Доклад "Единые цели и разные подходы к развитию речи в семье. Подготовка ребенка к школе"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Доклад по развитию речи., в котором приведены дидактические игры, упражнения, памятка для родителй при подготовке ребенка к школе. Как правильно готовить руку к письму, воспитывать усидчивость и внимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_v__pechat.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеобразовательного вида № 4 "Подснежник"

Доклад

"Единые цели и разные подходы к развитию речи

в семье. Подготовка ребенка к школе"

Составил:

воспитатель Кондратьева В.Н

Домодедово

2012 г.

По роду своей профессии воспитатели и логопеды хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведения логопедической и коррекционно-развивающей работы.

Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы логопеда и воспитателей не просто внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности и микроклимат.

После проведения анкетирования в нашей группе, выяснилось, что дома, в семье общение родителей с детьми сведено до минимума. Из "активных" приемов общения с детьми остались лишь просмотр совместно мультипликационных фильмов (иногда), чтение сказок или исторических рассказов (редко), слушание аудио книг (частично), просмотр кукольных домашних театров (единичный случай). Поэтому и возникла идея использовать некоторые формы работы  по обогащению и развитию речи с детьми в группе и в домашних условиях.

Существует несколько форм работы с родителями:

- общее родительское собрание;

- консультации (индивидуальные и групповые);

- педагогические беседы (индивидуальные и групповые);

- открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и групповых);

- подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности воспитателя  и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.

Приведу некоторые формы работы с детьми в группе, которые были предложены проводить и в семье:

- Настольно-печатные игры, которые являются им из эффективных способов обогащения словаря детей (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

- Словесные игры, которые заставляют логически мыслить и побуждать к активности

Волшебный мешочек

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, геометрические фигуры и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает: круглый, маленький, резиновый - это мяч, вытаскивает предмет и дальше рассказывает про него. Он синий с белой полоской, или он красный, на нем нарисована бабочка. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Цель такой игры, научить детей правильно называть предметы и их свойства.

Взрослый (говорит детям). В нашей комнате много предметов, все  сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а вы должны сказать, из чего он сделан, например:

Взрослый: "Стол", дети отвечают: "Стол сделан из дерева"

Взрослый. Какой стол? дети: Деревянный.

Взрослый. "Стакан", дети отвечают: "Стакан сделан из стекла"

Взрослый: Какой стакан, дети: Стеклянный, и т.д.

В нашей группе детям нравится играть в словесную игру: "Я задумала предмет", цель которой научить детей подыскивать правильные прилагательные к  существительному, например: Игра начинается со слов "Я задумала предмет: он стоит на полке в ванной......" , И дети должны методом подбора назвать этот предмет: он мягки, твердый, большой, маленький, стеклянный, бумажный и т.д.

Для родителей детей я предлагаю игру в "Слова –Перевертыши", цель которой научить детей правильно произносить слова, например "дугок" (гудок), "ркыша" (крыша) и т.д. В эту игру мы еще играем перед непосредственной образовательной деятельностью или после физкультминуток.

- Дидактические упражнения

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.

Во время приема пищи можно  использовать можно такие пословицы, как "Кашу маслом не испортишь", "Дорога ложка к обеду".

Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: "Без труда ничего и не сделаешь", "Поспешишь – людей насмешишь", "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

"Белый камень в воде тает". (Сахар)

"Без окон, без дверей, полна горница людей" (Огурец, тыква)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

"Сам не бежит, а стоять не велит". (Мороз)

"Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает". (Осень)

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения ("золотые руки", "каменное сердце").

Если в семье принято слушать аудио-книги, то можно перед прослушиванием  сказки поговорить вслух о чем пойдет речь, заинтересовать ребенка, и тогда он непременно будет слушать тихо и внимательно, ожидая "волшебства".

Например,  Сказка  о Золотом ключике или приключения Буратино в нашей группе читается каждую пятницу, в спальной комнате, когда дети  лежат в кроватях и ждут, что же произойдет дальше с Буратино и его друзьями, хотя знают всех героев, сказку читают дома, многие смотрели и кинофильм и кукольный театр, и все равно надеяться, вдруг произойдет что-то новое? 

Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской

О чем говорить с ребенком в семье.

Диалог или монолог?

 Необходимо задать вопросы родителям: Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Развитию диалогической речи способствует игра "Телефон". Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, "Звонок  в поликлинику".

Ребенок. Добрый день, это поликлиника?

Взрослый. Да, вызов врача на дом?

Ребенок. Примите вызов: Иванова Света, 6 лет, болит горло.

Взрослый. Вызов принят, врач придет днем.

Ребенок. Спасибо, до свидания.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам, или картинкам. В нашей группе используется такой прием составления рассказа: Дети рисуют картинки, связанный между собой каким-либо смыслом, затем все картинки складываются в нужной последовательности и составляется рассказ, например: Белочка жила в лесу, и вместе с ней жил (кролик).  Как- то раз Белочка и Кролик пошли за орешками, и т.д.

Цель такого приема - учить логически детей мыслить, побуждать к речевой активности и умению использовать названия знакомых предметов.

До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему. И только с помощью педагогов  и родителей, тесно работающих между собой, проводящими совместные мероприятия, будь то праздники, открытые занятия или субботники или др., можно исключить недостатки развития речи дошкольников и подготовить детей к школе.

Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
  3. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
  4. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

Некоторые виды словесных игр приведены в приложении А.

Анкета для родителей приведена в приложении Б.

Приложение А

"Почтальон"

Количество игроков: любое

Дополнительно: кон верты с изображением животного или птицы

Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах. Кон верты с изображением животного или птицы, означают адре сата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).

Например:

Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.

Ведущий говорит: "Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть кар тинки и говорить, кому оно и от кого".

При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».

"Различи в шуме"

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумажки с названием городов

Каждый играющий ребенок получает от ведущего бумажку, на которой написано название какого-либо города. Одно и то же название получают 5,6,7,8 человек. Одни, например, Новосибирск, другие - Киев, третьи - Рига и т. п.

Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его бумажке. По сигналу ведущего каждый должен начать негромко выкрикивать полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто выкрикивает тот же город, чтобы побыстрее соединиться с партнерами в одну группу.

Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название города. Когда вся группа соберется, ребята поднимают руки вверх.

Успевшие соединиться первыми считаются победителями.

Если дети захотят повторить игру, то получают у ведущего другие названия городов (цветов, деревьев, животных и т.д.), написанные на бумажках

"Вот идет Рассеяный по улице Бассейной"

Количество игроков: любое

Дополнительно: 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров

Игра развивает чувство юмора, умение играть в коллективе, сохранять тайну

Педагог произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.

Дети, разбившись на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: "Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?". Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку.

Приложение Б

Анкета для родителей "Развитие речи"

1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):

  1. Умение читать и писать
  2. Умение считать
  3. Умение логически мыслить
  4. Психологическая готовность
  5. Ответственность и самостоятельность
  6. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми

2. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
___________________________________________________

3. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
___________________________________________________

4. Спрашиваете ли вы у ребенка, как прошел его день: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)

5. Читаете ли вы своему ребенку сказки на ночь
Систематически _____________________________________
От случая к случаю __________________________________

6. Какие методы, игры, развлечения вы используете для развития речи своего ребенка?

если да, то какие
____________________________________________________

7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
_____________________________________________________

8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)

  1. Мыть посуду
  2. Мастерить поделку из бумаги
  3. Поливать растения
  4. Стирать носки
  5. Убирать игрушки
  6. Строить из кубиков дом
  7. Вышивание
  8. Сервировка стола
  9. Чтение вместе со взрослыми сказок
  10. Раскрашивание

Используемая методическая  литература:

В.В. Гербова ""Общая подготовка связной речи в подготовительной группе".

Антонова А.В./Веракса Н. Е. / Гербова В.В. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы.

Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".

Ю.Б. Гиппенрейтер "Продолжаем общаться с ребенком. Так?".

Н.М. Метенова "Родительские собрания в детском саду".

В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмот­ря на возрастающую компьютеризацию, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, количественные пр...

Интеграция знаний из разных образовательных областей-важный аспект подготовки ребенка к школе

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, труднее и продолжительнее проходит пери...

Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью к...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

«РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмот­ря на возрастающую компьютеризацию, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, количественны...

Протокол родительского собрания №2 от 13. 12. 2021 год. Тема: «Развитие речи, как фактор подготовки детей к школе».

Цель: содействовать формированию позитивного родительства, вовлечению родителей в образовательный процесс....

развитие речи как основа подготовки детей к школе

Почему важно развивать и исправлять недостатки речи до школы. Сообщение для родителей...


 

Комментарии

 Колесникова Виктория

спасибо за интересный и содержательный материал! успехов Вам в работе!!!