Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"
консультация (средняя группа)

Позднякова Ольга Ивановна

родительское собрание в средней группе "Учите детей говорить правильно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_pchelki.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

      Родительское собрание в группе детей 5-6 лет

на тему:

             «Учите детей говорить правильно»

                                 

                                        Подготовила: учитель-логопед Позднякова О.И.

                                 Дата проведения: 15 марта 2017г.

                       

 Г.Клин, 2017г.

Содержание.

1.Приветствие. Знакомство с темой.

2.Анкетирование.

3. Основные направления работы над речью.

1.Приветствие. Знакомство с темой.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада, что Вы пришли на родительское собрание, сразу видно, что вы заинтересованы развитием своих детей.

- Меня зовут Позднякова Ольга Ивановна, я – учитель-логопед.

 Основой сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежите среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! как же ты красива!

                                                       Е. Щукина.

Переоценить значение речи невозможно. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка. Известно, что развитие мышления не посредственно связано с освоением ребёнком речи, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Чем больше словарный запас ребенка, тем богаче его речь и тем совершеннее его мышление. Достаточный уровень развития речи является необходимой основой для формирования навыков чтения и грамотного письма. Все речевые недостатки необходимо исправить в дошкольном возрасте, пока нервно-мышечная система ребенка достаточно пластична и хорошо поддается коррекции.

2. Анкетирование.

Прежде чем мы начнём разбирать основные направления развития речи, я попрошу Вас ответить на вопросы в анкете.

3. Основные направления работы над речью.

1. Звукопроизношение.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке.

Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному.

На 1-2 году ребенок произносит гласные А, О, Э и губные согласные П, Б, М (язык не участвует). Вспомните первые слова ребенка: мама, папа, баба.

От 2 до 3 лет – гласные И, Ы, У, простые согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

От 3 до 5 лет усваиваются сложные по артикуляции свистящие С, З, Ц, а потом шипящие Ш, Ж, Ч, Щ.

И наконец в возрасте 5-6 лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных наших согласных звуков, к которым относятся Р и твердое Л. Правильное артикулирование этих звуков предполагает очень тонкую и точную работу мышц языка.

Итак, в 6 лет все звуки должны произноситься ребенком правильно. Но, к сожалению, это редкость.

Не так страшно, если звуки отсутствуют (опускаются в речи) или заменяются другими, но обязательно правильно произносимыми звуками. Хуже, когда появляются искаженные звуки, которых нет в нормальном онтогенезе. Такие звуки не характерны для русского языка и поэтому сразу обращают на себя внимание. Примером этого может служить картавое Р, межзубное С (при произнесении звука кончик языка просовывается между зубами), «воздушное» Ш (звук произносится с раздуванием щек).

Каковы же причины нарушений звукопроизношения?

Это может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например, короткая уздечка языка или маленький язык, или высокое нёбо. Ребенок не может поднять кончик языка к верхним альвеолам, и вынужден произносить Р маленьким язычком или мягким нёбом (т.е. горлом).

Другая причина – слабость отдельных мышц языка. Ребенок как бы не вполне владеет своим языком и не может выполнять артикуляторные движения точно и в полном объёме. Например, при слабости мышц кончика языка он просовывается между зубами, свистящие и шипящие произносятся межзубно.

Что же поможет нам сформировать правильное звукопроизношение? (ответы родителей)

  • Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных  упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности  и согласованности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка» (статические),

«Качели», «Часики», «Лошадка» (динамические). Использовать можно элементы биоэнергопластики – это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки (примеры).

  • Речевое дыхание.

Оно отличается от физиологического тем, что выдох по длительности более продолжительный, чем вдох. Упражнения:

1.«Носик и ротик просим подышать»

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

2. “ Загони мяч в ворота”.
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

2.  Словарный запас.

Есть пассивный словарь – это объем слов, которые ребенок понимает («Покажи, где ложка») и активный словарь - это обьём слов, который ребенок употребляет в своей речи («Назови, что это»).

Дидактическая игра «Назови весеннее слово»

Цель игры: расширение словаря по теме.

Описание игры. Взрослый просит назвать как можно больше весенних слов. Игру можно провести как соревнование.

— Сосулька, ручеек, капель, первоцветы, март, апрель, май...

Речевая игра «Повтори за мной»

Цель игры: проговаривание слов.

Описание игры. Тает — оседает — темнеет — сходит
Пригревает — припекает — греет
Журчит — бурлит — бежит — звенит
Зеленеет — пробивается — растет
Набухают — лопаются — раскрываются
Прилетают — вьют — кричат и т.д.

Дидактическая игра «Какой? Какое?»

Цель игры: расширение словаря прилагательных. 

Описание игры. Взрослый просит подобрать как можно больше прилагательных к слову.

Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое...
Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный...
Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое...

3. Грамматический строй речи.

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский (основоположник педагогики и затем писатель) - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников.

Упражнение «Назови ласково»

Стул – стульчик, стол – столик, кресло - креслице

Упражнение «Один - много»

Конфета – конфеты – много конфет

Упражнение «Измени по образцу»

Гулять по улице (я гуляю по улице, он гуляет по улице, они….)

Упражнение «Где мишка» (под столом, на стуле, за шкафом)

4. Слоговая структура слова.

Часто дети переставляют слоги, звуки в словах. Родителям необходимо разбирать эти слова по слогам, начиная с самых простых (ва-та), а еще лучше начинать со слогов па-па, па-па-па, ка-та-ка.

5. Связная речь.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:

  • Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
  • Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

г) работа с картинкой («Кто нарисован?», «Что делает?»)

Неоценимую помощь в развитии речи играет пальчиковая гимнастика. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров в коре головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Упражнение «Курочка Ряба».

- Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) 
и баба 
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). 
И была у них курочка Ряба 
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спесла курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики). 
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала 
(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»), 
Хвостиком махнула 
(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось 
(уроните расслабленные руки на колени). 
Дед плачет 
(закройте лицо руками). 
Баба плачет (закройте лицо руками). 
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики) 
другое, не золотое, а простое.

                                          Советы учителя-логопеда

  • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетичеки правильно оформленной.
  • Исключить слова – паразиты («типо», «блин», «ё-моё»)
  • Не сюсюкаться с ребенком.
  • Не называть предметы с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  • Обращайте внимание на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка.
  • Не ругайте за неправильную речь, ненавязчиво исправляйте.
  • Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подавать ребенку пример.

Ситуация 1. Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого скажите: «Фу-ф, я так разозлилась и испугалась, когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».

Ситуация 2. Вы забыли ключи от дома. Вам хочется от досады ударить входную дверь, обвинить в случившемся кого-либо. Вместо этого скажите: «Как жаль, что я забыла ключи, и мы не можем попасть домой. Давай поиграем в слова и подождем, пока придет папа и откроет дверь».

Ситуация 3. Ребенок рассыпал банку с крупой. У вас резко портится настроение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убрала и не выношу грязный пол. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

Может показаться, что речь маленького  ребёнка развивается как бы сама собой. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учиться понимать говорить, что говорят окружающие. ...

Консультация для воспитателей "Учите детей говорить правильно"

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильная постановка ударений, точность словоупотребления, знание грамматических правил), но и ...

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; демонстрация использования наглядного ...

Консультация для родителей «Учите детей говорить правильно!»

К сожалению, многие начинают прислушиваться к тому, как говорит их ребенок, только на пороге школы, и понятно, что папы и мамы разочаровываются, когда у их сына или дочери, которые уже умеют читать, с...