Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Фрукты»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Конспект занятия по формированию и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Фрукты»

    Тема: «Фрукты. Пересказ описательного рассказа с моделированием плана высказывания».

    Программное содержание:

    Учить пересказывать короткий описательный рассказ с помощью сигнальных карточек.

    Учить детей точно и полно отвечать на вопросы.

    Закреплять у детей умение подбирать прилагательные, опираясь на картинки символы.

    Развивать умение образовывать относительные прилагательные.

    Уточнять и активировать словарь по теме«Фрукты».

    Развивать память, внимание, мышление.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по формированию и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Фрукты»

    Тема: «Фрукты. Пересказ описательного рассказа с моделированием плана высказывания».

    Программное содержание:

    Учить пересказывать короткий описательный рассказ с помощью сигнальных карточек.

    Учить детей точно и полно отвечать на вопросы.

    Закреплять у детей умение подбирать прилагательные, опираясь на картинки символы.

    Развивать умение образовывать относительные прилагательные.

    Уточнять и активировать словарь по теме«Фрукты».

    Развивать память, внимание, мышление.

    Развивать моторику.

    Материал: Муляжи овощей и фруктов (свекла, картофель, лук, яблоко, груша, слива, абрикос, персик, виноград).

    Две кастрюли для игры«Борщ-компот».

    Сенсорно - графическая схема «Фрукты»

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежит много разных предметов.Мы поиграем с ними в игру«Борщ – компот» (тонкая дифференциация по теме овощи и фрукты).

    Дети отбирают овощи для приготовления борща и называют их, отбирают фрукты для приготовления компота и называют их.

    2. Постановка цели

    Воспитатель: Сегодня мы будем учиться описывать эти предметы и составлять рассказы.

    а). Д. упр. «Поваренок».

    Воспитатель: Что готовят из фруктов?- Ответы детей: компот, сок, кисель, варенье, джем, повидло.

    Воспитатель: Что нужно сделать с фруктами, чтобы приготовить компот?- Ответы детейфрукты снимают с дерева, привозят домой, моют, чистят, режут, крошат, кладут, варят.

    б). Д. упр. «Какой компот, какое варенье?» - образование относительных прилагательных и согласование по родам.

    Воспитатель: Компот из яблок –Ответы детей: яблочный.

    Воспитатель: Компот из груш –Ответы детей: грушевый.

    Воспитатель: Компот из слив –Ответы детей: сливовый.

    Воспитатель: Компот из персиков –Ответы детей: персиковый.

    Воспитатель: Компот из абрикосов –Ответы детей: абрикосовое.

    Воспитатель: Варенье из яблок –Ответы детей: яблочное.

    Воспитатель: Варенье из груш –Ответы детей: грушевое.

    Воспитатель: Варенье из слив –Ответы детей: сливовое.

    Воспитатель: Варенье из персиков –Ответы детей: персиковое.

    Воспитатель: Варенье из абрикосов –Ответы детей: абрикосовое.

    3. Рассматривание груши.

    Д. упр. «Скажи какая» - определение к предмету подбирается по сенсорно-графической схеме.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки, они помогут припомнить о чем надо рассказывать.

    - Карточка со знаком вопроса.

    Воспитатель: Что это?- Ответы детей: груша.

    Воспитатель: Где растет?- Ответы детей: в саду, на дереве.

    - Карточка с изображение глаза.

    Воспитатель: Какого цвета груша?- Ответы детей: зеленого.

    Воспитатель: Какой формы?- Ответы детей: овальная.

    Воспитатель: Какого размера?- Ответы детей: крупная.

    - Карточка с изображением рта.

    Воспитатель: Какая на вкус?- Ответы детей: сочная, сладкая, мягкая.

    - Карточка с изображением руки.

    Воспитатель: Какая на ощупь?- Ответы детей: твердая, гладкая.

    - Карточка с изображением носа.

    Воспитатель: Какая на запах?- Ответы детей: душистая.

    - Карточка с изображением посуды.

    Воспитатель: Как готовят грушу?- Ответы детей: Из нее варят компот, варенье, повидло, кисель, джем.

    4. Образец рассказа воспитателя.

    Груша - это фрукт. Груша растет в саду на дереве. Она зеленая, овальная, крупная. Сочная, сладкая, твердая, гладкая, душистая. Грушу едят сырой. Из нее готовят компот, кисель, варенье, повидло.

    5. Пересказ рассказа детьми.

    а) По цепочке.

    Ответы детей:

    1-ый ребенок рассказывает – Что это. Где растет. Какого цвета, формы, размера.

    2-ой ребенок рассказывает – Какая на ощупь. Какая на вкус. Какая на запах.

    3-ий ребенок рассказывает – Как готовят.

    б) Целостный пересказ

    4-ый ребенок рассказывает – Целиком.

    6. Физкультминутка.

    Будем мы варить компот Дети маршируют,

    Фруктов нужно много.Вот: образуют круг,

    Будем яблоки крошить, «крошат»,

    Грушу будем мы рубить, «рубят»,

    Отожмем лимонный сок, «отжимают»,

    Слив положим и песок. «кладут»,

    Варим, варим мы компот. приседают,

    Угостим честной народ. хлопают в ладоши.

    7. Рассматривание яблока.

    Д. упр. «Скажи какое»(Упражнение проводится аналогично рассматриванию груши).

    Словарь: яблоко, фрукт, красное, румяное, крупное, круглое, вкусное, спелое, кисло-сладкое, хрустящие, гладкое, ароматное, едят, сырым, сок, сироп, компот, варенье, кисель, повидло, джем.

    8. Образец рассказа воспитателя.

    Яблоко – это фрукт. Оно растет в саду на дереве. Яблоко красное, румяное, круглое, крупное. Яблоко вкусное, спелое, кисло-сладкое, хрустящее, твердое, гладкое, ароматное. Его едят сырым. Из яблок делают сок, сироп, компот, кисель, варенье, повидло, джем.

    9. Пересказ рассказа детьми

    (По цепочке, целостный пересказ. Проводится аналогично пересказу рассказа о груше).

    10. Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

    На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

    Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

    Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

    Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

    Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

    Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

    Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

    Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

    Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...

    Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».

    Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...