Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у  дошкольников с ОНР.

Тема: «Дифференциация звуков «С-З»

Учитель-логопед: Семенец Валентина Андреевна

Цель: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания

            о звуках    «С» - «З»

Задачи:

Коррекционные:

  • Формировать навыки  фонематического анализа и синтеза. Выполнять звуковой анализ слов из 4-6 звуков.
  • Закреплять навыки составления схемы слова и подбора слов к схеме
  • Закреплять навыки подбора родственных слов
  • Закреплять умение дифференцировать звуки
  • Закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков

Образовательные:

  • Развитие связной речи

Развивающие:

  • Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление
  • Развивать слуховое, зрительное внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброе  отношение друг к другу и чувство взаимопомощи.
  • Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативная
  • Познание

Образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Игровая
  • Мнемотехника
  • Развивающая
  • Элементы логоритмики

Подготовка к занятию

Материал:

Демонстрационный:

  • Мультимедийный проектор, экран
  • Мнемотаблица
  • Звуковые схемы слов
  • Письмо с загадками
  • Изображения Совёнка и Зайчонка

Раздаточный:

  • Шапочки «Совёнок» и «Зайчонок»
  • Наборы картинок к игре «Подари картинку Зайчонку и Совёнку»
  • Лото «Назови и сосчитай птиц»
  • Конверты с «деформированными предложениями»

Предварительная работа

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках; звуковой анализ слов; составление предложений; выполнение упражнений на координацию речи с движением;

 работа с мнемотаблицами.

Ход занятия

Оргмомент.

Логопед. Ребята, сегодня у нас будут гости.

Сюрпризный момент. Ворона   приносит письмо.  В письме загадки:

Днем спит, ночью летает,                                                                                                    Мышей в лесу пугает. (Сова)

Мчится без оглядки,                                                                                                                 Лишь сверкают пятки,                                                                                                               Мчится что есть духу,                                                                                                             Хвост короче уха.                                                                                                                    Живо угадай-ка,                                                                                                                          Кто же это…?  (Зайка)

Вот, кто наши гости – Сова и Зайка! С каких  звуков  начинаются их имена? (Сова –С, Зайка –З). Чем похожи эти звуки? (Согласные, твердые). Чем отличаются эти звуки? («С»- глухой, «З» - звонкий).

Наши гости хотят поиграть с ребятами, но им нужны две команды. Кто хочет попасть в команду Совы? (Выходят желающие и надевают на голову шапочки Совы). А кто хочет быть в команде Зайчика ?(Дети надевают на голову шапочки Зайчика).

Основная часть.

Вот и первое задание. Подберите однокоренные слова  к именам  наших гостей. (Дети подбирают слова. Сова – совушка, совёнок, совиный, совята. Зайчик – зайчонок, зайчишка, заячий, зайчата)

Д/И «Подари картинку Совенку и Зайчонку»

         (дифференциация звуков «С» - «З» в словах)

На экране  изображение  четырёх  схем  слов. У детей на столах лежат картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки «С» и «З». Необходимо к каждой схеме подобрать картинку.

Предметные картинки односложных слов со стечением согласных звуков в конце слова: КУСТ, МОСТ, ЗОНТ.

Предметные картинки односложных слов со стечением согласных звуков в начале слова: СТОЛ, СЛОН, ЗВОН.

Предметные картинки двусложных слов из двух открытых слогов: БУСЫ, ВАЗА, РОЗА.

Предметные картинки трехсложных слов из трех открытых слогов: СОЛОМА , ПОСУДА, ЗОЛОТО.

Дети  берут картинки и ставят под схемы картинки, называя их и объясняя свой выбор.

Д/И «Составь предложение». Совёнок и Зайчонок составили предложения, но , похоже, им нужна помощь. Команде «Совята» предлагается «исправить» деформированное предложение: СОВА, ДУПЛО ,СПАТЬ ,В ,СТАРОМ.  (Сова спит в старом дупле).

Команде «Зайчата» предлагается другое предложение: ЗАЯЦ, КУСТ, ЖИТЬ, ПОД, ЗЕЛЕНЫЙ (Заяц живет под зеленым кустом).

Вы очень хорошо справились с этим непростым заданием, порадовали Совёнка и Зайчонка.

Игра-лото «Назови и сосчитай  птиц».  Совенок и Зайчонок говорят, что в их лесу живут разные птицы. Нужно назвать этих птиц и сосчитать. На экране  картинки, на которых изображено по одной птице : снегирь, сорока, голубь, синица, дятел. А дети берут себе карточки, на которых изображено по несколько птиц.

Логопед. На моей картинке изображен один красногрудый снегирь (белобокая сорока, сизокрылый голубь, желтогрудая синица, красноголовый дятел). Ребенок, у которого на карточке снегири, должен посчитать птиц и ответить, например: «У меня на картинке пять красногрудых снегирей».

Вы и с этим заданием отлично справились! Теперь пора нам отдохнуть.

Динамическая пауза.      (Речь с движением)                                                                                                       Скок-поскок, скок-поскок,                                                                                                               Зайка прыгнул на пенек.                                                                                                            Зайке холодно сидеть,                                                                                                                 Нужно лапочки погреть.                                                                                                           Лапки вверх, лапки вниз,                                                                                                               На носочках подтянись.                                                                                                         Лапки ставим на бочок,                                                                                                               На носочках скок-поскок.                                                                                                                А затем вприсядку,                                                                                                                    Чтоб не мёрзли лапки.                                                                                                         Прыгать Заинька горазд,                                                                                                               Он подпрыгнул много раз.

А теперь покажем нашим гостям, как мы можем рассказывать сказки.

Пересказ сказки «Как собака друга искала»

 (с использованием мнемотаблицы).

 Контроль  за произношением  звуков «С» - «З» в связной речи.

«Собака искала друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила Зайца и решила с ним подружиться. Ночью мимо пробежала Мышка. Собака услышала и залаяла. А Заяц испугался, подумал, что это пришёл Волк , и убежал в лес.

Собака решила подружиться с Волком: уж он, наверное, никого не боится! Ночью мимо пролетала Сова. Собака опять залаяла. Волк подумал, что это Медведь, испугался и убежал в лес.

Собака позвала Медведя, но тот и двух дней с Собакой не прожил. Приползла Змея, Медведь испугался и убежал в лес.

И вот, наконец, Собака встречает друга – Человека, который уж точно никого не боится!»  

 (Дети рассказывают сказку с использованием  мнемотаблицы, стараясь правильно и четко произносить звуки «С» и «З»)

1

 

      

                         

         

       

 

       

   

 

     

Сегодня вы слушали и пересказывали сказку. Дома вы её  не только расскажете, но и придумаете продолжение.

Заключительная часть. Рефлексия. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Нашим гостям Совёнку и Зайчонку очень понравилось с вами играть в интересные игры.

Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли (Называют).

Что понравилось? (Отвечают)

Что нового вы сегодня узнали? Какие задания вам показались лёгкими, а что вызвало затруднения? (отвечают)

Молодцы! Вы показали сегодня, что умеете справляться с трудностями,  умеете работать в команде. Приятно было видеть, как вы помогали друг другу.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук А"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков во 2 младшей группе. Тема "Звук "А"...

Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук У"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "У"...