Подготовка к школе: что необходимо знать родителю. Речевая готовность к школе. (Октябрь 2023 год)
консультация

Денисова Белла Геннадьевна
Быть готовым к школе – не значит уметь  читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть  готовым всему этому научиться. Л.А.Венгер

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к школе: что необходимо знать родителю. Речевая готовность к школе Учитель-логопед : Денисова Белла Геннадьевна МБДОУ д/с №40

Слайд 2

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Л.А.Венгер

Слайд 4

Готовность к школе - Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Слайд 5

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас Сформированность грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Слайд 6

Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 7

Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слайд 8

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу. !!! Стоит задуматься, если: ребенок не называет первый звук в слове; ребенок не слышит заданный звук в слове; ребенок не называет звуки в слове по порядку. Фонетические и фонематические дефекты — одна из причин возникновения у детей дислексии и дисграфии . Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки, сходные по артикуляции и звучанию. Это препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза, что впоследствии может способствовать возникновению дисграфии и дислексии . Если ребенок пропускает звуки, заменяет другими или искажает, значит, у него недостаточно хорошо сформирован фонематический слух. А это может привести к стойким нарушениям в письменной речи. Для преодоления этого дефекта необходимы специальные коррекционные занятия.

Слайд 9

Слоговая структура слова Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, «не выкидывает», не добавляет звуки и слоги.

Слайд 10

Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас . В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Слайд 11

Важно выяснить: -насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал ; - насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст; - что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года; -сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; - умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Слайд 17

Сформированность грамматического строя речи: Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 18

!!! Стоит задуматься, если ребенок: неправильно образовывает множественное число имен существительных (ухи вместо уши, домы вместо дома...); неправильно употребляет окончания при согласовании (пять самолета вместо самолетов ...) и т.п.

Слайд 19

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки составлять рассказ по картинке составлять рассказ по серии картин отвечать на вопросы по тексту При пересказе (рассказе) обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 21

!!! Стоит задуматься, если ребенок смог только перечислить предметы и явления, изображенные на картинке (цветы, солнце, бабочка, дерево...)

Слайд 22

Речевая коммуникация Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 23

Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Слайд 24

Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым и сложным для него видом деятельности — письменной речью , рука должна быть готова. Слабость, неразвитость кисти рук не позволяет ученику выработать красивый почерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние мелкой ручной моторики оказывает влияние на формирование речевой деятельности в целом.

Слайд 25

Психические процессы Все психические процессы тесно взаимосвязаны с речью.

Слайд 28

Уважаемые родители ! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастит, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду

Слайд 29

В заключении Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в диалог с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре . И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, препятствует успешному обучению и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Слайд 30

Готовя ребенка к школе, необходимо научить его слушать, слышать , видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать, полученную информацию. !!! Очень важно стимулировать внимание на том, что ребёнок видит во время прогулок, экскурсий . Приучайте малыша рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, старайтесь получить более подробный и развернутый рассказ. Чаще читайте ребенку детские книги, водите в кино и театр, обсуждайте с ребенком прочитанное и увиденное. Расширяйте и уточняйте словарный запас малыша, разгадывая с ним кроссворды, ребусы, шарады.

Слайд 31

Если ребенок уже умеет читать сам, по слогам, можно организовать совместное чтение взрослого (ведущая роль) и ребенка (помощник). Это необходимо для того, чтобы закреплялся имеющийся навык чтения, а также повышалась внимательность. После прочтения еще раз напомните ребенку автора произведения, его название, главных героев и основные содержательные события. Попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к произведению или полюбившегося героя. Попросите ребенка объяснить чем этот герой ему понравился или запомнился, какие из его качеств есть у малыша. Можно попросить малыша пересказать небольшой текст книги по ее иллюстрациям, или передать его от лица какого-нибудь героя из книги.