Главные вкладки

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

    Гарипова Альбина Сагидулловна

    Выступление

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Профилактика нарушений звукопроизношения основывается на формировании навыков правильного произношения, для которого важно:

    - развитие фонематического восприятия;

    - развитие речевого дыхания;

    - развитие подвижности артикуляционного аппарата;

    - развитие тонкой моторики пальцев рук.

           Итак,  четыре основные  направления, которые необходимо включать в ежедневную профилактическую работу.

    Начнем с последнего направления – развития тонкой моторики пальцев.

    Все мы знаем, что в дошкольном возрасте необходимо развивать тонкие движения пальцев. Вопрос: «Для чего?» По мнению экспертов, самые большие зоны головного мозга отвечают за работу пальцев и кистей рук. Таким образом, развивая тонкие движения пальцев, мы тем самым развиваем данную зону мозга.

              А как же это связано с развитием речи. Все очень просто. Двигательная зона, отвечающая за работу пальцев руки  и речевая зона, находятся рядом. И возбуждение  в двигательной зоне, в том случае, если мы что-то выполняем руками, распространяется на речевую зону. Таким образом, развивая руки – мы развиваем речь. А если  вспомнить, что период дошкольного детства  является сензитивным  для развития, как восприятия речи, так и активной речи, то становится понятным, почему так важны  и нужны пальчиковые гимнастики в детском саду.  Кроме того, есть еще одна  причина  для активных занятий с тонкой моторикой рук – это наблюдаемое моторное отставание у большинства современных детей.  Такие дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали мелкого конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Неловкость движений обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках. Такие дети не любят рисовать, лепить, апплицировать.

              На мой взгляд, целесообразно наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневно проводить пальчиковую гимнастику. Обращаю ваше внимание на отличие пальчиковых игр от пальчиковой гимнастики, которая включает  в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук.

         Какие упражнения  вы можете использовать:

    - зеркальное рисование

    - синхронное сжатие  бумаги

    - синхронное описание кругов

    - упражнение колечки

    - упражнение лягушки

    - Кулак – ребро – ладонь

    - упражнения со спичками, счетными палочками и т.д.

             Использование вышеперечисленных упражнение позволит вам более комплексно  и эффективно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук  у детей

            Следующее направление – развитие речевого дыхания.

           Дыхание –  это основа речи. Несовершенства дыхания порождают несовершенства речи. Вот почему так важно научить ребенка правильно дышать.

           Разделяют физиологическое дыхание и речевое дыхание.

    Сначала  идет короткий глубокий вдох. Вдох происходит главным образом через рот.  Почему? Да потому, что путь при этом короче и шире, чем через нос, поэтому вдох происходит быстрее и незаметнее, затем следует пауза, и лишь потом длительный выдох. Почему длительный, потому что в этот момент осуществляется речевой акт – мы говорим на выдохе.

              Таким образом, только правильное речевое дыхание обеспечит  правильное звукообразование, достаточную громкость речи, ее плавность и выразительность.

           Данные упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультминутки, и конечно в образовательную деятельность.

             Следующий вид упражнений – это упражнения для выработки сильного плавного удлиненного выдоха. Какие правила нужно соблюдать?

    - малышам до 3-х лет разрешается дуть через губы, сложенные трубочкой ( не следует сильно сжимать губы и надувать щеки);

    - дети среднего и старшего возраста должны учиться делать полуулыбку и выдувать струю воздуха через маленькое окошечко, выдыхать надо плавно, пока не закончится воздух

    - кроме того детей среднего и старшего возраста, можно учить дуть на язычок, направляя струю воздуха вниз для свистящих звуков, и вверх для шипящих и сонорных звуков;

    - необходимо помнить, что дыхательные упражнения  надо выполнять строго дозировано, не более 4-5 раз, т.к. они могут привести к гипервентиляции легких и вызвать головокружение.

             Теперь несколько слов об игровых упражнениях и  материале к этим играм. В основном это игры на поддувание.

    Упражнение "Лети, бабочка" - используется штатив или обруч, на который прикрепляются  легкие, бумажные разноцветные бабочки, птички, насекомые, снежинки, листочки, цветочки на ниточках (если использовать  материал по сезонам, то это уже решение задач познавательно-речевого направления, а если привлекать к изготовлению фигурок детей, то художественно-эстетического)

    "Ветерок" - здесь можно использовать разнообразные предметы: султанчики с бумажными полосками, с елочным украшением «дождик», «фонтанчики», мелкие пластмассовые игрушки к которым крепятся перышки, нити,(например: попугай с хохолком, цыпленок с перышками на голове, кот с усиками и т. д.)

    «Снег идет» - в этом упражнении использую «снежинки» из легкой бумаги, они могут быть как на ниточке, так и без нее, комочки ваты; очень нравится детям пособие "Метель" - берется  прозрачный пластмассовый сосуд с крышкой, в отверстие вставляется трубочка, на дно сосуда насыпается конфетти, ватные шарики, перышки. Дети дуют в трубочку, сдувая легкий материал, можно просто дуть на рой снежинок, или сдувать снежинки с разноцветной рукавички

    "Перышко" - хорошо использовать перышки, окрашенные в разные цвета, это позволяет проводит упражнение, используя соревновательный компонент.

    "Музыкальный пузырек" - для этой игры использую стеклянные пузырьки, которые оклеиваю цветными иллюстрациями, как в целях безопасности, так и в целях создания игровой ситуации (например, "музыка песка", "шум моря", "метель")

     «Футбол»- используется игровое поле, или тканевое полотно, расчерченное под футбольное поле.

             На данном этапе использую разнообразные дудочки, свистульки, воздушные шарики, надувные игрушки, игрушки-вертушки.

    Летом для решения данных задач, можно использовать игры с водой, это те же упражнения на поддувание. Понадобятся различные кораблики, лодочки, плоты из спичек и щепок, уточки, рыбки, ореховая и яичная скорлупа.

         Последний этап – это формирование собственно речевого дыхания.

    Существуют следующие виды упражнений:

    1. Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э.

    2. Длительное произнесение некоторых согласных звуков - С,З, Ж, Ш, Ф, Х.

    3. Произнесение слогов на одном выдохе.

    4. Произнесение слов на одном выдохе.

    5. Произнесение фраз различной длины на одном выдохе.

    6. Чтение стихотворений.

    7. Пение песенок.

               Выполнение данных заданий,  вначале  необходимо проводить с опорой на картинки-символы, обозначающие определенный звук. Так как наглядность облегчает усвоение материала, делает его доступным и осознанным. Можно использовать картинки из сборника Зои Евгеньевны Агранович.  Кроме того, полезно проговаривать с детьми основные положения артикуляционных укладов при произнесении различных звуков, отрабатывая  и закрепляя, тем самым правильное произнесение звука. Например, при длительном произнесении звука «С» говорим детям: «Поем песенку водички, губки улыбаются, язычок за нижними зубами, песенка холодная» выдуваем воздух на тыльную сторону ладони, это самое чувствительное место, или произнесение звука «Ш»: «Поем песенку змеи, губки круглые, видны зубки, язычок за зубами, песенка теплая».

     (показ картинок символов)    

             Какие еще приемы можно использовать? Например,  пропевание  гласных и произнесение согласных звуков, полезно сочетать с движениями:

    - рисование дорожки "в воздухе";

    - выполнение физических упражнений (наклоны, повороты, приседания, движения рук через стороны вверх);

            При произнесении слогов и слов на  одном выдохе, можно использовать

    - "ходьбу" пальчиками по игровому полю, с использованием фигур пальчикового театра;

    - поочередное соединение и поднимание пальцев рук, упражнения типа «Пальчики здороваются», «Солнышко», «Игра на рояле».

                Третье направление – развитие артикуляционной моторики.

    Для правильного четкого артикулирования, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи -  губы, язык, мягкое нёбо.

              Работу по развитию органов артикуляционного аппарата можно начинать со знакомства с органами речи. Можно для этой цели использовать «Сказки о веселом язычке» - это артикуляционные комплексы, объединенные одной игровой ситуацией (буклет). Такие пособия вызовут живой интерес, повысят активность, инициативу детей.

              Затем можно переходить к разучиванию комплекса артикуляционной гимнастики. Для детей младшего возраста артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, это те же «Сказки о веселом язычке» (подборка данных артикуляционных комплексов в приложении).

              При выполнении движений не надо прилагать лишние мышечные усилия, движения выполняются «мягким» языком и расслабленными губами. Дети не должны делать лишние движения - напрягать мышцы шеи, округлять глаза, поднимать плечи и голову.

                При проведении артикуляционной гимнастики можно использовать картинки – образы. Такие картинки позволяют повысить интерес, устойчивость внимания к выполнению упражнений (показ).

    Очень полезно дополнять артикуляционную гимнастику комплексом самомассажа лица. Самомассаж снимает напряжение в мышцах, улучшает кровообращение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Лучше всего, выполнять комплексы самомассажа перед артикуляционной гимнастикой.

              Очень важным направлением в профилактической работе считаю развитие фонематического восприятия. Известно, что вся речевая система формируется под контролем фонематического слуха. А если по каким-то причинам этот механизм поврежден или не полностью сформирован, то можно ждать нарушений в развитии речи. Дети с недостаточностью фонематического слуха слышат все звуки окружающего мира, но способность

    различать звуки родного языка у них нарушена. Слова «крыша» и «крыса» будут звучать для таких детей одинаково, а словосочетание «Мишина машина» превратится в «мыши на машине». Чтобы представить в полной мере, что ощущает ребенок, у которого не сформирован механизм фонематического восприятия, я предлагаю вам вспомнить себя, когда вы  учили иностранный язык в школе. Казалось, вы уже знаете много иностранных слов, можете составлять предложения, читаете, но как только вы слышите разговорную речь иностранцев, вы понимаете, что ничего нельзя разобрать. Примерно, тоже самое чувствует ребенок с проблемами фонематического восприятия.  Конечно, и  в ваших группах есть дети с недостаточностью фонематического слуха. Беда в том, что чаще всего мы обращаем внимание на эту проблему  уже в старшем дошкольном возрасте.

    Как же предупредить речевые нарушения, обусловленные  недостаточностью фонематического слуха. Необходимо  в системе выполнять несложные, но очень эффективные упражнения, которые были разработаны  Татьяной Александровной Ткаченко – ведущим российским специалистом в области развития фонематического слуха и восприятия. Хочу также сказать, что эта работа  не может быть скоротечной. Она требует систематичности, многократности повторений, терпения и упорства. Поэтому задания необходимо разнообразить, чтобы формирование было более прочным, а процесс менее утомительным.

             Вся  работа по формированию фонематического восприятия строится поэтапно:

    1. Узнавание неречевых звуков.
    2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
    3. Различение слов, близких по звуковому составу.
    4. Дифференциация слогов.
    5. Дифференциация фонем.
    6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

                     Итак, первый этап – узнавание неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей сначала развивают умение сосредотачиваться на звуке. Так эта способность не возникает сама собой, ее нужно развивать с первых лет жизни. А потом детей учат узнавать и различать неречевые звуки.

                  Какие игровые задания можно использовать: упражнение «Чудо - звуки» (прослушивание аудиозаписей природных звуков), «Угадай, что звучало» (прослушивание бытовых шумов), «Шумящие коробочки» (используются коробочки с различными наполнителями), «Волшебная палочка» (извлечение звуков из окружающих предметов), «Где позвонили» (определение направления звука), «Подбери картинку» (подбор соответствующей картинки на определенный звук) и т.д. Хочется сказать, что предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для игровой импровизации.

                  В зависимости от возраста и уровня развития  слухового восприятия продолжительность, как этого этапа, так и последующих  может быть различной. Важно помнить одно правило, если большинство детей  вашей группы узнают и различают неречевые звуки, могут четко определить источник звучания, только в этом  случае можно говорить о переходе ко второму этапу развития фонематического слуха – различению одинаковых звукокомплексов.

                   На этом этапе мы учим детей различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни  и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Кроме того  мы развиваем эмоциональную выразительность, способность передавать то или иное настроение голосом.

                Это упражнения: "Три медведя" (где одна и та же реплика  произносится различным по высоте голосом), «Угадай, кто позвал» ( дети отгадывают кто их позвал по имени), "Далеко - близко", "Тихо - громко"(эти упражнения говорят сами за себя), "Оживим картинки", «Кто сказал:«Мяу» (детям предлагают сказать один и тот же звук, но с изменением характера, тембра и эмоциональной окраски) и т. д.

                  Следующий этап – формирование умения различать слова, близкие по звуковому составу. Это упражнения типа: «Верно – не верно», когда ребенку слова «банан», и красную, если неправильный вариант «баман, «панан», «банам» и т.д.  В другом упражнении предлагается повторить похожие слова, в начале по 2 слова, затем по 3слова в названном порядке, например: моток-каток, батон – бутон, или мак – бак – так и т.п. «Четвертый лишний» - дети должны  назвать  слово, которое отличается о других. Вариант: канава – канава – какао – канава. Упражнение «Доскажи словечко» - дети должны выбрать из трех предложенных слов, то, которое рифмуется.

            Потом мы учим детей воспроизводить на слух слоговые ряды, со сменой ударного слога та-та-та, та-та-та, та-та-та, слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными та-то-ту, и более сложное задание , воспроизведение слоговых рядов с общим гласным и разными согласными: та-ка-па.

             Последующий – дифференциация звуков. В начале дифференцируем гласные звуки – а, и, у, о, э, ы, затем согласные звуки. Согласные звуки лучше простые по артикуляции: п, б, м, н, т, д, в, ф, к, г, х. На этом этапе хорошо использовать картинки – символы, о которых я говорила выше. Упражнения: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…», «Хлопни-топни», «Замени звук»(дифференциация звуков)

            Последний этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

     И вот на этом только этапе, мы можем предлагать детям задания типа, «Подбери картинку на заданный звук», «Назови первый звук в слове», «Назови слово на заданный звук», «Угадай слово» (звуковой синтез), «Измени звук в слове» и т.д.

              В заключении хочу сказать, что неслучайно эта работа строится поэтапно, от простого к сложному. Только прохождение всех этапов, может послужить успешному формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей. И конечно, если в группе у вас есть дети, испытывающие трудности на занятиях по грамоте, индивидуальную работу с ними вы должны начать с первого этапа, только в этом случае можно надеяться на положительный результат.

               На этом я хочу закончить свое выступление.  Надеюсь, что информация была для вас  интересной, а главное полезной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

    профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    в ногрме ребенок к 4-м годам должен дифференцировать все звуки...

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    С каждым годом жизнь предъявляет всё большие требования не только к нам , взрослым людям,но и к детям....

    Семейная гостиная "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

     С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с о...

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста...