Главные вкладки

    Методики обучения описательной речи детей с ОНР с использованием наглядного моделирования
    статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Уварова Марина Леонидовна

    В статье  описан метод наглядного моделирования и приводится анализ методик обучения описательной речи с использованием наглядного моделирования таких авторов, как В.К Воробьёва, И.П. Глухов, Т.А. Ткачуенко и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodiki_obucheniya_opis_rechi.docx20.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методики обучения описательной речи детей с ОНР с использованием наглядного моделирования.

        Учителя-логопеды, проводящие коррекционную работу с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи), знают, как непросто научить дошкольников описательной речи.

    Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, В.И.Селиверстова, Г.М. Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.)

    В работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А.М. Леушина. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым. Выготский Л.С. отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

    Проблемой формирования речи занимались многие ученые:                       В.К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, он используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана.

     В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т.А. Ткаченко разработала систему формирования речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л.Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова разработали систему по совершенствованию речи детей с общим недоразвитием речи с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий.

    Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, особенно

    эффективны средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки) 

    На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблица.

    Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник»- шарик, салют; знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой).

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы:

     цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка - красная,

    и “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса - состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь - большой коричневый круг и т.д.

    Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

    Замещение - это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей

    удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

    Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

    • Пересказу;
    • Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
    • Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
    • Составлению рассказов из личного опыта;
    • Рассказыванию (с элементами творчества).

    При этом метод наглядного моделирования способствует:

    • Усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
    • Овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
    • Формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
    • Обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
    • Моделирование как наглядно-практический метод получает всё большее распространение в обучении детей дошкольного возраста.
    • Под моделированием понимается процесс создания моделей (вместе с детьми) и их использования в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

    Специфика применения наглядного моделирования в ходе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР заключается в следующем.

    Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом наглядные модели могут включать:

    • стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (“стрелка” вместо глагола, “волнистая линия” вместо прилагательного в моделях предложений и др.);
    • схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования;
    • стилизованные обозначения “ключевых слов” основных частей описательного рассказа и т.п.

    Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.

        Качество описательного текста определяется следующими критериями: полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания;

    соблюдением структуры и последовательности описания;

    связностью (правильностью согласованности слов в предложениях, использование различных способов межфразовой связи);

    образностью (использование средств  лексической выразительности).

         Обучение дошкольников с ОНР составлению описательных рассказов – очень важный аспект их развития.  Умение ребёнка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.

         Опыт логопедической работы показывает, что даже специально организованный  процесс формирования у детей с ОНР умения описывать предмет происходит очень медленно. Это объясняется тем, что ребенку трудно удерживать  внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нём, выдерживать последовательность высказываний.

    Список использованной литературы.

    1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах (главный редактор Запорожец А.В.). М., 1983. Т.3.
    2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Москва «Аркти» 2004.
    3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия .Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998
    4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у детей. Москва «Просвещение» 1985.

    1. Пятница Т.В., Солоухина Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Р-н-Д.,                                         2011.
    2. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей. Ст. в ж. «Дошкольное воспитание». 2004, №6.
    3. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. (5 лет) - М.: Издательство «Книголюб»,2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

    Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

    Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

    Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

    «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

    Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

    Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

    Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

    "ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР с использованием наглядного моделирования на основе русской народной сказки "Варежка"

    В презентации предствален практический  материал по развитию связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники. Мнемотаблицы-схемы, использованые в дида...

    Описание опыта работы. Тема: «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».

    Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих спос...