Главные вкладки

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
    консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

     Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    на тему:

    «Профилактика нарушений звукопроизношения

     у детей дошкольного возраста»

    Подготовила

    Учитель-логопед

    Захарова Елена Анатольевна

    Декабрь 2017г.

         С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

         Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

         В школе детей  будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми этическими и нравственными понятиями – о красоте, добре, о зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

         Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названия и слов понятий…) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми.

         Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя?

         Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекта произношения звуков у детей:

    • нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса);
    • недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
    • недоразвитие речевого дыхания.

         Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения), сначала механического (рефлекторного), а затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов…

         Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова – сюсюкаться. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.

         Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:

    • обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
    • каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
    • неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение к речи.

         Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

         Рекомендации для родителей:

    1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
    2. Продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут.
    3. Каждое упражнение проводить в игровой форме и повторять 6 – 8 раз.

    • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
    • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5 – 10 секунд.
    • «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
    • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
    • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
    • «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
    • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

         Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

         Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

    • Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
    • Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
    • Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
    • Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);
    • Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;

    Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

               Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов…

         Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

    Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.

        Дыхательная гимнастика.

         Для профилактики и лечения ЛОР-заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику:

    • Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
    • Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
    • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «мм-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
    • При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Вовремя более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
    • Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба–бо–бу» и «г-м-м-м».
    • Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
    • Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а] (5 – 6 раз).
    • Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

    профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    в ногрме ребенок к 4-м годам должен дифференцировать все звуки...

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    С каждым годом жизнь предъявляет всё большие требования не только к нам , взрослым людям,но и к детям....

    Семейная гостиная "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

     С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с о...