Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа) Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Солдатова Лидия Александровна

Материал данного конспекта по дифференциации сонорных звуков и описанные в нем пособия, будут полезны как для логопедов логопедических пунктов, так и логопедических групп для детей, имеющих различные речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа)

Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»

Цель: Дифференциация звуков [р] и [л] на слух и в произношении.

Задачи:

1. Обучающие:

  • Закреплять знания о звуках [р] и [л], определять положение губ и языка при произнесении этих звуков;
  • Развивать фонетический слух;
  • Закреплять умение чётко произносить звуки [р] и [л] в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках и скороговорках.
  • Закреплять умение дифференцировать и выделять звуки [р] и [л] в словах.

2. Коррекционные:

  • Развивать слуховое внимание и память;
  • Формировать интонационную выразительность;
  • развитие логоритмических навыков.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать мотивацию к обучению;
  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • Воспитывать внимание к обращенной речи;
  • Развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: символы звуков [р] и [л], настольная игра «Сделай посадки» (мини-клумбы с горохом и разной лапшой, палочки и пружинки),  дидактическая напольная игра «Музыкальная тропинка» , дидактическая игра «Подбери гардероб» (картинки с предметами гардероба, буквы Р и Л),  дидактическая игра на координацию речи с движениями «Зеркало»  (логоритмика под Железнову)  ,  дидактическая игра «Заборчик» (заборчик с картинками),  дидактическая игра «Регулировщики» (речевой материал, картинки, схемы), дидактическая игра «Подбери домик для картинки» (схемы, картинки),  мнемокартинки к скороговорке, дидактическая игра «Придумай новое слово»,  карандаши, листы в клетку для составления схемы предложения.

Ход занятия.

  1. Орг. момент

Л: Ребята, я так рада вас всех видеть! Передали утром мне письмо. Давайте узнаем, что же там написано. Ой, загадки. Сесть тому я разрешу, кто загадку отгадает. Руку поднимайте, и ответ свой называйте.

Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички.  (ромашки)

Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, значит, дождик где-то близко.  (ласточка)

И зелен, и густ – на грядке вырос куст. Начали щипать – стали плакать и рыдать.  (лук)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днем –

ищем, ищем, не найдем.  (роса) 

Л: Послушайте внимательно слова - отгадки. (называю слова-отгадки, выделяя голосом звуки [Л], [Р]). Ромашки, ласточка, лук, роса.

Какие звуки выделяла голосом?

Д: [Л], [Р].

Л: Вот с ними сегодня и поиграем.

Показываю на ладонях, что язычок наверху за верхними зубками, при произнесении обоих звуках. И что язычок вибрирует, дрожит при произнесении [Р].

Л: Так чем же отличаются эти звуки?  Что язычок у нас делает?

Д: При произнесении [Л] язычок безотрывно находится за верхними зубками, а при произнесении [Р] – от вибрирует, дрожит.

Л: Правильно! Поэтому мы будем обозначать [Л] – стрелочкой, а [Р] – пружинкой. Запомнили? Сейчас мы это проверим.

1. ИГРА «Сделай посадки»

Л: Будем делать посадку в мини-клумбы, но посадка необычная. Я буду называть слова, а вы, какой звук услышали в нем, посадите палочку или пружинку. На какой звук посадим палочку?

Д: [Л].

Л: А пружинку?

Д: [Р].

Л: Слушаем внимательно. Мотоцикл, муравьи, самосвал, грузовик, кровать, лодка, теплоход, груша, пчела.

Дети «сажают». Между собой проверяют правильность, соединяя клумбы, друг к другу.

Л: Ребята, у кого-то остались палочки и пружинки. Поднимите руки?

Л: Придумаем слова, которые содержат данные звуки.

Придумывают, называют.

2. ИГРА «Музыкальная тропинка»

Л: Ой ребята, посмотрите, а что это такое? Музыкальная тропинка. Как вы думаете, почему она так называется?

Д: Потому что на ней ноты.

Л: А ноты нужно петь. Ножкой ноты выбирайте, громко четко пропевайте.

3. ИГРА «Подберите гардероб».

Л: А теперь мы отдохнем и за стол со мной пройдем.

Л: Скажите, что вы видите перед собой?

Д: Картинки и буквы Л и Р.

Л: На столе такой беспорядок. Представьте, что он у вас в шкафу. Нужно разложить картинки по местам. Со [Л] на полку буквы Л, а со [Р] на полку буквы Р. Наведем порядок? Не называя картинок, кладите на полки.

А теперь проверим, правильно ли мы навели с вами порядок, прошу картинки перевернуть, оставляя на том же месте.

(на Л – все со стрелочками, на Р – со пружинкой).

4. ИГРА «ЗЕРКАЛО» Координация речи с движениями (под музыку Железновой)

Л: А вы знаете как самим изобразить буквы Р и Л? (показываю) Покажите сами. (дети повторяют)  За мной повторяйте все что скажу и покажу.

  • ра – ла  на холме стоит гора.
  • ры – лы – ры – лы за горой комары.
  • ро – ло – ро – ло уронил петух перо.
  • ру – лу – ру – лу а барсук унес в нору.

5. ИГРА « Подбери картинку»

Л: Кто мне скажет, ребята, где звук в слове может жить?

Д: В начале, в середине, в конце.

Л: Картинку называйте и под схемы смело расселяйте.

(Перед детьми доска со схемами и стол с картинками, детям определить по очереди, где звук в словах: в начале, в середине, в конце и поселить под нужной схемой).

6. ИГРА «Заборчик»

Л: Немножко с вами отдохнем и у заборчика присядем. Рассмотрите внимательно и запомните картинки. Проговариваем все вместе. (Проговариваем вместе картинки на заборе: белая роза, красные лыжи, золотая корона и т.д.) Глазками запоминаем, какая картинка по счету. Отвернулись. Ответит лишь мне тот, до кого я прикоснусь. Закрыли глазки и представили наш заборчик. Какая вторая картинка?  пятая? и т.д.

Дети отворачиваются, я задаю вопрос и до кого прикоснусь, тот дает ответ.

На свои места пройдем и немного отдохнем.

7. ИГРА «Придумай новое слово»

         Л: Возьмите в руку палочку, как напоминалочку. Я вам словечко со звуком Р скажу, а вы меняете на Л, назовете новое. (рад – лад, рама – лама, мир – мил, жир – жил)

А теперь возьмите пружинку, какой звук будем в слове менять?

Д: Л на Р.

Л: Правильно.  (ложь – рожь, лак – рак, лов – ров, пил – пир, вол – вор)

10. ФИЗМИНУТКА «Карл у Карлы украл кораллы» с элементами мнемотехники.

Л: Ребята, прошу ко мне вас подойти.  Я раздам сейчас картинки, а вы запомните, что каждая из них обозначает. Тебе – Карл, Полине – у Клары, следующему – украл, а тебе – кораллы. Давайте проговорим, как сейчас с вами стоим.

Д: Карл у Клары украл кораллы.

Л: Пока звучит музыка, двигаемся.

(Музыка затихла, и кто первым под крылышко ко мне встанет, тот и начнет произносить.)

Меняются картинками, двигаются, останавливаются, произносят….

        11. ИГРА «Придумай и составь схему предложения»

Л: Придумайте предложение со словами Рома и ландыши.

Придумали, называют.

Л: Молодцы, а мне понравилось такое предложение.

- Рома купил красивые ландыши.

Сколько в этом предложении слов?

Д: 4.

Л: Считаем вместе, загибая пальчики. «Рома, купил, красивые, ландыши.»   Составьте схему этого предложения. (Составили) В конце предложения ставим, что?

Д: Точку.

Л: Правильно.  Давайте проговорим предложение, следим пальцем по схеме за мной. Назовите мне слова со [Л].

Д: Ландыши.

Л: Покажите пальчиком в схеме слово «ландыши».

Где звук [Л] слышим в начале, в середине или в конце?

Д: В начале.

Л: Обозначаем в схеме слова ландыши буквой Л местоположение [Л].

Есть еще у нас слова со [Л]?

Д: Купил.

(Далее аналогично)…

Л: А со [Р] есть у нас слова в этом предложении. Читаем по схеме пальчиком еще раз предложение.

Д: Рома. (аналогично)  

Итог занятия        

Л: Молодцы, ребята, вот и настало время нам с вами возвращаться в детский сад. С какими звуками мы сегодня играли? Чем они отличаются? (Показываем на ручках). Какое задание было самым трудным? Я очень надеюсь, что вы никогда не будете больше путать звуки [Л] и [Р] и они будут жить дружно, как и вы. Так как вы сегодня все хорошо постарались, вручаю вам мед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять по...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема "Дифференциация звуков [К]-[К\']-[Г]-[Г\']"

Конспект логопедического занятия был разработан и апробирован на открытом занятии в подготовительной группе...

Конспект фонетического логопедического занятия с детьми с ОВЗ в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [д] – [т]»

Фонетическое логопедическое занятие включает в себя игры на развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ, фонетическую и фонематическую работу со слогами, словами, предложениями по теме, работу с &quo...