Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_v_podgotovke_rebenka_k_shkole.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы в подготовке ребенка к школе

«Формирование речевой готовности детей

к школе в процессе работы

 кружка «По дороге к азбуке»

I.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.

Обучение грамоте – это систематический, целенаправленный процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: воспитание звуковой культуры речи, навыков словообразования,  развитие словаря, связной речи, грамматической стороны речи.

Не случайно в ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей,  обладающих высокими коммуникативными навыками, умеющими общаться со сверстниками и взрослыми, связно и грамматически верно оформлять свои высказывания.  Это значит, что  необходимо вести целенаправленную работу по речевому развитию детей.

Опыт показывает, что многие дети испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. У дошкольников недостаточный словарный запас, они испытывают затруднения при общении, не могут связно и грамматически правильно высказать свои мысли. Это приводит к низкому темпу чтения, снижению уровня понимания прочитанного. Так же у многих детей проявляется нарушение фонематического  и пространственного восприятия, что так же затрудняет формирование навыков чтения и письма в школе.

В связи с этим сегодня актуален вопрос – как можно и нужно решать задачу по формированию  речи. Перед нами стала цель: выявить с помощью теоретических и практических исследований возможно правильные подходы к организации работы воспитателя по развитию речи, подготовки к грамоте у детей старшего дошкольного возраста.

Изучив и проанализировав методическую литературу, мы решили, что развитию речевых способностей  дошкольников    с          учетом обозначенных тенденций может способствовать кружок « По дороге к азбуке».

Цель кружка: формирование речевой готовности к школе детей 6-7 лет в процессе освоения устной речи.

Задачи кружка:

  • Формировать мотивацию и интерес к процессу обучения;
  • Познакомить детей с миром звуков; формировать умение дифференцировать и характеризовать звуки;
  • Познакомить с понятиями ««звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «ударение»;
  • Формировать умение рассуждать, точно и ясно выражать свои мысли;
  • Развивать фонематический слух, анализ  и синтез;
  • Развивать внимание, память, мышление, воображение;
  • Воспитывать культуру общения друг с другом.

На первом этапе, проанализировав методическую литературу, разработали содержание работы кружка:

  • Знакомство со звуками, дифференциация и характеристика  (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие);
  • Называние слов с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слова;
  • Звуковой анализ слова, составление звуковой  схемы слова;
  • Деление слова на слоги, определение ударного слога;
  •  Знакомство с предложением, определение  количества слов в предложении, их последовательность, придумывание предложения по заданной  схеме;
  • Игры и упражнения на развитие мелкой моторики;
  • Игры, упражнения со звуками, буквами;
  • Схемы-модели для составления предложений, рассказов;
  • Дидактические игры, кроссворды;
  • Игры с использованием методов ТРИЗ.

Новизна проекта заключается:

  1. В разработке авторской программы кружка «По дороге к азбуке»;
  2. Разработке авторских конспектов занятий;
  3. Разработке и оформлении игр, упражнений.

Мы думаем, что данный материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений.

II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  В первую очередь был изучен уровень речи детей по  следующим признакам: (на основе программы воспитания и обучения в детском саду по ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, Е.В.Колесникова «Тесты для детей 6-ти лет», «Готов ли ваш ребёнок к школе?»)

1. Звукопроизношение и фонематическое восприятие;

2. Лексический запас:

  • существительные;
  • глаголы;
  • прилагательные.

3. Связная речь:

  • составление рассказа по действию;
  • составление рассказа по представлению;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин;
  • составление рассказа по сюжетной картине;
  • пересказ.

При обработке данных  сделали выводы, что у детей бедный лексический запас, они мало используют в речи прилагательных. Дети испытывают затруднения при составлении рассказов по представлению, по сюжетным картинам. Не все могут связно, последовательно пересказать сюжет или рассказ. У многих детей неразвито воображение. Результаты диагностики приведены в диаграмме. (Приложение№1).

 Так же провели мониторинг с целью определить уровень развития способности детей к обучению грамоте.

Задачи мониторинга:

1. Определить уровень развития фонематического слуха

  • Выделение звуков из ряда других звуков
  • Звукобуквенный анализ и синтез 
  • Деление слов на слоги

2. Выявить уровень развития мелкой моторики;

  • Кинестетические основы движения
  • Кинетическая основа движений

3. Выявить уровень сформированности графо моторных навыков

  • Узнавание букв
  • Пространственные представления на листе бумаги

4.Чтение

  • Чтение слогов, слов, предложений

           Проанализировав данные, мы видим, что дети испытывают трудности при звукобуквенном анализе слов, делении их на слоги. У некоторых детей недостаточно сформированы пространственные представления.

Низкий процент детей, читающих слова, предложения. Результаты приведены в диаграмме. ( Приложение№2).

На следующем этапе составили план работы с детьми.  А именно, разработали авторскую программу дополнительного образования

по обучению грамоте «По дороге к азбуке», цикл авторских занятий. Для поддержания интереса у детей к  образовательной деятельности, использовали игровые технологии.  Для этого, разработали увлекательные игры и упражнения, карточки, схемы,  подобрали игры с использование методов ТРИЗ, которые включили в конспекты занятий.

Вся образовательная деятельность проводится вместе с Звукоежкой.

Отправляясь  с ним в страну Звуков, дети,  узнают много нового и интересного. Например, при характеристике согласных звуков, прицепляем ему колокольчик, если звук звонкий; надеваем синюю шапочку, если звук твердый и зеленую, если мягкий.

С Звукоежкой проводим такие игры, как « Подбери картинку», «Собери корзину для Звукоежки». 

Так же в своей работе используем звуковые линейки, которые помогают детям определить количество звуков в слове. Их можно использовать и для определения слов в предложении.

Для звукобуквенного анализа слов используем карточки. 

Цель: закреплять умение  осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства;  определять и характеризовать звук – гласный, согласный твердый, согласный мягкий. Развивать фонематический слух, внимание.

Детям очень нравится решать ребусы. (Приложение№3).

Цель: формировать умение выделять первый или последний звук в слове, составлять из них слова, развивать память, мышление.

Оформили  игру «Паровозик». Он носит многофункциональный характер и можно проводить разные игры:

Игра  «Рассади в паровозик животных, в названии которых есть заданный звук».  

«Рассади в паровозик животных, с определенным количеством слогов».

«Состав предложение». Мы составили поезд из картинок. Нужно составить по этим картинкам предложение.        

Для развития связной речи используем схемы для составления рассказов, которые помогают дошкольникам грамотно, последовательно и связно составить рассказ. 

Так же  включили в образовательную деятельность игры с элементами ТРИЗ (Приложеие№4):

 « Почему так произошло», «Теремок», «Превращение  яблока»,

«Новый образ Ивана Царевича». Цель этих игр: активизировать и развивать речь, обучить  детей творческому рассказыванию. Развивать фантазию, творческое воображение. У детей получаются очень интересные, фантастические рассказы, которые мы оформили в альбоме « Наше творчество».

Одна из интересных игр « Новый образ Ивана Царевича» (метод морфологического анализа).

Суть метода заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу или ящик. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства заносим данные в таблицу, мы используем фетрограф.  Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате систематической работы с применением игр и упражнений в процессе кружка « По дороге  к азбуке», мы отметили, что дети стали более раскрепощёнными, стали более грамотно и связно излагать свои высказывания. Они  более уверенно себя чувствуют при  работе над звуковым анализом слов, над предложением. У них более развито воображение, речевая и общая инициатива, повысился уровень познавательных способностей.  В связи с этим составили сравнительную таблицу. В конце мы видим положительную динамику (Приложение№5).

Таким образом, мы можем сделать выводы, что использование  игр в образовательной деятельности кружка:

  • Формирует у детей  такие понятия, как  ««звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «ударение»; учит дифференцировать и характеризовать звуки;
  • Стимулирует развитие  речи, активизирует познавательные и мыслительные функции;
  • Позволяет развивать фонематический слух, анализ  и синтез;
  • Позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивая их прочное усвоение и систематизацию;
  • Развивает память, воображение;
  • Воспитывает культуру общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Речевая готовность к школе ребенка с ТНР

В консультации прпедставлены возрастные нормативы речевого развития детей 7-го года жизни,  которые помогут родителям  сравнить и оценить речь своего ребенка и сделать выводы о его речевой ...

Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

Современные подходы к подготовке детей к обучению в школе

Статья. Дата публикации - сентябрь 2017 г.  Кедрова Е.К....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе ребенка с ТНР»

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знани...