Главные вкладки

    «Организация НОД по развитию речи и художественной литературе через метод наглядного моделирования»
    материал по теме

    Тормина Ольга Сергеевна

    Выступление на Методическом объединении

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

     он будет долго и напрасно мучиться,

    но свяжите двадцать таких слов с картинками,

     и он усвоит на лету».

    Ушинский К.Д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Презентация1012.45 КБ
    Microsoft Office document icon Текст выступления58.5 КБ
    Microsoft Office document icon Титульный лист23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Организация НОД по развитию речи и художественной литературе через метод наглядного моделирования »

    Слайд 2

    Специалисты по моделированию выделили 3 этапа : Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель . 2 . Составление модели педагога совместно с детьми . 3 . Самостоятельное составление моделей. Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей .

    Слайд 3

    Использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа. На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

    Слайд 4

    Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

    Слайд 5

    Сказка «РЕПКА» РЕПКА ДЕД БАБКА ВНУЧКА ЖУЧКА КОШКА МЫШКА

    Слайд 6

    Сказка «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» ЗАЯЦ ЛИСА МЕДВЕДЬ ПЕТУХ СОБАКА

    Слайд 7

    Сказка «ТЕРЕМОК» Мышка-норушка Лягушка-квакушка Зайчик-побегайчик Лисичка-сестричка Волчок-серый бочок Медведь косолапый

    Слайд 8

    Сказка «Иван Царевич» Баба-Яга Волк Добрый Молодец

    Слайд 9

    И спользование схем и таблиц для составления описательных рассказов. Опираясь на опыт ведущих педагогов и собственный опыт, при организации занятий по наглядному моделированию стали использоваться схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Слайд 10

    Тема: чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: формирование умения использовать метод моделирования на занятии по развитию связной речи Дом Петух Кот Лиса

    Слайд 11

    В работе по обучению детей связной речи хорошие результаты, может дать использование приемов мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации.

    Слайд 12

    Мнемотаблицы по сказкам Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми младшего возраста для обучения рассказывания сказок помогут мнемотаблицы по сказкам.

    Слайд 13

    Мнемотаблицы по временам года Используют при ознакомлении с характерными особенностями времен года.

    Слайд 14

    Мнемотаблицы по стихотворениям Я сосульку не сосу… Я её домой несу. Стало ей от солнца жарко- Мне её ужасно жалко. Пусть все лето, целый год В холодильнике живет. А. Горбунова

    Слайд 15

    Составление мнемотаблиц по рассказу Где, чей дом? В траве под листом лопуха лежало куриное яйцо. Вдруг что-то затрещало, запищало, и из яйца вылупился цыпленок. Он вышел из своего тесного белого домика и огляделся по сторонам. Рядом кивали своими яркими головками полевые цветы. На один из них села бабочка. «Где твой дом?» - спросил цыпленок. «Мой дом под цветком». – ответила бабочка и улетела. По листу лопуха медленно ползла улитка. «Где твой дом?» - спросил у нее цыпленок. Улитка ответила: «Мой дом на спине,» и на всякий случай спряталась в него. Мимо проползал червячок. Цыпленок нагнулся к нему и спросил: «Где твой дом?» Но червячок так испугался, что ничего не ответил, а поскорее зарылся в землю.



    Предварительный просмотр:

    СЛАЙД 1 

    К. Д. Ушинский писал: СЛАЙД 2

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

     он будет долго и напрасно мучиться,

    но свяжите двадцать таких слов с картинками,

     и он усвоит на лету».

    Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделили 3 этапа: СЛАЙД 3

    1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

    2. Составление модели педагога совместно с детьми.

    3. Самостоятельное составление моделей.

    Использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой

    Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа. СЛАЙД 4

     На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы. СЛАЙД 5

    Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.

    Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

    Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. СЛАЙД 6

    При  разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке.

    После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. СЛАЙД 7 К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

    В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке «Три медведя» решить с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

    При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала занятия обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. В сказке «Красная шапочка» круг красного цвета обозначает Красную шапочку. При соотношении величин героев, заместителями являются полоски разной длинны.  СЛАЙД 8 В сказке «Теремок» героев замещают полоски, разной длинны, самая маленькая серая полоска мышка, больше полоска зеленого цвета лягушка и т.д.

     СЛАЙД 9 Иногда на занятиях или в организованной деятельности используется цветовая  символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым.

    Помогая ребенку, надо не просто играть с предметами-заместителями, но и чётко соблюдать последовательность действий сказки, что помогает ему анализировать основные события и связь между ними. Ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи - показывает основные  действия и события сказки.

    В сказке «Снегурушка и лиса», при чтении слов о том, как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять, дети выкладывают кружок, обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки, воспитатель   зарисовывает  эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовывает следующие эпизоды. Каждая схема делается взрослым после того, как дети с помощью кружков изобразят соответствующую ситуацию. Детям  предлагается по этим рисункам рассказать сказку. Если ребенок путает последовательность рисунков, то  лишние рисунки  прикрываются  листом бумаги, оставляется открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказать в данный момент.

    Данное задание  предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.

    На занятии по знакомству с художественной литературой при закреплении сказки «Колобок»,   ребенку предлагались красочные иллюстрации к данной сказке, но иллюстрации были перепутаны и добавлена картинка из другой сказки. Ребенку предлагалось помочь героям сказки и разложить картинки  в той последовательности как развивались события в сказке «Колобок». Найти лишнюю картинку, и назвать из какой, она сказки.

    Позже  детям даются задания для развития связной речи: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также рассказать про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.

    Когда дети научились работать с предметами-заместителями и чётко соблюдать последовательность действий сказки,  детям даются кружки индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось, что помогает им анализировать основные события и связь между ними.

    И конечно, новое задание вызывает новые трудности. Одно дело, когда придумывали все вместе, когда перед глазами была довольно полная картина, и совсем другое, когда надо фантазировать, глядя на кружки. И уже не просто придумать, на что они могут быть похожи, но и составить историю. Дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается сам.

    Использование схем и таблиц для составления описательных рассказов. СЛАЙД 10

    Опираясь на опыт ведущих педагогов и собственный опыт, при организации занятий по наглядному моделированию стали  использоваться схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогли детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

     Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    - строение рассказа;

    - последовательность рассказа;

       - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Так же для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ, используя ленту-схему.

    Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

    I вариант.

    Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми, и они отгадывают объект (сезон).

    II вариант.

    Кому-то из детей предложить отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект (сезон), который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

    III вариант.

    Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

    IV вариант.

    Воспитатель называет признаки объекта (сезона), дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект (сезон).

    Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

    «Когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;

    «Рассели жителей» - воспитатель сообщает, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

    Изучая тему «Домашние и дикие животные» детям предлагается игровая  ситуация: Незнайка запутался и никак не может различить диких и домашних животных. Необходимо отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается  задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? Потом даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком - либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

    Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

    Тема: чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

    Цель:  формирование умения использовать  метод  моделирования на занятии по развитию связной речи детьми 4-5 лет. СЛАЙД 11

    Воспитатель предлагает поиграть в сказку. Раздает геометрические фигуры.

    Пусть квадрат будет домик, в котором живут кот и петух. Какая фигура будет петушком?

    Дети. Треугольник

    Воспитатель. Да, потому что он красного цвета.  

    А где котик?

    Дети. Кружок.

    Воспитатель. Почему котик – это серый кружок?

    Дети. Потому что он серый.

    Воспитатель. Да котик такого же цвета - серого.

    А большой оранжевый треугольник – это будет лиса.

             Кот и петух в домике – сложите фигуры вот так (показывает).

     

    А теперь кот ушел. А петушок дома остался. Покажите, как.

    Дети выводят круг из квадрата.

    Вот лиса пришла к домику.

     

    Лиса уносит петушка, а кот их догоняет.

    Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я предлагаю, пользоваться готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему.

    В работе по обучению детей связной речи  хорошие результаты, может дать использование приемов мнемотехники. СЛАЙД 12

    Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

                         Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинать надо  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

       Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    - строение рассказа,

    - последовательность рассказа,

    - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом для развития связной речи детей.

     Их используют для:

    -обогащения словарного запаса,

    -при обучении составлению рассказов,

    -при пересказах художественной литературы,

    -при отгадывании и загадывании загадок,

    -при заучивании стихов.

    Работать с мнемотаблицами можно начинать со средней группы.

    Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Для детей среднего дошкольного возраста лучше использовать  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

     Для детей старшего возраста схемы можно делать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

    Работу по мнемотаблицам строиться в три  этапа.

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с  помощью педагога, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

    СЛАЙДЫ  13(нажать 2 раза) , 14, 15, 16

    Применять модельные схемы можно в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)                                                            



    Предварительный просмотр:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презинтация Формирование у детей интереса к художественной литературе через методы ТРИЗ.

    Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к д...

    Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

    Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

    Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

    Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ручному труду с элементами наглядного моделирования с детьми старшей логопедической группы «Сказка наоборот»

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ручному труду с элементами наглядного моделирования с детьми старшей логопедической группы...

    Развитие связной речи у дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования и мнемотехники

    Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной ...

    Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".

    Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...