Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения речи у детей с использованием метода наглядного моделирования»
консультация

Голованова Татьяна Николаевна

Мастер-класс для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masster_klass_dlya_roditeey.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок»

Мастер-класс для родителей воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

 «Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда»

Учитель-логопед

Голованова Татьяна Николаевна

Богородск, 2024

Цель: передача накопленного опыта по использованию приёмов моделирования на логопедических занятиях

Задачи:

Повышение компетентности, активизация исследовательской позиции участников мастер-класса;

Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут).

Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме и практическая часть.

Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.

Формирование группы

Логопед:

-Какие замечательные сегодня собрались здесь творческие люди, желающие повысить свой интеллектуальный потенциал.

Деление на группы (метод «Составь фразу»)

Участники берут карточку, на которой написано слово (символ) и ищут еще двоих (троих, четверых, чтобы получилась «знакомая фраза»:

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Не гордись званием, а гордись знанием.

У пространства нет размера, а у знаний нет предела.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Применительно к детскому саду, моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Предлагаю варианты использования наглядного моделирования в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.

1. Развитие артикуляционного аппарата. Первое, где я начинаю использовать наглядные модели — это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

2. Использование элементов моделирования при проведении дыхательной гимнастики. Схематические изображения используются для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха

3. Работа со звуком.

Начиная работу над звуками, я так же использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

Символы фонем логически связаны со звуковым аналогом звуков и отражают положение губ при их артикулировании. При построении модели согласных звуков учитывается участие или неучастие губ, вибрация голосовых связок и пр.

Согласные звуки противопоставляются по следующим признакам:

  • По типу резонаторов (ротовой или носовой звук).
  • По месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух.
  • По участию голоса и шума (звонкие и глухие звуки).
  • По наличию смягчения (твердые и мягкие звуки).

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия:

1. Пособие “Где звук?”

Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.

2. Игры “Дом Звуков”.

Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.

Например, характеристика первого звука в слове: ребенок называет предложенную картинку, называет первый звук в названии изображенного предмета, определяет первый звук гласный или согласный, “заселяет” картинку в домик (гласный звук – красный дом, согласный твердый – синий и т. д.)

3. Пособия «Поезд»«Новоселье» используется для закрепления знаний детей о слоговой структуре слов. В первом вагоне находятся предметные картинки, в названии которых один слог, во втором – два слога и т. д.

4. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, полубукву, изображение предметов с помощью букв.

5. Грамматический строй. Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с существительными.

Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Дети учатся употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

8. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний: от построения предложения по опорным маркерам до пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР.

Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок.

При работе над всеми видами связного высказывания: пересказе, составлении описательных рассказов, рассказывании по картине и серии картин широко используются мнемотаблицы, в которых с помощью условных значков кодируется содержание текста. Дети, декодируя информацию по мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или стихотворения.

Разновидность схематической – мнемодорожки, часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений. Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ.

Задания с использованием схемы слова:

• Отгадай, какое слово «зашифровано» в пиктограмме.

• Выложи фишками количество слогов в слове.

• Помести предметную картинку с этим словом в определенный вагончик (номер вагончика соответствует количеству слогов в слове).

Задания с использованием схемы предложения.

• Составь предложение по опорным пиктограммам

• Сосчитай количество слов в предложении.

• Составь схему предложения.

Задания с использованием мнемотаблицы.

• Разложи в определенной последовательности картинки с условными обозначениями стихотворения.

• Расскажи стихотворение.

Литература

Список литературы:

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.

3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. - №1.

5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.

6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.

7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.

8. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника».(Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 1979.)

9. Жукова Н.С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994.

10. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» - Москва, 1960.

11. Леонтьев А.А. «Теория речевой деятельности».- Москва, 1968.

12.«Логопедия» под ред. Л.С. Волковой – Москва, 1989.

13. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М. 1991 – сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

14. «Коррекция нарушения речи у дошкольников» под ред. Л.С. Сековец, Нижний Новгород, 1999 г.

15. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» (С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.)

16. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников» (Москва «Просвещение» 1985г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников

В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном проц...

«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»

Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....

Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.

15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...

Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...