Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация
консультация (подготовительная группа)

Воробьева Ольга Викторовна

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад17.2 КБ
Файл Презентация2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников
с речевыми недостатками при обучении

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

   Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1Дети должны уметь слушать и слышать других

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2 Звуковая сторона речи

Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).

Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

Изменять темп речи с учетом содержания высказывания

3 Языковой анализ и синтез

Дети должны уметь:

делить предложения на слова;

 делить слова на слоги;

уметь выделять все звуки в словах;

 устанавливать последовательность звуков в слове.

4 Лексическая сторона речи (словарный запас)

Дети должны уметь:

точно подбирать слова;

ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

употреблять сложные слова (например: длинноногий);

пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

подбирать метафоры (например: туча комаров);

использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

5 Грамматическая сторона речи

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже

(например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

правильно употреблять глаголы

(например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

б) Навыки словообразования:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов

(например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок

(например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных

(например: малина – малиновое, лиса – лисья).

6 Связная речь

свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

рассказывать о пережитых событиях;

пересказывать содержание сказки, рассказа;

описывать окружающие предметы;

раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только письму и чтению, но другим предметам в школе.
Воспитание правильного звукопроизношения и дикции

Для работы над правильным произнесение звуков родного языка необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

  Упражнения артикуляционной гимнастики должны выполняться:

перед зеркалом вместе со взрослым (чтобы у ребёнка был перед глазами образец правильной артикуляции);

ежедневно несколько раз в день (2-3 раза в день)

стабильно, с усердием и вниманием.

Ежедневное чтение вслух взрослыми классических сказок и других детских произведений.

  Живое общение в режимных моментах: на прогулке, за столом, в играх и т.д.

 Отвечайте на вопросы ребёнка и просите его что-то Вам рассказать, обсуждайте все события и явления.

  Взрослый должен ненавязчиво поправлять ошибки, допускаемые ребёнком в речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Слайд 2

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Слайд 3

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи :

Слайд 4

1. Дети должны уметь слушать и слышать других При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

Слайд 5

2. Звуковая сторона речи Ребенок должен правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр). Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации. Изменять темп речи с учетом содержания высказывания

Слайд 6

3. Языковой анализ и синтез Дети должны уметь: делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове.

Слайд 7

4. Лексическая сторона речи (словарный запас) Дети должны уметь: точно подбирать слова; ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); употреблять сложные слова (например: длинноногий); пользоваться эпитетами (например: чистое поле); подбирать метафоры (например: туча комаров); использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный ).

Слайд 8

5. Грамматическая сторона речи У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

Слайд 9

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). а) Навыки словоизменения:

Слайд 10

б) Навыки словообразования: - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - образовывать название детенышей животных; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Слайд 11

6. Связная речь свободно общаться с взрослыми и сверстниками; поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; рассказывать о пережитых событиях; пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы; раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Слайд 12

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только письму и чтению, но другим предметам в школе.

Слайд 13

Рекомендации логопеда:

Слайд 14

Воспитание правильного звукопроизношения и дикции Для работы над правильным произнесение звуков родного языка необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Упражнения артикуляционной гимнастики должны выполняться: перед зеркалом вместе со взрослым (чтобы у ребёнка был перед глазами образец правильной артикуляции); ежедневно несколько раз в день (2-3 раза в день) стабильно, с усердием и вниманием.

Слайд 15

Развитие устной речи  профилактика возможных нарушений письменной речи Ежедневное чтение вслух взрослыми классических сказок и других детских произведений. Живое общение в режимных моментах: на прогулке, за столом, в играх и т.д. Отвечайте на вопросы ребёнка и просите его что-то Вам рассказать, обсуждайте все события и явления. Взрослый должен ненавязчиво поправлять ошибки, допускаемые ребёнком в речи.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"

Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...

Уровень психологической готовности к школе детей с речевой патологией

Квалификационная работа. ПЛАН:ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая готовность к началу обучения в школе ………6Общая характеристика развития познавательных процессов...

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Исследование мотивационной готовности к школе детей с речевым недоразвитием

Поступление в школу – это ответственный момент, как  для каждого ребенка, так и для его родителей. От того насколько ребенок готов к школе будет зависеть его личность, отношение к учебе, самооцен...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...