Главные вкладки

    Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)
    методическая разработка (логопедия) по теме

    Булычева Елена Сергеевна

    Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям освоить навыки владения диалогом, ввести усвоенный материал в разворачивание сюжетно-ролевой игры, воспитывает культурно-этические нормы поведения и  общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_dialogicheskoy_rechi_posredstvom_igry.doc765 КБ

    Предварительный просмотр:

     Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

    Разработала учитель-логопед высшей квалификационной категории

    Булычева Елена Сергеевна

    НДОУ «Детский сад №30 ОАО «РЖД» г. Калининград. Идея Минской Е. Р. г. Воркута

    «Языковые особенности диалога: краткость, реплицированность, быстрота действия, постоянная смена ролей, возможность недосказывания» Якубинский Л.П.

       Высокий уровень речевого общения является основным условием успешности и адаптации человека в любой среде. Развитие коммуникативных умений, овладение родным языком и  освоение  выразительных средств общения наиболее интенсивно протекает в дошкольном возрасте. Однако само общение не даётся человеку от рождения. В.А. Сохин в своих исследованиях  доказывает, что процесс коммуникации осваивается так же, как и любой другой вид деятельности.

     Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются две основные сферы общения дошкольника — с взрослыми и со сверстниками.  Опыт речевого общения с взрос лым ребенок переносит в свои взаи моотношения со сверстниками.  У дошкольника ярко выражена потребность в подаче своей личности, потребность во внимании сверстника. Уже в детском возрасте начинает возникать желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в приобретении навыков  общения. Это особо касается детей с общим недоразвитием речи. Из-за отставания в усвоении родного языка: его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава, из-за несформированности психических процессов – у детей возникают проблемы овладения диалогической и монологической формой речи.

    Диалог детей обычно бывает кратким, малосодержательным. Ребёнку не хватает терпения выслушать собеседника, контролировать себя во время высказывания, вовремя ухватить мысль собеседника, сформулировать в ответ собственное суждение, поддержать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью употребления  языковых  форм.  Поэтому для развития диалогового общения в условиях специальной  группы детского сада  для детей с ОНР используются различные формы и методы:

    1. регламентированная форма  в виде:
    1.  занятий,
    2. беседы,
    3.  чтения художественных произведений,
    4. словесных  поручений,
    1. нерегламентированная форма в виде: 
    1. сюжетно-ролевых
    2. словесно-дидактических
    3. подвижных
    4. игр-инсценировок и игр-драматизаций

    Можно выделить несколько групп диалогичес ких умений, которым необходимо научить детей с нарушениями речи:

    1. Собственно речевые умения:        

    1. вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
    2. поддерживать и завершать общение (учитывать усло вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника;
    3. проявлять инициативу в общении,
    4. переспрашивать;  
    5. дока зывать свою точку зрения;
    6. выражать отношение к предме ту разговора ,
    7. сравнивать, излагать свое мнение, приво дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
    8.  высказываться логично, связно;
    9. говорить выразительно в нормальном темпе, пользо ваться интонацией диалога.

    2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, изви нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

    3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

    4. Умение общаться для планирования совместных дей ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво вать в обсуждении определенной темы.

    5. Неречевые (невербальные) умения — уместное ис пользование мимики, жестов.

    Эффективным методом развития диалогового общения выступают дидактические игры с парным взаимодействием и применением опорных схем. Одной из таких игр является составление  словесных пазлов или «расчёсок» (так их называют дети по внешнему сходству, а взрослые не возражают, так как овладение этой игрой «расчёсывает» запутанность мысли и оформления диалога). Усвоенные диалоги в дальнейшем дети используют в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.  Ведь темы, используемые в играх, направлены на освоение практических  категорий. Они могут быть примерно такими: «Разговор по телефону» (дедушка – внук о даче), «Покупка кошки», «Разговор в магазине», «Покупка пальто», «Скоро Новый год», «Мы – попутчики», «Ты - проводник, я – пассажир»,  «Покупка билета» и т.д.

    Содержание игры реализуется через выполнение правил:

    1. «Я говорю – ты молчишь! Ты говоришь – я молчу!»:
    1. Говорить по очереди!
    2. Сказанное не повторять!
    3. Употреблять «вежливые слова»!

    Предварительная работа

    1. Знакомство со значками - символами.
    2. Предварительная беседа, возможна экскурсия, занятие по ознакомлению с окружающим, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.
    3. Объяснение понятия «диалог» (как смена высказываний двух или нескольких говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией).
    4. Тренировка выработки голосовых модуляций при произнесении разных типов предложений: повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных.
    5. Усвоение этических норм обращения людей друг к другу.

    Наглядный материал

    1. КАРТОЧКИ для предварительной работы:

    Приходите ещё! Пришёл. Заходи. Зашёл. Уходи. Ухожу. Ещё приходи. Возвращайся.

    Рад! Хорошо! Отлично! Великолепно! Замечательно! Ура! Ух, ты!

    Дзынь. Динь-динь.

    Алло! Да! Слушаю Вас (тебя)! Здравствуйте! Привет! Рад слышать! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!

    Здравствуй! Привет! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Приветствую тебя!

    Нет! Ни за что! Я недоволен! Вы не правы! Думаю, что нет! Я рассержен. Нехорошо! Это меня сердит. Это мне неприятно.

    Хорошо? Ладно? Договорились? Не возражаете? Так? Как ты думаешь? Для чего?

    Зачем? Для чего?  Почему? Когда? ...

    Да! Хорошо! Отлично! Великолепно! Пойдёт! Совершенно верно! Безусловно! ...

    Нет. Извините, нет, Так меня не устраивает.

    Или.  Или так, или иначе.

    До свидания! До встречи! Всего доброго! Увидимся! Пока! Не скучай!

    Принеси! Принесу. Возьми! Взял. Захвати! Захватил. Неси! Несу.

    Вариантов карточек может много.

    Картинки для рассматривания и предварительной беседы по теме «Моя железная дорога»

                     

                             

                     

                         

                   


    Сами схемы

    Лицевая сторона схемы-пазла  диалога «Ты – проводник, я – пассажир»

    Оборотная сторона схемы-пазла «Ты – проводник, Я – пассажир»


    Схема диалога  с усложнением задания: «Продолжи».  «Знакомство в дороге»

    Содержание диалога.

    Схема диалога « Ты – проводник, я - пассажир» См. прикреплённый файл «Презентация»

    Список литературы

    1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
    2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
    3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.
    4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
    5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.
    6. Винокур Т. Г. О некото рых синтаксических особенностях диалогической речи // Ис следования по грамматике русского литературного языка. – М.:  изд. АН СССР, 1955. – 154с.
    7. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
    8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
    9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
    10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
    11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
    12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
    13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
    14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.
    15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
    16. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.
    17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
    18. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
    19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
    20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
    21. Основы теории рече вой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение,  1974. – 148с.
    22. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспита ние. - 1963. - № 2. - С. 13-17.
    23. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
    24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.
    25. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. – 120с.
    26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. -   137с.
    27. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада //  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.
    28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
    29. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.
    30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
    31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
    32. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
    33. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование /Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

    Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

    Наглядный материал к обучению детей с ОНР диалогической речи посредством схем-пазлов

    Презентация наглядного материала к методическому докладу  "Обучение диалогической речипосредством игры " Словесные пазлы" (метод наглядного моделирования"...

    Презентация "Обучение диалогической речи посредством игры "Словесные пазлы"

    Презентация сопрвождает методические рекомендации по проведению работы над развитием диалогической формы речи при помощи наглядного моделирования.  Показывает этапы работы в виде фотоматериалов и...

    «Организация НОД по развитию речи и художественной литературе через метод наглядного моделирования»

    Выступление на Методическом объединении«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит ...

    Развитие связной речи у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования и мнемотехники

    Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной ...

    Методики обучения описательной речи детей с ОНР с использованием наглядного моделирования

    В статье  описан метод наглядного моделирования и приводится анализ методик обучения описательной речи с использованием наглядного моделирования таких авторов, как В.К Воробьёва, И.П. Глухов, Т.А...