Главные вкладки

    Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
    материал (подготовительная группа) по теме

    Филенкова Галина Николаевна

     

    Уважаемые родители!


     

    Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.


     

    Задачи: 1)Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.

    2)Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

      3)Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.

      Скачать:

      ВложениеРазмер
      Файл roditelskoe_sobraniya.odt19.86 КБ

      Предварительный просмотр:

      Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

      "Общеразвивающий детский сад

      № 21 «Умка»"

      Родительское собрание по теме:

      «Речевая готовность к школе».

       «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

      Подготовила материал: Учитель – логопед:  

       Филенкова  Галина Николаевна

      Уважаемые родители! 

       

       Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

      Задачи: 1)Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.

      1. 2)Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

      3)Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.                                            

        Ежегодно приходится сталкиваться с ситуацией, когда третья часть поступающих в первый класс детей имеет различные дефекты речи, которые в последствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и чтения. Ознакомимся с основными из них:

      Фонетическое недоразвитие речи –дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.

      Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.

      И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитием связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности обучения ребёнка в школе.

         Мы рекомендуем в период подготовки к школе выполнять с детьми пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание, учить детей пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий и рассказывать о них.

       Как же предлагаем, пока еще есть время посещать занятия логопеда.
      Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

        Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.

         Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

         Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

         На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

        Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

        Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

          Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.

         Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

      Давайте определим:

      Что входит в понятие «речевая готовность к школе».
      • Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
      • Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
      • Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.

      Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие  компоненты речи:

      1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

      При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

      2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;

      Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

      - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

      - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

      - изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

         Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

      Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

      3. Функции языкового анализа.  Дети должны уметь:

      -делить предложения на слова;
      -делить слова на слоги;
      -уметь выделять все звуки в словах;
      - устанавливать последовательность звуков в слове.

          Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

      - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

      - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);

      - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

      - перестановки букв (комната – «конмата»).

      4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:

      - точно подбирать слова;

      - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

      - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

      - употреблять сложные слова (например: длинноногий);

      - пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

      - подбирать метафоры (например: туча комаров);

      - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

      - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

         Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

      5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

      а) Навыки словоизменения:  Дети должны уметь:

      - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
      - употреблять различные предлоги;
      - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
      - согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
      - правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

         В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

      - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

      - пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

      - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

      б) Навыки словообразования:  Дети должны уметь:

      - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

      - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

      - образовывать название детенышей животных;

      - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

         Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

      - замены суффиксов (козлята – «козленки»);

      - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

         Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

      Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

      6. Связная речь.

          Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.   Дети должны уметь:

      - свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
      - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
      - рассказывать о пережитых событиях;
      - пересказывать содержание сказки, рассказа;
      - описывать окружающие предметы;
      - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

          Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

              Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

      Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.


      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Родительское собрание на тему: "Речевое развтите детей 5 лет"

      Данный материал можно использовать при подготовке к родительским собраниям, для размещения в родительских уголках и в повседневной работе с детьми по развитию речи....

      Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

      Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

      Сообщение (на родительском собрании) на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

      Сообщение(на родительском собрании)на тему:«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»...

      Родительское собрание на тему: "Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей".

      Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развитияребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизничеловека. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свойжизненный опыт...

      Родительское собрание на тему: "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

      Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании самостоятельности, ...

      Презентация по теме: "Речевая готовность к школе будущих первоклассников".

      Речевая готовность к школе будущих первоклассников....