Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Артемьева Людмила Викторовна

Речь- деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №16»

Педсовет №2

Выступление на тему:

«Развитие  речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила:

Артемьева Л. В.

Саранск, 2018

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Детская речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка, полноценный слух, правильное строение периферического аппарата, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы и здоровые взаимоотношения с окружающими. 

Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, может происходить вследствие функциональных причин.
Функциональные причины:
1 Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом 

2 Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка 

3 Отсутствие речевого общения с ребенком. 

Органические причины: 

1 Снижение слуха 

2 Задержка психического развития. 

3 Травмы головы. 

4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс. 

При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более стойкий характер. 

Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много заниматься особенно родителям. 

А что же такое речь?

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь). Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются:

- Формирование активного словаря детей;

- Расширение понимания речи взрослых.

Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребёнка. Нужно побуждать ребёнка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание? Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

- много говорить самому;

- следить за темпом речи (речь педагога должна быть не торопливой, размеренной);

- выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

- не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;

- не ругать ребёнка в присутствии других детей.

 Овладение активной речью происходит под непосредственным воздействием взрослых. Но вслушавшись в детскую речь, невольно спрашиваешь себя, откуда он берёт такие слова: «намакаронился», «колоток», «кусарик». Как бы не нравились нам эти слова, мы обязаны тут же заметить ребёнка: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток», «сухарик». Наша задача - как можно скорее приблизить речь ребёнка к речи взрослых.

 Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей решаются ежеминутно, ежесекундна, она постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты.

Выделяют три уровня речевого развития: высокий, средний, низкий.

- Высокий: дети, которые самостоятельно стремятся отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чём-то рассказать ему.

- Средний: дети, которые редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (когда, почему, но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки.

- Низкий: дети, которые на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.

Особое внимание надо уделять словарной работе, как неотъемлемой части занятия по развитию активной речи и худ. литературе. Использовать разные приёмы обогащения и активизации словаря:

- показ с называнием;

- многократное повторение нового слова или фразы;

- объяснение происхождения слова;

- использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами;

- поручения, предполагающие ответ действия.

В активизации словаря детей использовать следующие приёмы:

- вопросы;

- дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи;

- договаривание детьми;

- сочетание показа и объяснений с игрой детей;

- поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания. Это приём можно чаще использовать в разных инсценировках.

Разрабатывая занятия, прилагать все усилия к тому, чтобы каждый ребёнок участвовал в нём не только голосом, но и движениями. Каждое занятие надо делать игровым. Почему? Потому что игровые действия детей стимулируют их память и речевую активность. Однако занятия имеют определённые цели и задачи и тем самым конечно они отличаются от игры.

Лучше всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение. И поэтому не только на занятиях, но и повседневной жизни в разговоре с детьми надо учитывать уровень развития каждого ребёнка, уровень их речи.

Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходит в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе труда, во время праздников и развлечений, во время неречевых занятий.

Во время проведения режимных моментов желательно прибегать к приёму использования художественного слова. Это и потешки, и прибаутки, и поговорки, и др.

Особое внимание в работе с детьми по развитию активной речи уделять созданию развивающей речевой среды. В группе оборудовать книжный уголок. Для родителей подготовить консультации по этой теме. Познакомившись с ней родители наглядно будут, видят чем занимаются с детьми, чему они учатся, как они развиваются.

Такое построение работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию активной речи позволяет дать детям не только глубокие и всесторонние знания, но и способствует:

• Обогащению словарного запаса детей;

• Формированию грамматического строя речи;

• Развитию связанной речи.


Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа)«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и восп...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель саду. в детском...