Развитие речи в семье
консультация по логопедии на тему

Демкова Ирина Анатольевна

Представлены методы и приёмы по развитию речи в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_seme.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол.

Тема: «Развиваем речь детей в семье».

Учитель – логопед МАУДО «Детский сад №9»

Демкова Ирина Анатольевна

Цель: привлечь внимание родителей к проблемам речевого развития дошкольников, дать возможность обменяться опытом по развитию речи ребёнка в семье.

Категория участников: родители детей старшего дошкольного возраста.

Ход собрания. Учёными доказано, что каждый человек рождается лишь со способностью к речи, и эту способность надо развивать. А развивать её можно специальными средствами, основными из которых являются: общение детей со взрослыми и сверстниками, определённые условия, созданные вокруг ребёнка, способствующие речевому развитию  (то есть речевая среда), речь взрослых, окружающих ребёнка, художественная литература, игры с пальчиками. Именно эти средства речевого развития ребёнка в домашних условиях мы вместе обсудим и разберём.

Первый вопрос. Какой должна быть речь взрослых, окружающих ребёнка? Предлагаю сделать это с помощью « Игры в прилагательные». Для этого разделимся на две команды. Каждой команде необходимо подобрать прилагательные, характеризующие речь взрослых, окружающих ребёнка.

Родители делятся на две команды и на листах бумаги записывают прилагательные. Затем команды озвучивают, что написали.

Второй вопрос. Что такое речевая среда в домашних условиях? Перед вами на столах лежат листы бумаги и карандаши. Подумайте и запишите свой ответ на этот вопрос. Можно одним предложением, можно несколькими.

Родители записывают ответы на листах, затем эти ответы зачитывает педагог и делает обобщение.

Третий вопрос. Знакомство детей с произведениями художественной литературы в домашних условиях. Прошу вас ответить на несколько вопросов.

-Любит ли ваш ребёнок слушать произведения художественной литературы?

-Есть ли любимое литературное произведение у вашего ребёнка?

-Как часто вы читаете своему ребёнку, рассматриваете с ним картинки?

-С какими произведениями вы предпочитаете знакомить своего малыша (сказки, рассказы, стихи)?

-Как вы считаете, нужно ли вообще знакомить ребёнка с художественной литературой?

Чтение детских книг для всех поколений детей является любимым занятием. Детская книга рассматривается как важное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов и образных выражений. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.  Поэтому произведения детской художественной литературы должны стать неотъемлемой частью жизни ребёнка. И здесь существуют определённые требования, которые необходимо учитывать, знакомя ребёнка с художественным произведением.

1.Читать ребёнку дошкольного возраста можно не более 20 минут, затем его внимание рассеивается.

2.Подбирать произведения необходимо с учётом возраста.

3.Ребёнок не может всегда быть только слушателем. Он может повторять за вами слова, предложения, говорить о своих ощущениях.

4.Нужно демонстрировать ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга-это не игрушка. Приучайте бережно относиться к книге.

5.Во время чтения старайтесь передать голосом характеры героев, смешную или грустную ситуацию.

6.Во время чтения нужно сохранять зрительный контакт с ребёнком. Так он чувствует, что вы читаете для него, а вы видите, какие чувства вызывает у ребёнка то, о чём вы читаете.

Четвёртый вопрос. Кроме чтения художественной литературы дома детей необходимо обучать и пересказу. Пересказ художественной литературы оказывает большое влияние на развитие детской речи. Развивается память, внимание, мышление. Предлагаю вам послушать, как правильно учить детей пересказу.

1.Сначала ребёнку предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Текст читается без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребёнка, сосредоточивает его на запоминание и тем самым мешает целостному восприятию художественной литературы.

2.Проводится беседа по содержанию прочитанного.

3.Повторное чтение произведения и при этом уже нужно ребёнку сообщить, что осле чтения он будет рассказывать его сам.

4.Пересказ производится ребёнком.

Пятый вопрос. Уважаемые родители! А теперь предлагаю поиграть в пальчиковую игру «В гости к пальчику большому».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо  к дому:

Указательный и средний,

 Безымянный и последний.

Сам мизинчик малышок-

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Для разминки я неслучайно выбрала упражнения для пальцев рук. Учёными доказано, что разнообразные действия пальцев рук активизирует речевое развитие, так как речевые зоны коры головного мозга расположены очень близко к зонам, отвечающим за движение пальцев рук. Между ними существует очень тонкая связь. В домашних условиях с детьми можно использовать разнообразные игры для пальчиков: собирать мозаику, мелкий конструктор; лепить из пластилина, рвать бумагу на мелкие части, перебирать крупу, собирать на леску пуговицы, бусины, выполнять штриховку.

Уважаемые родители! На этом работа «круглого стола» по вопросам речевого развития детей подходит к концу. Я благодарю вас за активное участие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Моя семья"

Занятие подготовлено для аттестации на 1-ю кв. к с использованием ИКТ...

Доклад "Единые цели и разные подходы к развитию речи в семье. Подготовка ребенка к школе"

Доклад по развитию речи., в котором приведены дидактические игры, упражнения, памятка для родителй при подготовке ребенка к школе. Как правильно готовить руку к письму, воспитывать усидчивость и внима...

Развитие речи в семье" -консультация для родителей

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОМОЖЕТ РОДИТЕЛЯМ ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ,УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! 2мл.гр.

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! вторая младшая группа...

Комплексное занятие по развитию речи "Дружная семья: Петушок, Курочка и цыплята" (вторая младшая группа).

Комплексное игровое занятие по развитию речи для детей 2-ой младшей группы, на котором осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественная литература, ...

Коммуникация. Развитие речи "Моя семья"

Коммуникация. Развитие речи. Познавательно- речевое занятие во второй младшей группе " Моя семья"...