Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой, используя метод наглядного моделирования
консультация

Лазебных Людмила Николаевна

применение  метода наглядного моделирования для создания интереса у малышей к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство детей младшего дошкольного возраста

 с художественной литературой, используя метод наглядного моделирования»

 «Без чтения нет настоящего образования,

нет, и не может быть ни вкуса, ни слога.

 Чтением человек переживает века»

 / А.И.Герцен/

Когда-то невозможно было представить жизнь без книг. А что же сейчас? В век компьютеризации, всесильного телевидения - книги проиграли битву за читателя, слушателя, наблюдателя. Читать сейчас стали гораздо меньше. Вы скажете, да нет, не всё так плохо. Будто по инерции, книги всё-таки ещё покупают, читают детям перед сном или в выходные дни. Но используются они не в полной мере и это очевидно. В основном это просмотр фильмов по мотивам известных произведений, в лучшем случае чтение, либо рассказывание. А что может заменить общение с книгой «наедине», шуршание страниц, запах типографии, эмоции, запечатленные на страницах прочитанной главы, а то самое место, где хотелось плакать или кричать с героем произведения?  

Умение понимать литературное произведение не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Поэтому перед педагогом стоит задача, используя разнообразные методы и приемы заинтересовать ребенка «миром литературы».

 На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Актуальность использования наглядного моделирования:

 во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;

  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью.

 в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели, только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы – научить с помощью заместителей выделять самые главные события, учить последовательности изложения; научить детей абстрагироваться (насколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Каждый этап имеет подробное описание. Работа по обучению пересказывания русских народных сказок начинается с трёх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке.

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке «Три медведя» следует решить с детьми, какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. В сказке «Красная шапочка» круг красного цвета обозначает Красную шапочку. При соотношении величин героев, заместителями являются полоски разной длинны. В сказке «Теремок» героев замещают полоски разной длинны, самая маленькая серая полоска мышка, больше полоска зеленого цвета лягушка и т. д.

 Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми начиная с младшего возраста для обучения рассказывания сказок помогут мнемотаблицы по сказкам.

Для начала детей знакомила с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, мышка — серая, елочка — зеленая, цыплята – желтого цвета, у петушка – гребешок красного цвета и другие образы.

Детям младшего дошкольного возраста сложно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать  через мнемодорожки.  Мнемодорожка несет обучающую информацию, но  в небольшом объеме, используя приемы наложения и приложения.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течении которых осуществляются следующие задачи

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: домик        , волк       , медведь        .

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: « Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.детям задаются вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?»

Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:  , действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками.

Через сказку я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами я ввожу цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь   , снег   , солнце   , дерево   .

 Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

При разучивании потешек использовала мнемодорожки. Мнемодорожки служат своеобразным зрительным планом, дидактическим материалом по развитию речи детей. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся потешка записывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит потешку целиком.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Для таких целей служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал для составления описательных рассказов об игрушках, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть та же самая что и при работе с мнемодорожками. Единственное условие - для детей младшего дошкольного возраста необходимо создавать цветные мнемотаблицы, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ёлочка – зелёная, а солнышко – жёлтое.

Помимо образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте мы используем простейшие схемы по формированию культурно-гигиенических навыков - одевания и умывания.

Я пришла к выводу: с помощью схем-моделей ребята учатся преодолевать различные затруднения в освоении материала, а переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. Поэтому я и в дальнейшем планирую использовать технологию наглядного моделирования в своей работе.

«Шуточная реклама».

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения

(При ответах указывается название и авторство произведений)

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапочка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.

(Баба Яга)

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой

Статья рассказывает как знакомить детей младшего возраста с литературой...

Презентация опыта «Повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитиеВведение в действие...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:" Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) использованием метода наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,  учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и напра...

Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщению детей  младшего дошкольного возраста  к художественной литературе...

Знакомство детей раннего дошкольного возраста с художественной литературой.

Знакомство детей раннего дошкольного возраста с художественной литературой....