задание.

Дифференцированное упражнение по возможностям детей: повторяем звуки, слова, стихи(инд.подход).

2.7.

Групповая психотерапия «Волшебный сон».

(дети лежат на ковриках с закрытыми глазами)

Реснички опускаются …

Глазки закрываются …

Мы спокойно отдыхаем…(Два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши ручки отдыхают…

Отдыхают…засыпают…(Два раза)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется. (Два раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…(Два раза)

Будто мы лежим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы теплые и вялые,

Но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется…(Два раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Релаксация под спокойную музыку.

3.

- Сейчас я проверю, как вы расслабились и отдохнули.

- Молодцы! Я угощу вас                                                            волшебными витаминками, а вы догадайтесь, какую оценку получили и почему.

- А теперь нам пора домой, в группу. Вернуться нам помогут волшебные вертушки – ветрячки.

Сюрпризный момент.

Анализ занятия, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект занятия "Страна Неболейка"

• Закрепить простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание).• Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. •Познакомить с поговоркой.•Ввести в активный слова...

Конспект занятия "Страна Спортландию"

Конспект открытого занятия  по физкультуре в подготовительной к школе группы "Страна Спортландия". Которое помогаетобучать детей в играя, а так же формировать у детей умение выполнять  неско...

Конспект занятия "Страна Динозаврия"

Занятие по лепке с использование дополнительного нетрадиционного материала для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы

Конспект занятия"Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы...

Конспект занятия "Страна осенних зеркал"

Цель: Формировать умение рисовать осеннее дерево на зеркале. Задачи:1.       Познакомить с техникой рисования гуашью по зеркалу.2....