Главные вкладки

    Конспекты занятий в подготовительной группепо развитию связной речи по Нищевой
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Пачкова Лариса Александровна

    тема "Труд взрослых на полях и огородах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trud_vzroslyh.docx39.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОКТЯБРЬ   2неделя

    Тема «Труд взрослых на полях и в огородах»»

                                             

                                                         Занятие 1

    Коррекционно-образовательные цели: Расширение представлений детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

    Коррекционно-развиваюшие цели: Развитие связной речи, фонематических представлений (определение места звука в слове), памяти, мышления, зрительного внимания, обшей моторики.

    Воспитательные цели: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

    Оборудование: Мольберт, картина В М. Каратая «Уборка урожая»[1], символы для составления аагоритма рассказывания, коврограф, корзина

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Ребята, вы заметили утром, когда шли в детский сад, какая сегодня замечательная погода? Небо высокое и чистое, ярко светит солнце, дует теплый ветерок. Сегодня мы поговорим о тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением золотой осени, рассмотрим картину «Уборка урожая» и составим рассказ по ней.

    2.        Вводная беседа. 

    Посмотрите в окно и расскажите о том, что произошло в природе за последние дни. ( На деревьях все больше красных, желтых, алых, пунцовых листьев. Когда дуст ветер, они кружатся в воздухе.  Трава желтеет и засыхает, стало меньше цветов. Не видно бабочек и стрекоз, исчезли божьи коровки. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Уже улетели ласточки и стрижи.)

    Молодцы! Вы очень наблюдательны и хорошо рассказали об осенних изменениях в природе. В выходные дни многие из вас ездили на дачу. Расскажите, что вы там делали. (Мы с папой выкопали картошку. А я помогал дедушке собирать яблоки. Мыс мамой срезали гладиолусы и георгины и сделали из них красивые букеты).

     Вы занимались уборкой урожая, собирали плоды и цветы, так же как и я. Посмотрите, что выросло у меня на даче. Попробуйте описать, какие овощи я привезла.

    Логопед достает корзину с овощами и разрешает детям рассмотреть овощи, подержать их в руках, понюхать. Сочную оранжевую морковку. Длинные зеленые огурцы. Круглую желтую репу. Хрустящую сочную капусту.

    Верно, вы отлично справились с заданием. И теперь мы можем рассмотреть картину «Уборка урожая».

    3. Рассматривание картины и беседа по ней.

                          Машины в поле, трактора.

    Людей — не сосчитать. Знать, урожай пришла пора Им с поля убирать.

    В. Нищева

    Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают люди. изображенные на ней. ( Люди убирают урожай.)

     Какие овощи они убирают? ( Они убирают картошку. Машины, изображенные на переднем плане, везут капусту.)

     Какую технику художник изобразил в центре картины? ( По полю едет трактор с картофелекопалкой. Она выкапывает картошку. Картошка сыплется в кузов грузовика.)

    Что изображено на заднем плане картины? (Мы видим трактор с кузовом, полным картошки. Рядом с ним идут люди с инструментами. Наверное, они уже закончили работу.)

    Что делают рабочие на краю поля? (Трое рабочих ставят ящики с картошкой, а двое рабочих с пустыми ящиками идут к картофелекопалке).

     Славно потрудились полеводы, вырастили отличный урожай. Сколько труда

    они вложили в него! Весной они пахали и боронили поля, проводили посевные работы.

    Летом боролись с сорняками и вредителями растений, занимались поливкой.

    И вот теперь убирают с поля крупный отборный картофель, хрустящую

     белокочанную капусту. Но давайте продолжим рассматривание картины и расскажем

    об осенней природе. Как ее изобразил художник? Расскажите о погоде, небе, лесе.

    Какие они? (Стоит солнечный осенний день. Небо чистое. Стая птиц улетает на юг.

    Вдалеке разноцветный осенний лес. Он кажется золотым.).

    Вы были очень внимательны при рассматривании картины, а теперь давайте

    4. Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами». [Расширение и уточнение словаря по теме «Овощи». Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.]

    Логопед приглашает детей на ковер, где они выполняют знакомое упражнение.

    С большою корзиной иду в огород.

    На грядках растет разноцветный народ.

    Тут красный, пузатый сеньор-помидор,

    А там кабачок, оседлавший забор.

    Румяный редис принакрылся листком,

    Зеленый лучок дружно всходит рядком.

    Как солнышко, желтая репка горит

    И с черною редькой, смеясь, говорит

    Лиловый атласный висит баклажан.

    Он здесь словно гость из диковинных стран

     Вот рыжей лисицей крадется морковка

    А тут чеснока две седые головки

     И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

    Все дружно в корзине горою лежат. :

    5.        Коллективное составление плана и алгоритма рассказа. 

    Логопед раскладывает на столе картинки-символы, необходимые для составления алгоритма рассказа, и предлагает детям подойти к столу.

    Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки-символы, которые мы будем закреплять на доске  по порядку. Как вы думаете, с чего лучше начать рассказ? (Мы расскажем о природе, о погоде, о небе, о лесе).

    Выберите необходимые символы и закрепите их на доске.

    Верно. О чем вы расскажете дальше (Потом мы расскажем о том, что делают люди, нарисованные на картине.)

    Хорошо. Что вы опишете потом?( Мы расскажем о технике, которую видим на картине). Чем вы закончите рассказ? (Мы расскажем о настроении, которое вызывает картина.)

    Не забудьте рассказать и о том, в каких тонах написана картина: в теплых или холодных.

    6.        Пауза для подготовки детей к рассказыванию

      7.Рассказ по картине «Уборка урожая» 

    Логопед может предложить сначала составить рассказ по частям четверым детям, а потом вызвать одного ребенка, который повторит рассказ целиком. Повторение рассказа целиком можно оставить на вечерний отрезок времени и включить в работу воспитателя по заданию логопеда. Но тогда необходимо предупредить воспитателя о том, что он должен будет вспомнить с детьми план рассказа.

    1. й        ребенок. На картине изображен ясный осенний день. Стоит теплая солнечная погода. Стая птиц улетает на юг. Лес уже стал разноцветным.
    2. й        р е б е н о к. На переднем плане нарисованы люди, которые убирают урожай. Трое рабочих ставят ящики с картошкой, двое рабочих несут пустые ящики к картофелекопалке. На заднем плане мы видим людей, которые уже закончили работу и уходят с поля с инструментами на плечах.
    3. й        ребенок. В центре поля мы видим трактор с картофелекопалкой. Она выкапывает картошку. Картошка сыплется в кузов грузовика. На заднем плане трактор везет прицеп, полный картошки. По дороге едут грузовики с капустой.
    4. й        ребенок. Картина написана в теплых тонах и вызывает хорошее настроение.

    Молодцы! Мне очень понравился рассказ, который вы составили. Кто из вас может повторить его целиком?

    Один ребенок повторяет весь рассказ.

    8.Игра с мячом «Маленькие повара»

     Давайте представим, что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить вкусные овощные блюда. Я бросаю вам мяч и начинаю предложение картину и подготовиться к рассказыванию.

    Из картофеля можно приготовить ...картофельное пюре.

    Из капусты можно приготовить... ...капустные котлеты.

    Из моркови можно приготовить......морковную запеканку.

     Из свеклы можно приготовить......свекольный салат.

    Отлично! Вот какой обед приготовили!

    9.Подведение итога занятия.

    Оценка работы детей.

    Вы запомнили, как называется картина, которую мы сегодня рассматривав? ( Картина называется «Уборка урожая».)

    Мне очень понравилось, как вы работали на занятии.

    ОКТЯБРЬ   2неделя

    Тема «Труд взрослых на полях и в огородах»»

                                             

                                                         Занятие 2

    Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Овощи». Совершенствование навыка пересказа с опорой на мнемотехническую таблицу. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.

    Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [р]—[р'] в словах), речевого слуха, общих речевых навыков, связной речи, артикуляционной и ТОНКОЙ моторики.        

    Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, ответственности

    Оборудование: Мольберт, магнитная доска, предметные картинки с изображениями овощей, плоскостные изображения двух корзинок и овощей, пазлы со слогами с одной стороны и картинками с другой стороны, мнемотехническая таблица.

    Ход занятия

    1.Организационный момент.

    Внимательно посмотрите на картинки, вспомните названия овощей, подумайте, каким звуком каждое из них заканчивается. Определите в связи с этим, какой овощ лишний и почему.

    Лишний патиссон, потому что его название заканчивается звуком [н], а названия лук, кабачок и чеснок заканчиваются звуком [к].

    Отлично, Это было непростое задание. Сегодня мы с вами продолжим разговор об овощах, вспомним и обобщим все, что вы о них знаете.

    2.Игра «Разложив коржики». 

    А теперь давайте разложим овощи в разные корзины. Если в названии овоща есть звук [р], вы должны положить его в коричневую корзину. Если в названии овоща есть звук [р'], вы положите его в оранжевую корзину. Подходите к доске по очереди, выбирайте по два овоща и рассказывайте, что делаете.

    1-й ребенок. Я положу морковь в коричневую корзинку, а перец — в оранжевую. (И т. п.)

    Логопед оценивает деятельность каждого ребенка и убирает пособия с магнитной доски.

    3.Общая артикуляционная гимнастика 

    Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанных на индивидуальных занятиях.

    4.Рассказывание стихотворения «Дедушка Рох»

    А сейчас вы попробуете рассказать стихотворение «Дедушка Рох» шепотом, четко произнося все звуки. Послушайте, как это сделаю я.

    Дедушка Рох

    Посеял горох.

    Землю пахал —

    Тяжко вздыхал.

     Когда убирал

    Пот утирал.

    Когда молотил.

    По пальцу хватил.

     Зато, когда ел,

     Язык проглотил —

    До того было вкусно.

    (Польская песенка)

    5.Упражнение «Капуста». 

    Тук! Тук! Тук! Тук!

     Раздается в доме стук.

     Мы капусту нарубили,

    Перетерли, Посолили

    И набили плотно в кадку.

     Все теперь у нас в порядке!

    6.Чтение логопедом рассказа И.Соколова-Микитова. 

    Логопед предлагает детям остаться на ковре, удобно сесть или лечь на животы и послушать рассказ

    Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака. Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны.

    7.Беседа по тексту. 

     Вспомните, с описания какой приметы осени начинается рассказ.

    (Уже убрали луга и поля. И над ними ходят низкие осенние облака).

     Какой овощ уже выкопали в поле? ( В поле выкопали картошку).

    Что собрали на огородах?  (На огородах собрали красную морковку- и желтую сладкую репу).

     Какой овощ убирают позже всех? Вспомните, как автор описывает ее кочаны.

    (Позже всех срезают капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны.)

    Молодцы. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.

    8.Повторное чтение рассказа логопедом с нацеливание на последующий пересказ. 

    Логопед еще раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе. Мнемотехническая таблица остается на доске

    9.Пауза для подготовки детей к пересказу.

    Логопед предлагает детям подумать, вспомнить текст, еще раз рассмотреть картинки и подготовиться к пересказу текста.

    10.Пересказ текста детьми с использованием алгоритма

     Дети по очереди пересказывают текст. Логопед предлагает и.м определить, кто справился с задачей лучше всех.

    11. Окончание занятия. Оценка работы детей.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в области Коммуникация (развитие связной речи с помощью тактильных дощечек) в подготовительной группе по теме: «Жители леса готовы к зиме».

    Цель: Систематизировать  знания детей о поведении  диких животных поздней осенью. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, закрепить представления о том, чем они питаются, как го...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

    В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животныеТема НОД: Дикие животные наших лесов....

    Конспект занятия по формированию и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Фрукты»

    Конспект занятия по формированию и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Фрукты»Тема: «Фрукты. Пересказ описательного рассказа с моделированием плана высказывания&ra...