Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"
консультация (младшая группа)

Леонтьева Галина Степановна

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; демонстрация использования наглядного материала по развитию речи в детском саду в регламентированной и игровой деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила:

Леонтьева Г.С.

2020г.

Консультация

Родительское собрание

Тема: «Учите детей говорить правильно»

Форма проведения: семинар-практикум с использованием видеопрезентации.

Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи в детском саду в регламентированной и игровой деятельности с детьми (использование технических средств); продолжить работу по взаимодействию с родителями.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: зал для музыкальных занятий.

План проведения:

  1. Вступительный этап.
  2. Основная часть:

- игра «Вопрос-ответ»;

- ознакомление с результатами экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»;

- педагогический всеобуч «Развитие речи ребенка 3-4 лет»;

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов собрания:

- рефлексия.

Ход мероприятия

  1. Предварительный этап
  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?».
  1.  Организационный этап
  1. Подготовка материалов и оборудования:

- мультимедийная установка, компьютер, слайды;

- баночки с наполнителем (цветная соль), раздаточный материал на каждого участника, массажные шарики су-джок, демонстрационный материал.

  1. Оформление цитаты: «Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в точь как его отец!».
  2. В зале полукругом расставляются стулья.
  1. Вступительный этап

(Родители рассаживаются полукругом, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена цитата о речи (слайд 1).

Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: -О! Как же ты красива!

Е. Щукина

(Далее на экране появляется тема семинара-практикума (слайд 2).)

Тема нашей встречи: «Учите детей говорить правильно».

А сейчас давайте познакомимся поближе. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на некоторые вопросы (слайд 3).

- Продолжите фразу: «Я мама (папа) …(имя ребенка)».

- Ему…(возраст).

- Продолжите фразу: «мой ребенок начал говорить…».

Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами.

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 месяцев. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.

  1. Основная часть

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребенок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. свойственно данному возрасту.

-предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу о прочитанном произведении.

В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Ознакомление с результатами экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»

Варианты ответов:

- общаться друг с другом;

- писать письма;

- благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);

- оригинально выражать свои мысли;

- быть успешным на работе;

-рассказывать прекрасные стихи;

- петь задушевные песни.

Остановимся на возрастной норме детей от 3 до 4 лет.

Развитие словаря (слайд 4)

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.

Активный словарь – слова, которые ребенок произносит в активной речи.

Пассивный словарь – слова, которые ребенок не произносит, но соотносит с предметами.

В активном словаре детей 3-4 лет (слайд 5):

- существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядин, мамин).

- обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детеныши животных фрукты, овощи, игрушки, посуда).

Грамматический строй (слайд 6)

- Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания).

- Усвоение правил построения предложений.

- Использование разных частей речи.

Дети 3-4 лет (слайд 7):

- отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов;

- составляют фразы из двух-трёх предложений;

Используют в речи предлоги «в», «на», «под», «над».

(Игры «Где сидит собачка?», «Где спряталась игрушка?» (с использованием игрушек).)

Звуковая культура речи (слайд 8)

«Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка». Когда ты наконец это запомнишь!» - сердится мама на трёхлетнего карапуза. Так бывает часто: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь, ничего страшного! В 3 года звукоподражание у ребенка ещё не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5,5-6 годам. Если в этом возрасте в его речи останутся серьёзные дефекты, тогда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.

  1.  Практическая часть

Су-джок-терапия

В последнее время интерес к нетрадиционным методам логопедической работы с детьми значительно возрос.

Су-джок-терапия обладает высокой эффективностью, безопасна и проста, она является лучшей системой самооздоровления, существующей в настоящее время. «Су» по-корейски – кисть, «джок» - стопа.

Использование су-джок-массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Автоматизация звуков:

  1. Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука {ж}):

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

  1. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики (автоматизация звука {ш}).

На правой руке:

Этот малыш – Илюша (надевают кольцо на большой палец),

Этот малыш – Ванюша (на указательный),

Этот малыш – Алёша (на средний),

Этот малыш – Антоша (на безымянный),

А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья (на мизинец).

На левой руке:

Эта малышка – Танюша,

Эта малышка – Ксюша,

Эта малышка – Маша,

Эта малышка – Даша,

А маленькую зовут Наташа.

«Насыпушки».

Волшебные превращения соли и её использование для создания различных подарочных композиций, украшения своего быта для многих детей и взрослых стало открытием. В старину говорили про соль: насыпушка-просыпушка, насыпушка-солянушка. По аналогии с этими словосочетаниями насыпные композиции из соли называют «насыпушками».

«Насыпушка» создается путем насыпания разноцветных слоев соли в какой-либо прозрачный (стеклянный) сосуд (бутылку, баночку от детского питания и др.).

Технология изготовления композиции «Насыпушка из соли» достаточно простая, специальных знаний не требует, так как дети с раннего возраста пересыпают песок, играя с ним.

Детям предлагается алгоритм выполнения работы – технологическая карта, служащая зрительной опорой в процессе деятельности, стимулирует их творческий поиск, позволяет избежать ошибок и отрицательных эмоций от результата деятельности.

Работа осуществляется в два этапа: первый – подготовка разноцветной соли; второй – изготовление композиции «Насыпушка из соли».

Материалы и инструменты, необходимые для деятельности детей на первом этапе: соль «Экстра», гуашевые краски, ложки для размешивания, пиалы или блюдца, воронки.

  1.  Подведение итогов

Рефлексия

Перед вами ёлочка (яблонька). Её нужно украсить красивыми шарами (яблочками). Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку (яблоньку) красным шариком (яблочком). Если вам не понравилась наша встреч, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку (яблоньку) зелёным шариком (яблочком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

Может показаться, что речь маленького  ребёнка развивается как бы сама собой. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учиться понимать говорить, что говорят окружающие. ...

Консультация для воспитателей "Учите детей говорить правильно"

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильная постановка ударений, точность словоупотребления, знание грамматических правил), но и ...

Консультация для родителей "Учите детей говорить правильно"

родительское собрание в средней группе "Учите детей говорить правильно"...

Консультация для родителей «Учите детей говорить правильно!»

К сожалению, многие начинают прислушиваться к тому, как говорит их ребенок, только на пороге школы, и понятно, что папы и мамы разочаровываются, когда у их сына или дочери, которые уже умеют читать, с...