Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация
консультация (подготовительная группа)
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 17.2 КБ |
Презентация | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников
с речевыми недостатками при обучении
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1Дети должны уметь слушать и слышать других
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2 Звуковая сторона речи
Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).
Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.
Изменять темп речи с учетом содержания высказывания
3 Языковой анализ и синтез
Дети должны уметь:
делить предложения на слова;
делить слова на слоги;
уметь выделять все звуки в словах;
устанавливать последовательность звуков в слове.
4 Лексическая сторона речи (словарный запас)
Дети должны уметь:
точно подбирать слова;
ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
употреблять сложные слова (например: длинноногий);
пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
подбирать метафоры (например: туча комаров);
использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
5 Грамматическая сторона речи
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
правильно употреблять глаголы
(например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
б) Навыки словообразования:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов
(например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок
(например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных
(например: малина – малиновое, лиса – лисья).
6 Связная речь
свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
рассказывать о пережитых событиях;
пересказывать содержание сказки, рассказа;
описывать окружающие предметы;
раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только письму и чтению, но другим предметам в школе.
Воспитание правильного звукопроизношения и дикции
Для работы над правильным произнесение звуков родного языка необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Упражнения артикуляционной гимнастики должны выполняться:
перед зеркалом вместе со взрослым (чтобы у ребёнка был перед глазами образец правильной артикуляции);
ежедневно несколько раз в день (2-3 раза в день)
стабильно, с усердием и вниманием.
Ежедневное чтение вслух взрослыми классических сказок и других детских произведений.
Живое общение в режимных моментах: на прогулке, за столом, в играх и т.д.
Отвечайте на вопросы ребёнка и просите его что-то Вам рассказать, обсуждайте все события и явления.
Взрослый должен ненавязчиво поправлять ошибки, допускаемые ребёнком в речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи :
1. Дети должны уметь слушать и слышать других При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи Ребенок должен правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр). Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации. Изменять темп речи с учетом содержания высказывания
3. Языковой анализ и синтез Дети должны уметь: делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове.
4. Лексическая сторона речи (словарный запас) Дети должны уметь: точно подбирать слова; ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); употреблять сложные слова (например: длинноногий); пользоваться эпитетами (например: чистое поле); подбирать метафоры (например: туча комаров); использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный ).
5. Грамматическая сторона речи У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). а) Навыки словоизменения:
б) Навыки словообразования: - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - образовывать название детенышей животных; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
6. Связная речь свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях; пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы; раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только письму и чтению, но другим предметам в школе.
Рекомендации логопеда:
Воспитание правильного звукопроизношения и дикции Для работы над правильным произнесение звуков родного языка необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Упражнения артикуляционной гимнастики должны выполняться: перед зеркалом вместе со взрослым (чтобы у ребёнка был перед глазами образец правильной артикуляции); ежедневно несколько раз в день (2-3 раза в день) стабильно, с усердием и вниманием.
Развитие устной речи профилактика возможных нарушений письменной речи Ежедневное чтение вслух взрослыми классических сказок и других детских произведений. Живое общение в режимных моментах: на прогулке, за столом, в играх и т.д. Отвечайте на вопросы ребёнка и просите его что-то Вам рассказать, обсуждайте все события и явления. Взрослый должен ненавязчиво поправлять ошибки, допускаемые ребёнком в речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"
Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...
Уровень психологической готовности к школе детей с речевой патологией
Квалификационная работа. ПЛАН:ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая готовность к началу обучения в школе ………6Общая характеристика развития познавательных процессов...
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Исследование мотивационной готовности к школе детей с речевым недоразвитием
Поступление в школу – это ответственный момент, как для каждого ребенка, так и для его родителей. От того насколько ребенок готов к школе будет зависеть его личность, отношение к учебе, самооцен...
«Психологическая готовность к школе – фактор успешной адаптации к школьному обучению».
Консультация для родителей....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...
Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...